Автор Тема: Кастанеда  (Прочитано 4017 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 925
  • Репутация: +17/-1
Re: Кастанеда
« Ответ #10 : 03 Апрель, 2014, 04:51:34 am »
Я бы наметил изучение культуры коренного населения Северной Америки, а так же изучение ранних форм религии. Эти знания очень помогут в понимании мистической псевдофилософии Кастанеды. В добавку можно изучить влияние наркотических средств на сознание человека. Тогда точно все ясно станет :)
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Veritas est adaequatio rei et intellectus.

Оффлайн Rufus

  • Модератор
  • Афтар, пиши исчё!
  • *********
  • Сообщений: 3 735
  • Репутация: +243/-183
Re: Кастанеда
« Ответ #11 : 03 Апрель, 2014, 17:13:28 pm »
Почитайте книгу Ричард де Милль, "Записки о доне Хуане".
После того, как Кастанеде стали задавать неудобные вопросы (яки не используют дурман, грибы используются гораздо южнее итд), он поправил биографию Дона Хуана, и его учение "произошло" из Центральной Мексики.

В "Отдельной реальности" есть эпизод с зашиванием у ящерицы век - заимствован из «Справочника по южноамериканским индейцам», в котором описано, как искусный перуанский маг зашивал жабе веки и пасть.

Когда Гордон Уоссон (этноботаник) написал Кастанеде, попросив выслать более подробные данные об источниках, положенных в основу книги, он получил лишь уклончивые, отрывочные сведения. Штатовские индейцы Кастанеде сначала поверили. Де Милль описывал комичный случай, как две индеанки решили вытрясти из Кастанеды посвящение, и как он пытался отделаться от них.

Эпизод из книги «Отдельная реальность», где дон Хенаро, друг дона Хуана, совершает прыжок через водопад, цепляясь за него магическими щупальцами силы, взят из рассказов этнографа Барбары Майерхоф о уичольском шамане Рамоне Медина.

Ричард Милль исследовав некоторые выражения, которые якобы употреблял Дон Хуан в беседе с Кастанедой (Например, имеют ли такие английские фразы, как «я несся как сукин сын» или «смотри, не свихнись» испанские эквиваленты, которые мог бы употребить шаман? ), пришел к выводу, 59% таких высказываний имеют англоязычное происхождение и наверняка не являются переводами с испанского языка. Т.о. Кастанеды не было черновика на испанском, он писал сразу на английском.

Как сказал один критик, Дон Хуан живет в Библиотеке университета Беркли, которой и пользовался Кастанеда.

 На сайте Месоамерика.ру обсуждался вопрос о Кастанеде, вот неск. цитат:
Цитировать
…Несколько лет назад на ежегодном собрании NAE (Старейшин коренных американцев) лидеры ряда индейских племен приняли резолюцию: «В последние двадцать лет мы видим рождение новой индустрии в США. Это прибыльное предприятие, известное как Спиритуализм американских индейцев, началось с многочисленных литературных мистификаций, предпринятых такими людьми неиндейского происхождения, как Карлос Кастанеда, Джэй Маркс (Джэмейк Хайвотер) и Линн Эндрюс». Относительно работ Карлоса Кастанеды профессор Вайн Делория-младший, индеец сиу, очень точно отразил мнение многих исследователей, отметив, что они «имеют гораздо больше общего с «путешествиями» после приема ЛСД, чем с индейской культурой». Помимо белых мистификаторов существует большое разнообразие индейских авторов, таких как Сан Биэр (Солнечный Медведь), Воллес Черный Лось и другие, но и их сочинения — не более чем смесь идей, почерпнутых из восточных культур и астрологии, поверхностно приправленная индейской атрибутикой. Сегодня можно купить даже индейские гадательные карты, астрологические прогнозы индейских шаманов и прочие изобретения современного бизнеса.
Цитировать
Отношение к ним самих индейцев великолепно выражено в словах индеанки из племени нискуолли Дженнет Макклауд: «Неожиданно появилось огромное количество беспринципных идиотов, бегающих вокруг и утверждающих, что они — шаманы и научат вас церемониям баксов за пятьдесят. Это не просто плохо, это непристойно… Некоторые из них даже объявляют себя «официальными духовными представителями» различных индейских народов. Я говорю о таких людях, как Дхьяни Иваху и Линн Эндрюс. Это отвратительно… Среди нас есть и индейцы, поступающие так же. У нас есть Солнечный Медведь, Воллес Черный Лось и другие, готовые продать родную мать, если появится возможность быстро получить деньги… Они продажные воры и сами знают об этом. А потому на наших традиционных встречах и собраниях вы никогда не увидите ни Солнечного Медведя, ни ему подобных»…
Цитировать
Стал бы разумный человек, заинтересовавшийся христианством, буддизмом или иудаизмом, платить тому, кто предложил бы после обучения на двухнедельном семинаре сделать его епископом, ламой или раввином? Едва ли…
Цитировать
Особенно много несуразностей в его первых книгах - потом он кое-что узнал/прочитал и дальше их меньше. Типичный пример:
Гордон Уоссон - официальный открыватель грибов; в смысле, что он их нашел, сдал пробы Гофману (отцу ЛСД) для обнаружения активной субстанции и пр. Так вот мистер Уоссон выразил перед доном Карлосом свое удивление, что грибы растут в Соноре - где, в пустыне, их никак быть не может. В следующей книжке автор внес исправление и отправил своего мифического героя дона Хуана за грибами в Оахаку.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
百花齐放,百家争鸣 . Пусть расцветают сто цветов, Пусть соперничают сто школ!

Оффлайн Rufus

  • Модератор
  • Афтар, пиши исчё!
  • *********
  • Сообщений: 3 735
  • Репутация: +243/-183
Re: Кастанеда
« Ответ #12 : 07 Апрель, 2014, 06:58:24 am »
На одном из форумов нашел вот такую мысль (привожу со своими дополнениями):
Некий человек узнает, в основном из различных книг, о том, что секс – это практика, и начинает называть свою сексуальную озабоченность тантрой. Он так же ест мясо, потому, что дон Хуан говорил, что это не имеет значения. Кроме того, из йоги он подчерпывает ценнейшие сведения о том, что поза практика должна быть очень удобной, и что его лежание в безделье на диване называется шавасаной. Дзогчен позволяет такому практику спокойно проливать семя во время секса и рожать детей, ведь главное – осознанность. Из традиции Чань он узнает, что всякая чушь, сказанная им ни к селу ни к городу – это проявление спонтанного ума, а обида, нанесенная матери или девушке - это проявление естественности. Перечитанный Кастанеда напоминает, что любая ошибка задним числом может быть объявлена контролируемой глупостью, рисовка перед девушками и пускание пыли в глаза окружающим  - это стирание личной истории,  а употребление наркотиков – это общение с растениями силы, даже если проглоченная дрянь никогда нигде не росла, кроме колбы подпольной нарколаборатории.

Теперь осталось только ознакомиться с тезисом Адвайты о том, что “всё уже есть” – и можно, назвать себя нагвалем в четвертом внимании, мастером тантрического секса, даосским алхимиком и адептом высочайшей йоги. И продолжать общение в столь любимой эзотерической среде, но уже из позиции “свысока и чуть сбоку”. Вести при этом себя можно как угодно, ведь всегда найдется практика, на которую можно впоследствии списать свое поведение. Кроме того, все можно объяснить происками чувства собственной важности окружающих или же практикой агхоры, которую вы из сострадания создаете для них...
Ознакомившись с суфийским тезисом о "божественном опьянении", этот человек квасит пиво полторашками, а про пивной животик говорит (пока, правда, в шутку), что это знак накопления энергии цзин.
Почему такой человек забывает о практиках пранаям и задержек дыхания, издревле практикуемых тантриками? Что заставляет его игнорировать тот факт, что шаманы древней Мексики не потакали привязанностям к обществу людей, а предпочитали этому перепросмотр? Что Дон Хуан сказал Кастанеде: "отныне эта штука у тебя - только для того, чтобы писять".
Куда же исчезают йама и нийама, обязательные для каждого йогина? Где же многолетние ритриты и тотальное доверие к мастеру, необходимые для прямой передачи и поэтому столь почитаемые в дзогчен? Почему забыты боевые искусства, випассана и пять обетов – великие опоры пути чань? И почему человек, увлекаясь мистикой, не совмещает такие методы из разных традиций, а выбирает "что полегче"? Подлинные ответы на эти вопросы так же ускользают от многих…

Кастанеду на нашем форуме обсуждали еще и здесь
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
百花齐放,百家争鸣 . Пусть расцветают сто цветов, Пусть соперничают сто школ!