Зачем Бог уничтожал все живое на земле, если это самое живое им же и сохраняется "по паре" для воспроизводства?
Другой вопрос - а зачем вообще было изливать воды на землю, чтобы погубить живое, если он может уничтожить всякую "непорядочную" тварь извирательно и одним махом? Ведь даже не все же люди "до потопа" были нехорошими и неправедными, но Бог уничтожил всех, кроме узкого родственного круга Ноя?
врядли я смогла бы объяснить лучше, чем объясняется в этой статье. Автор Тимофей Алферов.
"История всемирного потопа - совершенно уникальная страница в истории человечества. В материальном плане - это самое страшное наказание человечеству за всю его историю. И не только человечеству, но и всей земной природе. Задумаемся, а есть ли в этом наказании столь же особенный смысл, соответствующий его силе. Понятно, что Бог наказывает людей за грехи, но каков был особенный грех допотопного человечества? Писание указывает нам этот грех, хотя и довольно кратко. Оно приводит слова Самого Господа: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть, пусть будут дни их сто двадцать лет (Быт. 6.3)
Какие еще грехи ставит Бог в вину допотопным людям? Об этом есть еще одно краткое указание: и увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время (Быт 6.5). Но ведь почти те же слова говорит Господь и послепотопном человечестве: помышление сердца человеческого - зло от юности его (Быт. 8.21). Значит, получается, что человеческое злосердечие невозможно исправить с помощью даже самого тяжкого наказания? Да именно так. Вся христианская вера стоит на том, что исправление человека и способность его наследовать блаженство вечное даются нам Иисусом Христом, Спасителем и Искупителем рода человеческого.
Но для чего же было послано человечеству такое страшное наказание, если оно не могло исправить человека? Только отомстить самым закоренелым грешникам? - Но для этой цели есть огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25.41). Притом сколько невинных младенцев должно было погибнуть в водах потопа, наконец, чем провинилась вся прекрасная первобытная природа, чтобы разделить тяжкую участь беззаконников? Будем искать разгадку в приведенных словах Бога о допотопных людях и в этой самой красоте первобытной природы. Как показывают нам находки палеонтологов, древний мир был, действительно намного богаче современного. Множество видов растений и животных с тех пор вымерло, потому что они не смогли приспособиться к новым условиям.
Ученые-креационисты объясняют этот факт наличием над атмосферой водно-паровой оболочки, создавшей по всей планете парниковый эффект и существенно снижавшей уровень солнечной радиации. В гигантском земном парнике разрасталась самая буйная растительность, дававшая пищу множеству самых разных животных, а практически полное отсутствие космических лучей значительно повышало долголетие всякой твари, в том числе, конечно, людей. И мы видим, что действительно, возраст допотопных людей, упомянутых в Библии, исчисляется восемью-девятью сотнями лет. Именно это долголетие и связанное с ним отсутствие болезней в течение долгого времени, по-видимому, и приводили к тому, что люди потеряли всякую духовную восприимчивость и религиозный интерес. Это, впрочем, отнюдь не означает, что они вовсе забыли Бога.
Если мы рассмотрим родословную потомков Адама (Быт. гл 5), то можем убедиться, что Адам мог видеть при жизни потомков своих до седьмого колена. Это значит, что деды и прадеды поколений, погибших в потопе могли лично видеть Адама. Видевшие Адама никак не могли сомневаться в том, что Бог есть, что рай был, что было грехопадение, и что мир после него находится под Божьим проклятием. Видевшие Адама вполне могли научиться у него покаянию. Трудно поверить, чтобы за три-четыре поколения в людях могло бы исчезнуть знание о Боге. Но, глядя на наших современников, совсем не сложно понять, что зная о бытии Бога, о Его заповедях человеку, о воздаянии за их (не)исполнение, вполне можно не придавать этому знанию никакого практического значения. Этому весьма способствуют долголетие, спокойная жизнь без особых потрясений судьбы. Именно такое положение и привело к тому, что допотопные люди стали совершенно плотскими, лишились всяких духовных способностей и запросов. Они имели достаточно знаний и сил, очень вероятно, что обладали и уникальными оккультными способностями, - и все эти свои таланты употребляли лишь на свое благополучное жительство на земле. Вероятно, люди эти быстро размножались, поскольку детородный возраст у них должен был соответствовать общей продолжительности жизни. Если так, то старшее поколение, готовое к переходу в иной мир, было очень малочисленно. Смертные случаи очень редко попадались на глаза. И тогда люди могли возомнить, будто смерть есть явление случайное, которое в принципе возможно победить человеческими силами.
Вот что примерно мог представлять из себя человек, которому Бог изрекает одно только слово в обвинение к смертному приговору: плоть. Скотское и звериное состояние! Состояние двуногого животного, притом обладающего мощным интеллектом. Исполины, издревле славные люди! (Быт. 6.4) Но увы! сколь печальна их слава. Какого пророка, какого учителя послать к ним, какого Мессию? Их души совершенно невосприимчивы ни к каким религиозным учениям, ни к правым, ни к ложным. У них нет духовных вопросов, их нечему более учить. Что остается сделать с ними? Видимо, только то, что и сделал Господь в год потопа.
Но только ли истребление приносит потоп людям? Нет, он изменяет сам облик земли и условия жизни на ней. Только после потопа начинают сменяться на земле времена года, появляются области с весьма суровым климатом, больше уже не восстанавливается первобытная богатая растительность, появляется космический фон излучения. Продолжительность жизни Ноевых потомков достаточно быстро сокращается, так что Авраам умирает 175 лет, а его потомки - еще моложе. Теперь уже смерть становится делом куда более привычным, обыденным. Тогда-то просыпаются у людей и религиозные запросы.
Благочестие праотца Ноя не может, конечно, продлиться на несколько поколений. Для воспитания безбожника, как мы видели на примере допотопного человечества, достаточно совсем немного времени. Но этого теперь не происходит. Мы видим далее, что ко временам Авраама не один только этот праведник знает Бога. Конечно, именно Авраам верует Ему больше иных и повинуется беспрекословно, но и другие люди вокруг него (Лот, Авимилех, Агарь) способны на какие-то действия под влиянием страха Божия и вообще религиозных мотивов. И даже отход от истинного богопочитания происходит теперь уже не в полное безбожие, а в ложную религиозность. Так, например, с именем Лавана, тестя Иакова, связано уже достаточно конкретное упоминание о рукотворенных божествах - идолах. (Быт. 31.19). А ведь от знания о Едином Невидимом Боге до такого примитивного идолопоклонства путь неблизкий. По идее, он должен проходить через почитание стихий - солнца, огня и т.п., как предметов, хотя и конкретных, но все-таки воплощающих в себе нечто более отвлеченное, чем рукотворные изображения.
Теперь уже не скажешь, что люди, даже богоотступники и грешники - только плоть. Ясно, что религиозная жизнь в послепотопном человечестве никогда уже не замирала, хотя могла принимать (чаще всего так и случалось) извращенные формы. Со временем идолопоклонство на целые века станет главным грехом людей, источником всех прочих их мерзостей. Но задумываться о жизни и смерти, о загробном воздаянии, о добре и зле, о правде и милости послепотопным людям приходится постоянно. Появляются религии - пойдут и религиозные споры. Теперь только будет почва и основание для пророческой проповеди, для научения истинному богопочитанию, для подготовки людей к Благой Вести - Евангелию. Лишь отдельные отчаянные смельчаки кое-где осмелятся гласно отрицать любые божества, но и те поклонятся вместо Бога материи. И этим несчастным не удастся прожить без вечных вопросов - слишком реален для всех людей будет невидимый, но грозный религиозный наставник - смерть. Вот благодетельное действие, произведенное в человеке и во всей природе потопом, грозной общей карой для согрешившего человечества. Бог оказывается милостив даже в таком проявлении Своего гнева. И если подумать, не найдешь никакого иного средства, каким образом превратить животного плотскою человека в религиозного. Недаром же праведники воздают Богу славу, видя грозные суды Его.
Время задуматься и нам о своей судьбе. В наши дни наука позволила составить кое-какое представление о подлинной истории земли, истории, согласной с Библией. И только теперь, благодаря нашему самому еще поверхностному, но убедительному, знанию о допотопной земле становится понятною та глубокая и правильная логика Писания, логика Священной истории, в соответствии с которой объясняются и духовные причины потопа, и факт возникновения идолопоклонства лишь в послепотопные времена.
Для нас тут тоже есть важный урок. Именно наше ужасное время позволяет нам наглядно представить себе человека, который есть плоть. Повсюду в литературе мы встречаем утверждение, что везде, где есть люди, есть и религия, будь то правильная, или ложная. Но именно наш современник, включающий зачастую религиозные образы и понятия в тотальную систему развлечения и духовного потребительства, позволяет нам представить себе допотопного предка. Отсюда уже недалеко нужно продвинуть мысль, чтобы провести параллели и в исторической судьбе человечества - допотопного и современного."