Если Вы принципиально отрицаете саму возможность рационального (в пределе - научного) подхода к ... ну, как назвать?.., скажем, к "духовным атрибутам человеческих отношений", то, в случае "справедливости" (равно как и в остальных случаях), навсегда окажется, что:
Не отрицаю возможность рационального (не обязательно научного) подхода к духовным ценностям, который зависит от критериев рациональности.
нельзя "определить её смысловое наполнение";
Обычно принимают или уточняют по мере необходимости одно из словарных значений слова.
нельзя "выяснить происхождение";
Здесь доступен научный подход. Рассуждение выходит непосредственно в зону реальности, подпадающую под предмет исследования частных наук (истории, антропологии, социальной психологии, нейрофизиологии и т.д.).
нельзя "выяснить ..... положительную или отрицательную роль в истории";
Выбор положительного, похоже, выходит за рамки науки и даже философии. Различение положительного и отрицательного – дело интуиции и здравого смысла. Углублённый анализ аспектов данных критериев – дело философии. Подбор и систематизация фактов, отражающих роль в истории, - дело науки.
нельзя "сравнить с антиподом"...
(вспомните, в данном случае - к месту, "парадоксы Макиавелли"...)
Если главная цель правителя – удержать власть ради власти, то и аморальные средства будут для него наиболее «эффективными».
...т.к. всё это останется вашим личным ли, частным, особым, но, в любом случае - ничем серьезно и достаточно убедительно не обоснованным мнением.
Оно будет убедительным, если участники разделяют стремление к лучшему вместе с некоторыми другими ценностями, на которых базируется модель. Каким бы аргументированным ни было мнение, для клуба самоубийц, активных представителей враждебных стран или «врагов общества» оно нецелесообразно.
"Выход" есть: обратиться к "Высшему авторитету", т.е., к Богу, "за поддержкой"... (Но Вы-то, надеюсь, это выходом не считаете? Какой же тогда выход можете предложить Вы?) (...я, кстати, не спешу, с ответом не тороплю, т.к. и сам пока достаточно ясно свою позицию не заявил, постепенно, надеюсь, затронем... "камень преткновения"...)
Нет, я, атеист, не считаю это выходом. В условиях отсутствия доказательств или даже обоснованных предположений о существовании бога, причём доброго, все апелляции к авторитету бога писаны вилами на воде и в лучшем случае оказываются ложью во спасение.
Возможный путь к решению состоит в уточнении критериев рациональности, смысла, внедрении постулируемых ценностей, не противоречащих выбранным критериям. Выявление внутренних противоречий в конструируемой системе ценностей сопровождалось бы соответствующими ограничениями применимости конкретной ценности.
Затруднение состоит в том, что рациональность нередко приписывается факторам сознания, не обусловленным мышлением. Идеальная обоснованность недостижима и не нужна, так как она уничтожает многообразие ценностных ориентаций и подходов к преобразованию действительности, но возможно резкое сокращение допустимых вариантов по рациональному признаку.
Кроме разума, опорой может быть ещё совесть, оппозиционная ряду желаний и не поддающаяся произвольному релятивированию.
«Рабочий» список критериев некоторых типов рациональности1. Целерациональность или целесообразность, в научном познании – соответствие полученных результатов исследования поставленной задаче. Рефлексивная симметрия, когда деятельность сочетает две симметричные друг другу цели – прагматическую (изобретение) и познавательную (описание). Возникновение ассимметрии вследствие повышения приоритетности одной из целей определяет программно-предметное рефлексивное переключение.
2. На уровне целеполагания.
http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/z0001002/st000.shtmlРациональной или нерациональной
может быть не только деятельность, но и ее цель. Цель рацио-
нальна, если она адекватна (М.Вебер), во-первых,
"объективной связи вещей", во-вторых, природе ставящего эту
цель индивида, в-третьих тем конкретным условиям
пространства и времени, в которых эта цель ставится.
Деятельность рациональна только если рациональна ее цель.
3. Causa finalis – целевая причина, конечная причина. Рационально то, что отвечает смыслу существования человека и человечества.
4. В познании. Рациональное = изученное. Соответственно, иррациональное = непознанное. Процесс познания = рационализация. Научная рациональность:
http://terme.ru/dictionary/906/word/nauchnaja-racionalnost5. Утилитарная (прагматическая) рациональность основана на противопоставлении конструктивного стремления к пользе чего-либо/кого-либо деструктивному стремлению нанести вред ради вреда. Деяния оцениваются по их конечному результату. Её продолжением является социальная рациональность, предполагающая согласование групповых интересов при помощи стратегии компромиссов, в пределе – распознавание общего интереса. При невозможности компромисса конфликт либо замораживается, либо разрешается силой, вплоть до «последнего довода».
6. Рационально то, что упорядочено по определённому принципу, закону. Иррациональны хаос, рассогласованность элементов, необузданная свобода.
7. Рационально то, что соответствует критерию прогресса.