ПУТЬ ПОСТИЖЕНИЯ БОГА
версия для печати
Изучив практические пути,
извлеченные имамами суфиев
из Священной Книги Аллаха и
Сунны Пророка (да
благословит его Аллах и
приветствует), такие, как
сухбат, ильм, зикр, которые, по
форме своей, являются
телесными деяниями, а по
духу сердечными, теперь
необходимо разъяснить путь,
касающийся состояния сердца
и душевных качеств, т.е.
духовную сторону. Ведь
основа всему - праведность
сердца и украшение его
высокими нравами.
Путь приближения к Аллаху
представляет собой такие
ступени сердца, как покаяние,
самоотчет, страх, надежда,
самоконтроль и нравственные
качества: правдивость,
искренность, терпеливость,
которыми украшается мюрид
в пути ощутимого познания
Аллаха и достижения степени
ихсана, которой нет предела.
Под приближением к Аллаху
не подразумевается
предметная близость, так как
Всевышний Велик от того,
чтобы Его ограничивало время
или место. По этому поводу
Ибн Ата Алла аль-Искандари
сказал: «Твое приближение к
Аллаху - твое приближение к
Его познанию. Иначе не может
быть, потому что Он не
присоединим ни к чему, и к
Нему ничто не присоединимо».
Имам Аль-Газали сказал:
«Смысл постижения Аллаха
заключается в видении
Всевышнего Аллаха
таинством сердца в мирской
жизни и глазами в последней
жизни. Достижение Аллаха не
подразумевает соединения
тел, Аллах превыше этого».
Поистине, путь приближения к
Аллаху является свойством
праведных верующих. Ради
этого были посланы пророки и
посланники, к этому
призывают исламские ученые
и муршиды, чтобы человек с
низменного положения
животного достиг уровня
ангелов и вкусил сладость
приближения к Аллаху. Путь,
по своей сути, один, несмотря
на различие практических
форм. Ибн Кайим
рассказывает: "Люди по
отношению к Аллаху
подразделяются на две
категории: достигшие
высокого уровня - те, которые
познали путь к Господу и
встали на этот путь с целью Его
познания, и они люди почета,
и люди низкого уровня,
которые не познали пути
приближения к Аллаху и не
стремились Его познать. Это -
униженные люди".