Автор Тема: Тяжёлые вопросы для атеистов?  (Прочитано 97238 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Steen

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 707
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #320 : 30 Апрель, 2006, 09:29:51 am »
Vivekkk:         Тогда перенесем наш спор с биологической площадки, на социальную – здесь-то вы согласитесь, что современные люди знают больше.

Здесь  соглашусь  с  оговоркой,  что  БОЛЬШИМ  является  коллективное  знание,  но  не  индивидуальное  наполнение  мозгов.   Человечество  знает  о  мире  больше,  даже  больше,  чем  ему  это  нужно,  а  средний  человек – вряд  ли.

      Vivekkk:         их жизнь сложнее по своим связям, что современное общество намного разнообразнее, чем общество первобытное и пр.

Вот  здесь  я  сильно  сомневаюсь,  но  спорить  не  буду.  Ладно,  пусть   будет,  как  Вы  считаете.


Vivekkk:         Теория ОЭФ хорошо вскрывает причины общественных и идеологических изменений, удовлетворительно описывает общие черты того или иного государства. Почему войны – экономические и геополитические причины, которые входят как элемент в диалектику производительных сил отдельной страны. Чем не объяснение?

Вас  такое  объяснение  устраивает?  А  я  на  каждом  шагу  замечаю,  что  происходит  сращение  причины,  следствия  и  конкретных  условий,  в  которых  данная  причина  вызывает  данное  конкретное  следствие.  И,  как  результат,  нарушение  причинно-следственных связей.

Vivekkk:         А анализ мирных договоров – очень хорошо иллюстрируют, ради чего войны начинались и велись (даже религиозные войны – религиозные лишь по поводу возникновения и характеру, однако суть – вписывается в ОЭФ).


Вот  это  как  раз  тот  случай.   Солнце  моё,  невозможно  начать  войну,  если  воевать  никто  не  хочет,  хотя  объективная  цель  имеется.  И  те,  кто  непосредственно  ведет  военные  действия,  зачастую  в  результате  войны  не  получают  ничего,  кроме  неприятностей.  А  в  мирный  договор  вписывается  то,  что  сторона  МОЖЕТ  получить,  а  не  то,  что  ХОЧЕТ.  И  сколько  таких  войн,  где  победителем  оказывается  не  зачинщик  этой  войны,  а  его  противник,  который,  как  раз  вовсе  и   не  хотел  эту  войну  начинать,  следовательно,  никаких  целей  перед  собой  не  ставил.  Что  по  этому  поводу  говорит  ТОЭФ?   Уверяю,   любой  специалист  по  поведению  животных  объяснит  Вам  эти  феномены  гораздо  непротиворечивее,  чем  ТОЭФ,  притом,  объяснит  в  комплексе,  а  не  создавая  отдельный  подраздел  теории  для  каждой  конкретной  войны.


Vivekkk:        Это чувство и мешает вам полюбить историю как науку, вы, видимо, пытались запомнить и запомнить, а не понимать и понимать.

Проблема  как  раз  в  том,  что  я  пыталась  ПОНЯТЬ,  потому,  что  мне  ясно  было,  что  ЗАПОМНИТЬ  такой  объем  материала  очень  трудно,  почти  невозможно.


Vivekkk:        Хотя могу согласиться с вами, однако легкое недомогание у меня вызывает   необходимость повторения хорошо изученного – это отупляет.

Целиком  и  полностью  согласна,  (хотя  трёхмесячный  токсикоз  трудно  назвать  легким  недомоганием…).  Впрочем,  рвотный  рефлекс  у  меня  не  на  всю  историю,  а  исключительно  на  те  разделы,  которые  надо  было  сдавать  в  тот  период.   А  знакомство  с  новым,  не  только  освежает  старое,  но  и  пробуждает  к  нему  новый  интерес.
 

Vivekkk:                    Об этом давайте – мне близка эта тема (правда, в основном, я опирался на труды представителей т.н. «мифологической» школы, а об остальных религиях - мне ближе всего индуизм Индии, а вот об исламе я знаю очень мало).

Да  зачем  нам  в  такие  подробности  вдаваться,  мы  же  об  общих  принципах….
Мне,  например,  вполне  понятно,  как  возникают  и  распространяются  суеверия,  как  мы  очеловечиваем,  а  потом  и  обожествляем  природу  в  любых  её  проявлениях.  И  даже  как  человек  додумался  до  идеи  ПОКЛОНЕНИЯ.  Единственное,  что  никак  у  меня  в  голове  не  укладывается:  как  это  поклонение  вошло  в  практику  жизни.  Как  я  эту  мысль  не  верчу,  получается:  сначала  ГОСУДАРСТВО,  с  поклонением  «руководству»,  а  потом – поклонение  божествам.  Иначе – невозможно.

 Всё,  заметьте,  на  современном  материале,  на  современниках,  а  не  на  полинезийских  дикарях  прекрасно  объясняется.


Vivekkk:                    А что интеллект – это только сумма знаний?

Да  Вы  тут  с  Нейлом  пытались  мне  это   доказать.  Когда  утверждали,  что  современники  умнее  предков.  Об  умении  решать  задачи  практически  ничего  сказано  не  было,  все  аргументы  сводились  к  сумме  знаний.


Vivekkk:                    Так мы и судим по тому, чем пользовались! Например, орудия труда.

Вот  именно.  А  при  этом  человек,  расщепляющий  кремень  мог  обладать  любой,  сколь  угодно  большой  суммой  знаний  об  этом  и  других  явлениях  бытия,  но  судить  о  его  знаниях  мы  не  можем,  а  можем – только  о  его  умении  обрабатывать  кремень.  Я  же  Вам  это  и  пыталась  объяснить.

Vivekkk:                    Читайте, читайте, чтобы потом не искать капиталистическое рыночное общество у древних греков или в пещерах неандертальцев.

Тьфу  ты,  мать  твою!  :evil:  Я  не  ищу  у  неандертальцев  рыночное  общество,  я  говорю,  что  производство  чего  бы  то  ни  было  или  торговля  ВСЕГДА  основывалась  на  одних  и  тех  же  принципах,  а  не  только  после  написания  «Капитала».


Vivekkk:        Это, скорее, атавизм, как хвостатый ребенок. Все таки нынешний охотник знает, что успех зависит от вполне объективных причин – миграции, качестве пороха и пр., а не в воле бога иди духа.

Что-то  у  нас  многовато  хвостатых  детишек  бегает.  И,  боюсь,  древний  охотник  о  миграции  животных  и  способах  охоты  больше  нас  с  Вами  знал,  иначе  бы  не  выжил.  Даже  волки  в  таких  вещах  очень  неплохо  разбираются.


Vivekkk:        Такие атавизмы будут существовать, пока будет существовать случайность, вероятность тех или иных событий. Все что человек не может предугадать, он называет божественным или сверхъестественным.

Такие  явления  неизбежно  ВОЗНИКАЮТ  в  условиях  повышенной  опасности,  и/или  большого   значения  случайных факторов,  и/или  неизвестности/непредсказуемости  конечного  результата.  Суеверных  Вы  легко  найдете  везде,  где  есть  эти  факторы,  даже  в  научной  среде  (среди  экспериментаторов,  например).



          Vivekkk:         Хорошо, мамочка, не буду верить книжкам, хоть и писали их коллективы профессоров, академиков и т.д. – ну их, наш же опыт намного богаче и
  «умнее»!
           

ДОВЕРЯЙ,  НО  ПРОВЕРЯЙ,  глупенький.  Мало  ли  что  там  профессора  настрочили,  у  профессоров  свои  тараканы  в  голове.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Steen »
Религия  - как пенис.  
Ничего плохого нет в том,  что он у вас есть.  
Ничего нетстранного,  что вы им гордитесь.  Но не надо тыкать мне им в лицо.    И даже не пытайтесь подсунуть его моим детям!

Оффлайн Gall

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 16
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #321 : 30 Апрель, 2006, 11:24:35 am »
Цитата: "Nail Lowe"
Почему я считаю, что на те же самые факторы древний человек реагировал иначе, чем мы? Потому что реакция – это не только и не столько биология, сколько культура.

Цитата: "Steen"
Реакция-ощущение, желание – это всегда биология. Изменение гормонального состава крови. Какие-то нейрохимические и нейро-электрические процессы….

Цитата: "Steen"
Цитата: "Gall"
Цитата: "Steen"
Гм,  знаете,  если  я  вдруг  узнаю,  что  МОЙ  мужчина  где-то  с  кем-то  там….  Ну,  действовать-то  я  буду  как  цивилизованный  человек  (я  надеюсь….   ОЧЕНЬ  надеюсь   )….  Но  первая,  подлинная  реакция-желание  будет:  УБИТЬ.  Это  честно.   :(

Steen, уточните пожалуйста, кого именно при первой реакции Вы желали бы убить в подобной ситуации. Своего мужчину или соперницу?
Кто  первый  попадется.  Потом  остыну.   :P


Вы считаете, что желание убить своего партнера из ревности это древняя, а не относительно недавно приобретенная "реакция-ощущение", к тому же зависящая от культуры? Согласитесь ли Вы, что это эмоциональная реакция?

Что касается вышеперечисленных событий на молекулярном и клеточном уровне, то их общность у разных животных абсолютно не дает оснований ставить знак равенства между их психической деятельностью. Это явления совершенно разного порядка.  :)
« Последнее редактирование: 30 Апрель, 2006, 18:12:51 pm от Gall »

Оффлайн Коля

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 291
  • Репутация: +0/-1
(Нет темы)
« Ответ #322 : 30 Апрель, 2006, 16:43:06 pm »
Цитата: "Vivekkk"
А я вам доказываю, что изменения есть – во внешности (фенотип), в психологии – это закономерный процесс эволюции. Что, например, означает появление мулатов и пр. – может подвид Homo? А где все голубоглазые блондинки? Изменения не может не быть – меняется и язык, и общество, и сам человек. – пусть пока не радикально, но все-таки.
Я не специалист в ОЭФ и истории вообще, хотя, как и многие другие, что-то учил в институте; поэтому могу смешивать понятия. Сознаю, что даже если я читаю специальную литературу, я понимаю меньше и упрощённее, чем специалисты. Например, из Гумилёва я понял, что у человека биологическая эволюция как бы заменилась этногенезом — грубо говоря, природой теперь испытываются разные модели поведения; ну и, конечно, когда идёт массовая миграция, то и смешение генов тоже идёт активнее: то монголы полмира проскачут и везде свои гены оставят, то наоборот — бедный народ со всего света едет в богатый Рим (или Париж, или Нью-Йорк) за лучшей жизнью и там, естественно, смешивается. Что там блондинки — Вы голубоглазых китаянок видели? А голубоглазых негритянок? Но на мой взгляд, пока идёт обычная рекомбинация в пределах вида. Сначала отбор, вероятно, привёл к формированию рас, пока популяции были гораздо более изолированными, а сейчас происходит их смешение (хотя и не повсеместно). Это и имеется в виду под тем, что меняется "и сам человек"? Язык и общество ведь, скорее, относится к моделям поведения.

Цитата: "Vivekkk"
их жизнь сложнее по своим связям, что современное общество намного разнообразнее, чем общество первобытное и пр.
Цитата: "Steen"
Вот здесь я сильно сомневаюсь, но спорить не буду.
Здесь спорить буду я. Правда, не по одной теме.

Примитивный вопрос: кочевники — это какая формация? Помню фразу из одной серьёзной книги (про кочевые племена Аравийского полуострова в шестом веке), что они находились "в стадии разложения первобытно-общинного и формирования родового строя". А формация-то какая? Так вот, кочевники держали в голове родословные всех племён, с которыми они контактировали и с которыми контактировали те, с кем они контактировали :) И если встречали человека в пустыне, то после нескольких вопросов знали о нём много больше, чем он сказал — и кто его братья-святья, и насколько можно ему доверять, и в чём, и в какой форме к нему обращаться, и насколько уважительно, чтобы не оскорбить (нередко перекланяться и недокланяться одинаково нехорошо). И могли описать его внешность потом другим настолько точно, что эти другие его могли сразу узнать, встретив впервые. Я уж не говорю о множестве примет, которые позволяли ориентироваться в пустыне, несмотря на то, что барханы переползают туда-сюда, а потому рельеф местности — не всегда надёжный ориентир. И торговать ездили в другие страны за тысячи километров (и про это тоже рассказывали долгими вечерами).

У многих ли людей в наше время "жизнь сложнее по своим связям"? А жизнь в провинциальном городке или деревне — и в России, и где-нибудь в Штатах (на той же Аляске, да и каком-нибудь Среднем Западе), в Венесуэле, Бразилии, Уганде, Непале — очень разнообразна? Если Вы всю жизнь живёте по мегаполисам, то это ещё не повод обобщать на всех современных людей... Всё-таки жители мегаполисов покав меньшинстве. К счастью, может быть.

Цитата: "Vivekkk"
История – это царица гуманитарных наук, предмет остальных – всегда уже, и беднее, поэтому только истории может обобщить знания о прошлом, дать им теоретическое (историософия) оформление. Все остальное – лишь ВИД.
Вы историк? Если да, то поздравляю: именно так и надо относиться к своей специальности! (Я действительно так считаю. По крайней мере, на этапе изучения и освоения.)
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Коля »
Люди, которые думают, что они всё знают, так раздражают нас — тех, кто действительно знает всё!

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 932
  • Репутация: +17/-1
(Нет темы)
« Ответ #323 : 01 Май, 2006, 06:22:25 am »
Steen
Цитировать
Уверяю, любой специалист по поведению животных объяснит Вам эти феномены гораздо непротиворечивее
Сводить социальное (как и психологическое) к биологическому - это редуцизм. Есть такая теория - социал-дарвинизм, думаю, он подходит к вашим словам. Все же поведение животных - это одно, а поведение людей - другое. Существуют "разумные" и социальные причины деятельности людей, хотя они и имеют и биологическую основу.
 
Цитировать
как мы очеловечиваем, а потом и обожествляем природу в любых её проявлениях
Есть такая работа Фейрбаха - "О сущности религии", его идея - бог - это человеческая сущность абстрагированная и выделеннная самим человеком в отдельное явление. Как думаете, ваши взгляды не схожи?

Цитировать
Как я эту мысль не верчу, получается: сначала ОСУДАРСТВО
Так и у неадертальцев были религиозные верования, а анимизм, тотемизм - еще государства не было. Да и возниконовение политеистической религии произошло раньше появления государства.
Причин возниконовения религии много  гносеологическая, онтологичесая, социальная и др
Цитировать
сколь угодно большой суммой знаний об этом и других явлениях бытия, но судить о его знаниях мы не можем, а можем – только о его умении обрабатывать кремень.
Если бы у них были какие-либо иные знания, кроме прикладных, то эти люди оставили бы какие-л. археологические артефакты (как пирамиды у египтян). Говорить, что древние люди могли бы обладать какими-л. знанями - необосновано. К тому же вы сами говорили, что знания возникают на практической оснве, так какая практика у древних людей? Мифы объясняли все, а задча одна - выжить. Да и по многим причинам древние люди не обладали теоретическими знаниями, требующих довольно высокого уровня абстракции и логического мышления.

Цитировать
древний охотник о миграции животных и способах охоты больше нас с Вами знал, иначе бы не выжил
Да, и использовал загонную охоту? А может, древние и на вертолетах летали и снимки их космоса получали, которые для охоты очень важны?
Цитировать
ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ, глупенький.
Мамулька - научи:) Можно я за твою юбку подержусь, а?

Коля
Цитировать
Например, из Гумилёва
Помимо этого, Гумилев настаивао на теории пассионарности, то есть, грубо  говоря,  мутационного взрыва биомассы. Пассионарность - это не обычная генная мутация, она связана с космической энергией, земными полями и пр. Пассионарность стала причиной великого переселения народов, господства варваров на территории Западной Римской империи.
Пассионарии - это люди источники энергии, повышенного интеллекта, ключевые фигуры истории. Гумилев признает синтез биологического и социального в теории "пассионарности". Лучше, конечно,  прочитать, чем рассказывать.

Цитировать
природой теперь испытываются разные модели поведения
Но для этого нужна основа - биологическая и физиологическая.

Цитировать
то там блондинки — Вы голубоглазых китаянок видели?
Дело в том, что такой феномен как блондины скорое исчезнет, как и голубые глаза. А черноволосые китаянки, хохлушки и пр. (ах, это черный шелк!) - массовы.
Цитировать
Сначала отбор, вероятно, привёл к формированию рас, пока популяции были гораздо более изолированными, а сейчас происходит их смешение
А что такое раса? Может, это нарождающейся подвид? А при миграциях, переселениях - никакие большие сообщества людей не жили изолированно. К тому же изоляция - один из факторов видообразования (вот ваше смешение!).
Почему меняется модель поведения? Ведь эта модель - штамп общественного сознания, а значит, вторично по отношению к каким-то причинам.
Цитировать
вопрос: кочевники — это какая формация?
Какие кочевники - монголы, евреи или чукчи? Или люди времени палеолита, когда еще не было причин становиться оседлыми? Сам вопрос не корректен. Теория ОЭФ основана на диалектическом методе, поэтому в ней, как в жизни, соседствуют противоположные тенденции одновременно, но в разных отношениях. Первобытнообщинный строй, как помниться, характеризуется отсутствием частной собственности на средства производства (только родовое или общинное), наличием родовой общины (когда нет - я, а когда есть - только мы), нет классового раслоения, политеизм и пр.
Цитировать
и про это тоже рассказывали долгими вечерами
Да, под костерок, да под водочку в обнимку с какой-нибудь красючкой. Да, "коллективное бессознательное", не иначе.

Цитировать
У многих ли людей в наше время "жизнь сложнее по своим связям"?

Дело не в людях, а материльном производстве, специализации и разделении труда, внедрение машинной техники, достижений НТР, расслоение общества - появление новых стратов их взаимодействие - вот почему жизнь сложнее.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Vivekkk »
Veritas est adaequatio rei et intellectus.

Оффлайн Коля

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 291
  • Репутация: +0/-1
(Нет темы)
« Ответ #324 : 01 Май, 2006, 11:32:28 am »
Цитата: "Vivekkk"
Я пока нахожусь под влиянием нашей отечественной школы физиологии и психологии - Павлов, Сеченов, Леонтьев, Выготский, но и Фрейда, Юнга, Адлера я тоже уважаю как своих учителей психологии. И у последних, как представителей разных ветвей психоанализа, нет аксиомы - реакция от привычки.
Я про аксиомы ничего не говорил. А Вам не попадалось произведение Мих. Зощенко "Перед восходом солнца"? Очень советую ознакомиться. Что-то вроде синтеза психоанализа и физиологии высшей нервной деятельности по Павлову. В раннем детстве формируется патологический стойкий условный рефлекс, который впоследствии постоянно проявляется стереотипным поведением, которое мешает жить.
Цитата: "Vivekkk"
Вот видите, все зависит от жизненной ситуации, а не от желания как-нибудь среагировать
Почему же? Я вполне мог бы заключить, что я кругом психопат, и расстроиться (кстати, пока я не дочитал, так оно и развивалось). Как реагировать на ситуацию — положительно или отрицательно, активно или пассивно — во многом зависит от субъекта. То есть: трудности у всех бывают; но как на них реагировать — во многом выбор человека.
« Последнее редактирование: 01 Май, 2006, 15:43:26 pm от Коля »
Люди, которые думают, что они всё знают, так раздражают нас — тех, кто действительно знает всё!

Оффлайн Владимир Николаевич

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 279
  • Репутация: +0/-1
(Нет темы)
« Ответ #325 : 01 Май, 2006, 15:37:04 pm »
Коля, нет у человека выбора в деятельности - она детерминирована.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Владимир Николаевич »
Обустроим Россию
http://vrn-2007.flybb.ru/
 Помощь родителям: http://psi2006.3bb.ru/

Оффлайн Коля

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 291
  • Репутация: +0/-1
(Нет темы)
« Ответ #326 : 01 Май, 2006, 15:40:51 pm »
Цитата: "Владимир Николаевич"
Коля, нет у человека выбора в деятельности - она детерминирована.
Есть, Владимир Николаевич, есть. Иначе это не был бы человек. Из всякого положения есть по меньшей мере два выхода. Даже если помрёшь — или в рай, или в ад. :)
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Коля »
Люди, которые думают, что они всё знают, так раздражают нас — тех, кто действительно знает всё!

Оффлайн Steen

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 707
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #327 : 02 Май, 2006, 12:27:29 pm »

      Vivekkk:         Сводить социальное (как и психологическое) к биологическому - это редуцизм.


Или  принцип  Оккамы  в  действии.   :twisted:
     
      Vivekkk:         Все же поведение животных - это одно, а поведение людей - другое. Существуют "разумные" и социальные причины деятельности людей, хотя они и имеют и биологическую основу.


Существуют.    Иногда.   8)    Но  в  основе  любой  деятельности  всегда  лежит  мотив,  имеющий,  как  правило,  именно  биологическую  основу.  Этологическую,  я  бы  сказала.  :twisted:  И,  если  цель  и  мотивация – биологические,  а  средства  и  способы  -  разумные,  что  это  меняет  в  конечном  итоге?  Заметьте,  что  биологические  цели  и  мотивы  зачастую  бывают  скрыты  от  самого  носителя  этих  мотивов  и  целей,  ОСОЗНАТЬ  он  может  только  то  «разумное»  обоснование  цели,  которое  предложит  ему  мозг.  Насколько  это  обоснование  соответствует  действительной  цели  -  тот  еще  вопрос.

Принцип  «справедливости» - замечательная  иллюстрация.  Люди  любят  бороться  за  справедливость,  но  хоть   раз  Вы  видели,  чтобы  кто-то  боролся   за  справедливость,  которая  невыгодна  ему  самому?   :evil:

Так  что  этология  может  гораздо  точнее  объяснить  историю  человечества  с  точки  зрения  именно  целей  и  мотивов  разумной  его  деятельности.


Vivekkk:         Есть такая работа Фейрбаха - "О сущности религии", его идея - бог - это человеческая сущность абстрагированная и выделеннная самим человеком в отдельное явление. Как думаете, ваши взгляды не схожи?


Возможно,  хотя  я  сильно  сомневаюсь,  что  мы  с  Фейербахом  под  термином  «человеческая  сущность»  понимает  одно  и  то  же.   8)


Vivekkk:         Так и у неандертальцев были религиозные верования, а анимизм, тотемизм - еще государства не было. Да и возникновение политеистической религии произошло раньше появления государства.
Причин возникновения религии много гносеологическая, онтологическая, социальная и др.


Я  не  говорю  о  религии  вообще,  я  говорю  именно  о  феномене  ПОКЛОНЕНИЯ.  Можно  сколько  угодно  верить  в  духов,  или  богов,  и  при  этом  не  поклоняться  им.   По  принципу:  есть  и  ладно,  пусть  себе  будут.    А  причина  возникновения  религий  одна – особенности  психической  организации  вида  гомо  сапиенс.  А  всё  остальное – сопутствующие  факторы.


Vivekkk:         Если бы у них были какие-либо иные знания, кроме прикладных, то эти люди оставили бы какие-л. археологические артефакты (как пирамиды у египтян). Говорить, что древние люди могли бы обладать какими-л. знаниями - необосновано.

Vivekkk,  мне  надоело  твердить  одно  и  то  же.  :x  У  меня  такое  впечатление,  что  я  беседую  с  восьмиклассником-отличником,  как  раз  у  них  бывает  иллюзия  всезнания  и  разрешимости  всех  проблем  на  основе  уже  имеющейся  у  них  информации.  

Ну,  допустим,  древний  охотник  имел  некоторый  объём  астрономических  знаний.  А  он  их,  несомненно,  имел,  хотя  бы  для  счёта  небольших  промежутков  времени  (неделя,  месяц).  Каким  образом  Вы  можете  установить  у  него  наличие  этих  знаний?  По  каким  таким  артефактам?  

Допустим,  Вы  нашли  некий  артефакт.  Вы  уверены,  что  сможете  его  правильно  истолковать?  Что  на  костяной  пластине  изображены  именно  фазы  луны  и  её  путь  по  звёздному  небу  (или  путь  Солнца),  а  не  стадии  зрелости  тыквы-горлянки?  Это  ведь   точно  знал  только  сам  создатель  артефакта,  да  еще  те,  кто  им  пользовался.  

А  сама  вероятность  сохранения  подобных  артефактов?  Имейте  в  виду,  что  оные    «артефакты»  для  повседневных  нужд  создавались  не  в  камне,  а  менее  стойком,  но  легко  обрабатываемом  материале  (листья,  дерево,  кожа).  Просто  из  здравого  смысла.  Вы  же  не  гравируете  записку  «ушел  в  булочную»  на  алюминиевой  пластине,  хоть  и  имеете  такую  возможность.  Что  от  Вашей  записки,  неоспоримо  свидетельствующих  о  наличии  торговли,  производства  отбеленной  бумаги  и   хлебопечения  в  наше  время,  останется  через  20  000  лет?

Считается,  что  греки  изобрели  абаку  (счёты).  Но  изобрели  или  позаимствовали?  И  у  кого?  У  соседей,  или  у  давних  предков?  Вы  это  тоже  установить  не  можете,  Вы  можете  только  констатировать  факт,  что  первая  (из  известных!)  абака  была  найдена  на  территории,  которую  занимали  в  тот  период  времени  греки.  А  что  там  было  на  самом  деле,  Вы  не  знаете,  и  можете  никогда  не  узнать.  

Мы  в  данной  ситуации  ничего  не  можем  утверждать  или  отрицать  ОБОСНОВАННО.  Можем  лишь  предполагать.  С  одинаковой  степенью  достоверности.  Я  утверждаю,  что  древние  МОГЛИ  иметь  огромный  объём  знаний,  основываясь  на  том,  что  еще  в  неолите  были  созданы  мегалитические  сооружения,  работающие  как  солнечно-лунные  обсерватории,  притом,  с  огромной  точностью.  То  есть,  теоретическая  база  под  этими  сооружениями была,  и  база  явно  более  древняя,  чем  сами  сооружения.  Есть  и  другие  «артефакты»,  полиплоидный  хлопчатник,  попавший  в  Мезоамерику  более  3000  лет  назад,  например.  Инкский  календарь – точнее  нашего,  для  создания  такого  календаря  нужен  очень  большой  объём  теоретических  знаний  и  практических  наблюдений,  притом  организованных  наблюдений  в  течение  нескольких  сот  лет,  которые  сами  по  себе  не  могли  не  привести  к  созданию  каких-то  гипотез.  И  иные  артефакты,    само  наличие  которых  подразумевает  достаточно  высокий  уровень  информированности  и  умения  решать   задачи  у  их  создателей.  То  есть,  интеллекта.   8)

                 

Vivekkk:        К тому же вы сами говорили, что знания возникают на практической основе, так какая практика у древних людей?

Я  ничего  подобного  не  говорила.  :x  Десятый  раз  повторяю:  основа  получения  информации  (знаний)  -  инстинктивная,   сороки,  шакалы,  обезьяны  и  детёныши  множества  других  животных  собирают  информацию  на  той  же  основе,  что  и  человек,  но  у  информации,  которая  использовалась  практически – гораздо  больше  шансов  быть  переданной  потомству.  В  генетической  и  негенетической  форме.  И  даже  до  нас  дойти  в  виде  артефактов.   Или  в  любом  другом  виде.  Практика – жизнь,  как  и  у  нас  с  Вами.
           


Vivekkk:        Мифы объясняли все, а задача одна - выжить. Да и по многим причинам   древние люди не обладали теоретическими знаниями, требующих довольно   высокого уровня абстракции и логического мышления.

Опять  двадцать  пять!  Мифы  ничего  не  объясняли  и  не  объясняют.  Они  рисуют  образ,  картинку,  как  и  положено  поэтическим  произведениям.  И,  объясните  мне,  пожалуйста,  как  можно  было  додуматься  до  строительства  многокилометровых  ловушек  и  организации  загонных  охот,  вообще  охоты  на  крупную  и  потенциально  очень  опасную  добычу,  не  имея  логического  мышления,  навыков  анализа  ситуации?  Человек  ведь – не  хищник,  строение  наших  зубов  и  системы  пищеварения  это  доказывает,  соответственно,  инстинктивных  навыков  к  этому  делу  не  имел.  И заодно  докажите,  что  мы  с  Вами  и  наши  современники  логическим  мышлением  и  анализом  владеем  лучше,  чем  древний  охотник.

Что  касается  абстрактного  мышления….  Заведите  собаку,  и  я  точно  назову  Вам  возраст,  в  котором  ваша  собака  научится  различать  ВАШУ  ДВЕРЬ  и  ДВЕРЬ  ВООБЩЕ,  как  приспособление,  с  помощью  которого  можно  попасть  внутрь  чего-либо.   Три  месяца.  Согласитесь,  определенный  уровень  абстракции  для  этого требуется.  А  Вы  человеку  разумному  отказываете  в  этом,  на  том  только  основании,  что  он  имел  несчастье  родиться  намного  раньше  Вас.


Vivekkk:        А может, древние и на вертолетах летали и снимки их космоса получали, которые для охоты очень важны?

Нет,  они  обладали  достаточными  теоретическими знаниями  по  данному  вопросу,  чтобы  не  тратить  впустую  материальные  ресурсы.   :P


Vivekkk:                    Мамулька – научи.   Можно я за твою юбку подержусь, а?


А  за  хвост  нашего  общего  предка  подержаться  не  хочешь?  Принцип  тот  же  -  физический  контакт  с  матерью,  как  гарантия  безопасности.

Vivekkk:                    Пассионарность - это не обычная генная мутация, она связана с космической энергией, земными полями и пр.


Послушайте,  причиной  мутации  может  быть  что  угодно,  хоть  божья  воля,  это  еще  не  повод  делить  мутации  на  «обычные»  и  «необычные».  Опять Вы  второстепенный  признак  ставите  впереди  определяющего  принципа.  :evil:  И  после  этого  еще  доказываете,  что  современный  человек  по  части  логики – дока. :lol:


Vivekkk:           Дело в том, что такой феномен как блондины скоро исчезнет, как и голубые глаза. А черноволосые китаянки, хохлушки и пр. (ах, это   черный шелк!) - массовы.


Милый  мой,  Вы  же  человек  продвинутый.  Темная  радужка – доминантный  признак,  светлая – рецессивный.  Поместите  Ваших  китаянок  и  хохлушек  в  условия  изоляции  с  одним  производителем  (желательно  скандинавом),  и  через  несколько  поколений  получите  сколько  угодно  вожделенных  голубоглазых  блондинок.  Ну,  на  самый  худой  конец,  у  нас  есть  химия  и  контактные  линзы….   :)


  Vivekkk:          Дело не в людях, а материальном производстве, специализации и разделении труда, внедрение машинной техники, достижений НТР, расслоение общества - появление новых стратов их взаимодействие - вот почему жизнь сложнее.

Это  иллюзия.  8)  По  Вашему,  при  рабовладельческой  строе  были  только  рабы  и  рабовладельцы  и все  их  отношения  были  предельно  простыми?  Борьба  классов  и  только?   А  в  каменном  веке  просто  стадо?  Почитайте  тогда,  насколько  сложной  является  структура  «простого»  стада  коров,  и  насколько   непростые  взаимоотношения  возникают  между  его  (стада)  членами.  А  о  сложности  взаимоотношений  в  стаде  павианов  Дольник  прямо  поэму  написал  (спасибо,  Коль-Амба).

Жизнь  никогда  не  может  быть  сложнее  той,  к  которой  вид  может  безболезненно  приспособиться.    И  проще  не  бывает.  Избыток  физической  и  психической  энергии  утилизуется,  как  правило,  на  усложнение  системы  (или  на  её  разрушение  и  создание  новой).   Сложные  общественные  связи – одно  из  условий  развития  интеллекта  (мозга)   у  всех  животных.  Или  одна  из  причин – как  Вам  будет  угодно.  В  случаях  простых связей  эволюция  избирает  другой  путь.      


     

« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Steen »
Религия  - как пенис.  
Ничего плохого нет в том,  что он у вас есть.  
Ничего нетстранного,  что вы им гордитесь.  Но не надо тыкать мне им в лицо.    И даже не пытайтесь подсунуть его моим детям!

Оффлайн Steen

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 707
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #328 : 02 Май, 2006, 12:31:14 pm »
Цитата: "Владимир Николаевич"
Коля, нет у человека выбора в деятельности - она детерминирована.
Докажите.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Steen »
Религия  - как пенис.  
Ничего плохого нет в том,  что он у вас есть.  
Ничего нетстранного,  что вы им гордитесь.  Но не надо тыкать мне им в лицо.    И даже не пытайтесь подсунуть его моим детям!

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 932
  • Репутация: +17/-1
(Нет темы)
« Ответ #329 : 02 Май, 2006, 21:08:40 pm »
Steen

Цитировать
Или принцип Оккамы в действии
У вас превратное понимание этого принципа. Нет смысла множить сущности - внимание - без надобности. Социальная материя имеющая свои закономерности - это очевидный факт. Не знаю зачем вы упрощаете реальность.

Цитировать
в основе любой деятельности всегда лежит мотив, имеющий, как правило, именно биологическую основу
А массовый героизм и жертвование во время битвы под Москвой осенью 1941 тоже имеет "биологическую" основу? А как вы "этологически" растолкуете такое: в сентябре 490 года до н.э. афиняне разбили персов при Марафоне, радость победителей была столь велика, что один из афинских вестников побежал по горным тропам с поля боя в Афины, и пробежав 42 км, он достиг афинской агоры и воскликнув: "Радуйтесь, афиняне, - мы победили!" - упал мертвым. Может, у него тоже биологическая потребность была в таком самоубийственном беге?
А деятельность художников или физиков тоже биологическая?
Мне кажется, что вы ошибаетесь. Кроме биологической детерминации действий человека существуют социальные факторы, которые не сводятся к биологии или физиологии, а имеют самостоятельный статус.

Цитировать
Люди любят бороться за справедливость, но хоть раз Вы видели, чтобы кто-то боролся за справедливость, которая невыгодна ему самому?
Видел и знаю. Есть люди, которые борятся за правду и справедливость даже в ущерб себе, даже если эта деятельность принесет им нищету и смерть.
А вы страшный человек, уважаемая Стин, вы, видимо, слишком презираете людей. Помните,  что презрение - это пассивная ненависть. Зачем вам ненавидеть людей?

Цитировать
Я не говорю о религии вообще, я говорю именно о феномене ПОКЛОНЕНИЯ
Любая религия включает в себя "поклонение", то есть воздание почестей, восхваление, ублажение и пр. Основа поклонения в религии - необходимость повлиять на материальный мир так, чтобы это изменения принесло выгоду человеку, или, по крайне мере, нейтрализовать природную или социальную угрозу.
 Так как сам человек беспомощен, то надо было ублажить богов или духов, которые - что важно - руководили природными стихиями (не только дождем, но и плодовитостью, и пр.).

Цитировать
Это ведь точно знал только сам создатель артефакта, да еще те, кто им пользовался.
Так мы особо и не отличаемся друг от друга, по-вашему. У нас даже интеллект одинаковый - почему бы нам не понять смысл и форму его творчества?

Цитировать
А что там было на самом деле, Вы не знаете, и можете никогда не узнать.
А что такое археология, по-вашему? А что такое сравнительно-исторический анализ? А что такое логический принцип аналогии? При помощи анализа культурного слоя можно о многом узнать о жизни древних (артефакты всегда остаются от любой деятельности – тот же мусор).

Цитировать
созданы мегалитические сооружения, работающие как солнечно-лунные обсерватории,
Это вам Мулдашев с Фоменко сказали?

Цитировать
Инкский календарь – точнее нашего, для создания такого календаря нужен очень большой объём теоретических знаний и практических наблюдений, притом организованных наблюдений в течение нескольких сот лет, которые сами по себе не могли не привести к созданию каких-то гипотез
Не очень уж точнее, если вы имели бы время ознакомиться с ним. И какие гипотезы интересно создали инки? А вмести с ними майя и ацтеки? Скажите еще, что люди играющий в подобие футбола головами своих пленников и приносящие громадные человеческие жертвы были высокообразованными, имели громадный запас истинных теоретических знаний, которые позволяли объяснять известные процессы в природе? Смешно. Людей, не видящих причинно-следственной связи между половым актом и рождением ребенка, вы называете мудрецами и равными современным людям? Сегодня никто, кажется, не считает, что дети рождаются из-за прикосновения женщины к священным камням или растениям или общения с духами.

Цитировать
основа получения информации (знаний) - инстинктивная,
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Приехали называется – да у вас винегрет в голове. Нельзя путать предпосылки и причины. Основа для получения знаний у человека – социальная и биологическая жизнь его самого и поколений (о которых он узнает из истории). Причем социальная основа – ведущая.
Цитировать
имейте в виду, что оные «артефакты» для повседневных нужд создавались не в камне, а менее стойком, но легко обрабатываемом материале (листья, дерево, кожа).
Неужели? На листьях что-то гравировать трудно:). Ерунда, древний человек вопроса даже не ставил о подобной «целесообразности». Для него сам факт возможности рисунком или символом обозначить какой-л. предмет материального мира – чудо, магия (те же самые дольмены или петрографы – пожалуйста). Вы путаете время – основополагающий принцип исторического анализа – обработка кожи, как и появление письменность – факты поздние. А у нас речь о более древних людях (когда еще скотоводства-то не было, а господствовало  хозяйство присвоения).
Цитировать
то касается абстрактного мышления…. Заведите собаку, и я точно назову Вам возраст, в котором ваша собака научится различать ВАШУ ДВЕРЬ и ДВЕРЬ ВООБЩЕ
Что же  вы муравьев в пример не привели – какое мышление можно у них найти, и какое абстрактное! И воюют, и тлей пасут, и разделение труда у них и пр. Только, дамочка, не все так просто – абстрактного (отвлеченного) мышления нет ни у насекомых, ни у собак, а наши муравьи так «целесообразны» лишь в стабильных условиях и благодаря химическим методам «общения», как и у собак. Ваша собака не запоминает образ вашей двери, а запоминает запах, путь к двери и пр. А вы что тут нагородили – право, пойду валерьяну пить:).

Цитировать
Послушайте, причиной мутации может быть что угодно, хоть божья воля, это еще не повод делить мутации на «обычные» и «необычные».
Причины мутации более-менее известны. А разговор шел о Гумилевской трактовке мутации как причины пассионарности. Так что ваше «возмущение» - к Гумилеву, а не ко мне. Однако советую, перед тем, как критиковать («Опять Вы второстепенный признак ставите впереди определяющего принципа»). Гумилева (доктора исторических и географических наук), сначала ознакомьтесь с его трудами.

Цитировать
о Вашему, при рабовладельческой строе были только рабы и рабовладельцы и все их отношения были предельно простыми?
Вы не правы – этого я не утверждал.
Знаете, у вас есть громадные пороки:
1)   вы готовы допускать что-то, даже если это противоречит уже известным фактам (кто из нас нарушает принцип бритвы Оккама?), как и Коль-амба, кстати.
2)   Вы либо не внимательно читаете что вам отвечают, либо не делаете выводы из прочитанного.
3)   Вы совершенно пошло смешиваете понятия и исторические времена.
4)   Ваши слова отдают гнилым душком вульгарного материализма
5)   Вы делаете допущения и выдаете их за факты, и в стиле Мулдашева-Фоменко толкуете какие-либо археологические или какие другие памятники.
Желаю вам исправления (надеюсь, ваше великое чувство юмора не даст вам обидеться, а здравый смысл поможет учесть данную критику).

. Коля

Цитировать
раннем детстве формируется патологический стойкий условный рефлекс, который впоследствии постоянно проявляется стереотипным поведением, которое мешает жить.
Вы же знаете, что многие психические заболевания – наследственные, поэтому, чтобы рефлекс возник необходима подобная основа.

Цитировать
Почему же? Я вполне мог бы заключить, что я кругом психопат,

Если вы можете адекватно мыслить, разделять что такое хорошо, а что такое плохо и жизнь человека – для вас имеет ценность, то даже если у вас невроз – вы человек нормальный:).
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Vivekkk »
Veritas est adaequatio rei et intellectus.