Автор Тема: духовная цензура и русская классика  (Прочитано 17128 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн дорогой леонид ильич

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 203
  • Репутация: +2/-0
духовная цензура и русская классика
« : 14 Сентябрь, 2006, 16:17:56 pm »
На тексты посмертных изданий рукописей Пушкина большое влияние оказала духовная цензура. Шутливый комплимент:
Не веровал я троице доныне
Мне бог тройной казался все мудрен;
Но вижу вас и, верой одарен,
Молюсь трем грациям в одной богине
поправили так:
Не веровал я г р а ц и я м доныне
Мне в и д тройной казался все мудрен.
"Поп - толоконный лоб" вплоть до конца 19 века заменялся на "купец Кузьма Остолоп". В стихотворении "К Огаревой, которой митрополит прислал плодов из своего саду", "митрополит" был заменен несуществующим словом: "агрономит".


Лермонтов М. Ю.
"Цензура посмертных публикаций (...) В публикациях поэм и стихов Л. в "Отечественных записках" 1842 ("Боярин Орша", "Сказка для детей"), "Библиотека для чтения" 1844 ("Любовь мертвеца"), сб. "Вчера и сегодня" 1845-1846 изъяты богоборческие и антиклерикальные пассажи... В 1914 духовная цензура сделала попытку вмешаться в текст "Демона" (в т. н. "диалог о боге"), что вызвало возмущенные отклики в печати" (Семенов Л. П. Лермонтов и Лев Толстой. - М., 1914. - С. 45-4.


Филарет попросил найти "средство к охранению религии и нравственности от печатного кощунства и поругания". Средство было найдено. Циркулярным распоряжением главного управления цензуры 20 апр. 1860 г. было предписано не дозволять к перепечатыванию новым изданием книгу "Народные русские легенды, собранные Афанасьевым". Печатание второго издания было приостановлено. Отпечатанные экземпляры преданы уничтожению.
(Л. М. Добровольский. Запрещенная книга в России).

1. Диссертация Костомарова "О причинах и характере Унии в Западной России". Диссертация была утверждена к печатанию философским факультетом Харьковского университета, но затем...
"Поводом к запрещению диссертации Н. И. Костомарова послужило мнение о ней архиепископа Иннокентия (Борисова), который нашел, что диссертация написана в "нехорошем почти не русском духе", в книге "множество дерзких выражений насчет восточной церкви и ее патриархов". Архиепископа поддержал министр просвещения Уваров. В итоге, все экземпляры диссертации, которые удалось собрать, были преданы огню.
2. Всеобщая гражданская история классного и домашнего употребления, составленная преподавателем всеобщей истории при Тверской семинарии священником Ник. Сокольским. - М., 1851
Запрещена из-за отдела, посвященного истории философии. "Здесь говорится между прочим, что в философии прославились Юм, Фихте, Гельвеций, Руссо, Вольтер и множество сочинителей больших энциклопедий. Но Руссо, Вольтер и другие из поименнованных известны, как разрушители верований, как отрицатели божественного учения церкви: и потому не странно ли, что пастырь церкви относит труды их к усовершенствованию философии". После секретного расследования о Н. Сокольском синод вынес решение: "Священника Н. Сокольского уволить от учительской должности в Тверской семинарии, т. к. сочиненная им история обнаруживает в нем недостаток опытности и осмотрительности, сделанные на книгу замечания объявить через академическое правление с воспрещением продажи книги".
3. Вольтер Ф. Философия истории. - СПб., 1868
Книга была направлена на рассмотрение Комитета духовной цензуры последний нашел, что она "до такой степени переполнена вредными местами, что опровержение должно равняться по своему объему самой книге... Комитет дух. цензуры признал, что сочинение Вольтера, как в высшей степени вредное, должно подвергнуться уничтожению. Уничтожено 9 декабря 1872 г.
4. Гоббс Т. О сущности, форме и власти государства. - СПб., 1868
Повод к запрещению: "встречаются мысли и выражения, явно противные Священному Писанию и учению православной церкви, простирающиеся до дерзкого кощунства". Синод поручил обер-прокурору просить министра внутренних дел применить к книге 255 статью Устава духовной цензуры и сделать распоряжение об ее уничтожении. Книга уничтожена 23 февраля 1874 г.



Любопытны некоторые выкрутасы цензуры школьных учебников после европейских революций 1848-1849 годов. Цензурный комитет "исключал из всеобщей истории Магомета, ибо это был "негодяй" и "основатель ложной религии". Цензор Елагин вычеркнул "Силы природы" из физики, вероятно, на основании того, что един бог всесилен" (История русской литературы XIX в. / Под ред. Д. Н. Овсянико-Куликовского. Т. 1. - М.: Мир, 1908. - С. 243). Тогда же митрополит Филарет (уже упомянутый в №№ 168-169, 221, святой) потребовал от известного историка профессора Т. Н. Грановского "объяснений, почему я в чтениях по истории не упоминаю о воле и руке божьей, управляющих событиями и судьбами народов. "О вас говорят, что Вы вредный профессор, что вы затемняете умы верных сынов государя нашего" (Грановский Т. Н. Письмо к Я. М. Неверову. 28 декабря 1849 г.) Дело, по счастью, ограничилось выговором.
В 1882 году, российское правительство обеспокоилось тем, что учащиеся народных начальных училищ не могут по окончании училища "поддерживать в себе знания, приобретённые в школе", в частности, за неимением книг. Министр народного просвещения предложил дарить выпускникам следующий набор: молитвенник, псалтырь, Священная история, Евангелие, книга, объясняющая богослужения. "Такой дар", - утверждал министр. - "доставит им возможность поддерживать в себе наиболее необходимые в жизни знания из школьного образования, каковы знания по Закону Божию и умение читать" (Зайончковский П. Российское самодержавие в конце XIX столетия. - М.: Мысль, 1970. - 313-314; ЦГИА, ф. Департамента народного просвещения, оп. 194, д. 291, л. 85 - 86).
Российский библиограф А. И. Калмыкова попыталась добиться включения в каталог книг, разрешённых для народных школ, научно-популярной брошюры о происхождении грома и молнии. Ответ чиновника Министерства народного просвещения был категорически отрицательным: "Вы считаете необходимым, чтобы крестьяне знали, что такое электричество, а мы считаем, что для них гораздо полезнее при звуках грома думать: пророк Илья на колеснице катается по небу" (Наша школа. - 2000. - № 9. - С. 23).

 


Stalker
Гость



 [№9651] Добавлено: Пт Июл 09, 2004 3:10 pm    Заголовок сообщения:    

--------------------------------------------------------------------------------
 
Интересный материал!
Особенно последнее прелесть
Действительно... и надо ж так запудрить голову православному народу, чтоб он в 17-годе свалил столь о нем пекущийся, и просвещенный режим. От большевики... масоны
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от дорогой леонид ильич »
\"Москальский жополиз\" - это такое простонародное выражение

Оффлайн дорогой леонид ильич

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 203
  • Репутация: +2/-0
(Нет темы)
« Ответ #1 : 14 Сентябрь, 2006, 16:22:05 pm »
На всякий случай сообщаю : весь этот текст - цитата.

Мне лично по этому поводу вспоминается случай с Пелевиным (может, найду текст).
Когда он вернулся из Кореи, был ему позвонили из РПЦ.
И знаете что сказали?
Сказали: вы очень популярный писатель, влияете на молодежь, а влияние-то это нехорошее!
Вы бы как Толстой о духовности православия говорили!

А об анафеме ни слова!

Какая наглость...
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от дорогой леонид ильич »
\"Москальский жополиз\" - это такое простонародное выражение

Оффлайн блаватская

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 644
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #2 : 23 Сентябрь, 2006, 16:37:09 pm »
Цитата: "дорогой леонид ильич"
Какая наглость...


я вижу, что вы неравнодушны к православию...
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от блаватская »
прощая-мы получаем прощение...

Оффлайн дорогой леонид ильич

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 203
  • Репутация: +2/-0
(Нет темы)
« Ответ #3 : 25 Сентябрь, 2006, 19:50:56 pm »
Цитата: "блаватская"
Цитата: "дорогой леонид ильич"
Какая наглость...

я вижу, что вы неравнодушны к православию...


Есть такая маза.
У них девчонки симпатичные, у православных.
Вот бусурмане их и не любяць.
Зависть.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от дорогой леонид ильич »
\"Москальский жополиз\" - это такое простонародное выражение

Оффлайн Iesus

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 99
  • Репутация: +1/-0
(Нет темы)
« Ответ #4 : 05 Октябрь, 2006, 00:24:37 am »
Наглость действительно… послал бы он их всех на….
А Толстой, между прочим, говорил о бездуховности православия :)  
Что вы в бл-ях симпатичного нашли…
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Iesus »
Московская клиническая патриархия

Оффлайн Кроткий

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 580
  • Репутация: +0/-0
Re: духовная цензура и русская классика
« Ответ #5 : 06 Октябрь, 2006, 08:41:04 am »
дорогой леонид ильич

Цитировать
Филарет попросил найти "средство к охранению религии и нравственности от печатного кощунства и поругания". Средство было найдено. Циркулярным распоряжением главного управления цензуры 20 апр. 1860 г. было предписано не дозволять к перепечатыванию новым изданием книгу "Народные русские легенды, собранные Афанасьевым". Печатание второго издания было приостановлено. Отпечатанные экземпляры преданы уничтожению.
(Л. М. Добровольский. Запрещенная книга в России).


Дорогой Леонид Ильич, мне стало просто жалко, что церковь так обокрала Вас, да видать и всех нас тем, что лишила такого культурного наследия как русские сказки в изложении ВЕЛИЧАЙШЕГО фольклериста все времен и народов, поэтому позвольте мне как православному хритианину, восполнить пробелы Ваших знаний:

Только прошу не удивляйтесь после прочтения этих сказок, которые так милостиво позволили Афанасьеву напечатать в Европе, тому, что в Европе до сих пор думают о русском мужике как об Иванушке-дурачке и о том, что в Москве до сих по улицам медведи гуляют.

Вот например, сказка про Иванушку-дурачка (номер 396 в афанасьевском собрании):

"Жил-был старый бобыль с своею старухой; у него было три сына: двое умных, младший - Иван-дурак. Вот как-то посеяли умные братья горох в огороде, а Ивана-дурака от воров караулить поставили. Понадобилось старухе, их матери, в огород сходить; только влезла туда, Иван-дурак заприметил и говорит само с собой: "Погоди ж, изловлю я вора; будет меня помнить!" Подкрался потихоньку, поднял дубинку да как треснет старуху по голове - так она и не ворохнулась, навеки уснула! Отец и братья принялись ругать, корить, увещать дурака, а он сел на печи, перегребает сажу и говорит: "Черт ли ее на кражу нес! Ведь вы сами меня караулить поставили".- "Ну, дурак,- говорят братья,- заварил кашу, сам и расхлебывай; слезай с печи-то, убирай мясо!" А дурак бормочет: "Небось не хуже другого слажу!" Взял старуху, срядил в празднишну одежу, посадил на повозку в самый задок, в руки дал к поехал деревнею. Навстречу ему чиновник едет: "Свороти, мужик!" Дурак отвечает: "Свороти-ка сам, я везу царскую золотошвейку".- "Мни его, мошенника!" - говорит барин кучеру, и как скоро поверстались ихние лошади - зацепились повозки колесами, и опрокинулся дурак со старухою: вылетели они далёко! "Государи бояре! - закричал дурак на весь народ.- Убили мою матушку, царскую золотошвейку!" Чиновник видит, что старуха совсем лежит мертвая, испугался и стал просить: "Возьми, мужичок, .что тебе надобно, только не сзывай народу". Ну, дурак не залетел хлопотать много, говорит ему: "Давай триста рублей мне, да попа сладь, чтоб покойницу прибрал". Тем дело и кончилось; взял дурак деньги, поворотил оглобли домой, приехал к отцу, к братьям, и стали все вместе жить да быть".

Вариант этой сказки (395): "Дурак положил старуху на дровни и поехал в ближнее село; пробрался задами к попу на двор, залез в погреб, видит - стоят на льду кринки с молоком. Он сейчас поснимал с них крышки, приволок свою старуху и усадил возле на солому; в левую руку дал ей кувшин, в правую-ложку, а сам за кадку спрятался. Немного погодя пошла на погреб попадья; глядь - незнамо чья старуха сметану с кринок сымает да в кувшин собирает; попадья ухватила, палку, как треснет ее по голове - старуха свалилась, а дурак выскочил и давай кричать: "Батюшки-светы, караул! Попадья матушку убила!" Прибежал поп: "Молчи,- говорит,- я тебе сто рублев заплачу и мать даром схороню".- "Неси деньги!" Поп заплатил дураку сто рублев и похоронил старуху. Дурак воротился домой с деньгами; братья спрашивают: "Куда мать девал?" - "Продал, вот и денежки". Завидно стало братьям, стали сговариваться: "Давай-ка убьем своих жен да продадим. Коли за старуху столько дали, за молодых вдвое дадут". Ухлопали своих жен и повезли на базар; там их взяли, в кандалы заковали и сослали в Сибирь. А дурак остался хозяином и зажил себе припеваючи, мать поминаючи".

Торговать трупом ("мясом") собственной матери - это в каких же еще сказках такое встретишь!

Обращает на себя внимание и та легкость, с которой персонажи сказок идут на убийство своих жен. Сие деяние не считается там чем-то "волнительным" (397-399).

Весьма многие русские сказки учат жульничеству и лукавству. Солдатский цикл: солдат считает за честь обмануть женщину, пустившую его на постой и и что-то у нее украсть (см. 392-394 в афанасьевском собрании). В 452 сказке безусловно положительный герой соучаствует в ограблении церкви. Лукавство и воровство воспеваются в "Шемякином суде" (319), "Воре" (383-390), "Слепцы" (382)…

В 402 сказке Иванушка-дурак убивает церковнослужителя просто из-за денег… А в 400-й Иванушка-дурачок "принялся овец пасти: видит, что овцы разбрелись по полю, давай их ловить да глаза выдирать; всех переловил, всем глаза выдолбил, собрал стадо в одну кучу и сидит себе радехонек".

Персонажи русских сказок сплошь и рядом по своей охоте прислушиваются к нечистой силе.

Герои русских сказок колдуют ради гораздо более корыстных целей (женитьба на принцессе, например). Что же касается Ивана Царевича, то и с оборотнями, женатыми на его сестрах, он находился в самых добрых отношениях (см. 562), и услугами джинна (который в русской версии именуется Духом) пользовался отнюдь не в случаях смертной угрозы (559)…

У героев русских сказок есть выбор обратиться к Церкви или к магии, и они предпочитают обращаться именно к магии. Молитва не отвергается, но считается недостаточной защитой. Например, в храмах от восставших покойников-колдунов защищаются начертанием круга, гвоздями и молотком, сковородкой, а не просто мольбой к Господу (см. сказки 366 и 367).

Берут они и прямые уроки у бесов "В самую полночь собралось на эту лодку многое множество нечистых и начали промеж себя разговаривать: кто какие козни устроил. Один говорит: "Я между двух мужиков спор решил в противную сторону, и у правдивого руку отрезали". Другой на то сказал: "Это пустое! Только три раза по росе покататься - рука снова вырастет!"… Наум все это слышал и на другой день вырастил свою правую руку" (Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в трех томах. Т.1. М., 1984, с. 158). Вот ведь - положительный герой русской народной сказки подслушал совет беса и эта магия ему помогла…

Равнодушие к чужой боли в русских сказках - потрясающее. В "Золушке", например, мать советует дочери отрезать палец, чтобы нога влезла в туфельку. В отличие от братьев Гримм, русский рассказчик дает этому совету вполне рациональное объяснение: "Отрежь большой палец, - говорит мать дочери, - Как будешь княгинею - не надо и пешком ходить!". А концовка такова - "А как воротились из церкви, голубки кинулись на мачехиных дочерей и выклевали у них по глазу. Свадьба была веселая, и я там был, мед-пиво пил…" (Чернушка // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в трех томах. Т.2. М., 1985, с. 318).

А уж антиклерикализм русских сказок хорошо известен.
Сказка о Курочке-Рябе. "Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось. Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась. Идет просвирня, спрашивает: что они так, плачут? Старики начали пересказывать. "Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком…". Просвирня как услыхала - все просвиры изломала и побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала? Она пересказала ему все горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола. Идет поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал все горе попу, а поп побежал, все книги изорвал" (Курочка // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в трех томах. Т.1. М., 1984, с. 83).

Слава советской цензуре!
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Кроткий »
С моим сознаньем наравне
вершится ход планет.
И если Бога нет во мне, Его и выше нет.

Оффлайн Коля

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 291
  • Репутация: +0/-1
(Нет темы)
« Ответ #6 : 06 Октябрь, 2006, 14:26:55 pm »
Цитата: "Кроткий"
Жил-был старый бобыль с своею старухой
Интересно, а откуда дровишки? Бобыль, мне всегда казалось, это старый закоренелый холостяк. Откуда же у него есть своя старуха, да ещё три сына?

А сказочки интересные, спасибо. В принципе, такие вещи есть не только в русском фольклоре, а, наверно, в любом.

Ну, а что народ попов не любил — для этого сказки читать не обязательно... И конечно же, по древности этих сказок совсем не удивительно, что магия и сущности, которые новой религией были объявлены "нечистыми", могут играть (и играют) положительную роль.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Коля »
Люди, которые думают, что они всё знают, так раздражают нас — тех, кто действительно знает всё!

Оффлайн дорогой леонид ильич

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 203
  • Репутация: +2/-0
(Нет темы)
« Ответ #7 : 06 Октябрь, 2006, 17:31:27 pm »
Дяде. восхищавшемуся советской цензурой.


вы привели отнюдь не самые интересные примеры русских заветных сказочек.
Почему не вспомнили "посев хуев?" :D

А заодно Пушкина :D  :D  :D
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от дорогой леонид ильич »
\"Москальский жополиз\" - это такое простонародное выражение

Оффлайн дорогой леонид ильич

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 203
  • Репутация: +2/-0
(Нет темы)
« Ответ #8 : 06 Октябрь, 2006, 17:34:07 pm »
Вы еще раз, возможно, сами того не желая, привели пример того, что христианская культура для русского народа есть (перефразируя Ницше) яблочная кожура над раскаленной бездной.  :lol:
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от дорогой леонид ильич »
\"Москальский жополиз\" - это такое простонародное выражение

Оффлайн rtyukl

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 68
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #9 : 06 Октябрь, 2006, 23:31:27 pm »
Цитата: "дорогой леонид ильич"
На всякий случай сообщаю : весь этот текст - цитата.

Мне лично по этому поводу вспоминается случай с Пелевиным (может, найду текст).
Когда он вернулся из Кореи, был ему позвонили из РПЦ.
И знаете что сказали?
Сказали: вы очень популярный писатель, влияете на молодежь, а влияние-то это нехорошее!
Вы бы как Толстой о духовности православия говорили!

А об анафеме ни слова!

Какая наглость...



А не угрожали Пелевину?  химеры проклятые
известно, сейчас везде поповская цензура, ни чего не православного не хотят печатать. Один знакомый журналист востоковед, говорит - в последнее 5 лет  совсем стало плохо.
Если раньше в неспециализированной прессе, муниципальных изданиях,  можно было свободно печататься на восточные темы, то теперь все…  мы же православные!
А печатают одни ксенофобские гадости, что всякие "успокоители" в бреду насочиняют

Приглашайте Пелевина на Асайт и форум. Путь тут  взбодрится и сил наберётся. :)

А если он хочет «о духовности православия говорить»  пусть переведёт на азиатские языки,  труд дяькона Кураева «буддизм - сатанизм для интелегенции»   ха-ха…
И распространит перевод  в буддийских странах.  Вот смеху будет то,  ха-ха…
Наравне со второй Хиросимой….
Попов от туда с  треском вышибут после этого :)  и где торчат  их купола -  пепелища засияют....

А то  попики ишь себе, церкви в Азии везде строят. А открытием своим  «буддизм – сатанизм» с тамошним народом не делятся…
надо просветить народы Азии....
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от rtyukl »