Автор Тема: Атеизм в Беларуси (в т. ч. Гродно)  (Прочитано 4349 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн дорогой леонид ильич

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 203
  • Репутация: +2/-0
Атеизм в Беларуси (в т. ч. Гродно)
« : 30 Декабрь, 2006, 23:21:34 pm »
Не знаю, почему, но мне захотелось немного ознакомиться с историей белорусского атеизма.
Белорусская культура вообще недостаточно изучена. Тем не менее, она представляет огромный интерес для исследователей. Например, как студент музыкального училища, я знаю, что первая опера на сюжет «Фауста» Гете была написана одним из представителей рода Радзивилов. Хоровая и лютневая музыка эпохи Возрождения у нас ничем не уступает общеевропейской. С Белорусскими землями связаны многие польские авторы. Например, Мицкевич (вспомните «Свитязянку») или Монюшко (основатель польской оперной школы, жил в Минске и Гродненской губернии, цитировал белорусские песни). И т. д.,  и т. п.

О белорусском атеизме мне удалось найти немногое.
Дело в том, что хотя, в отличие от России, у нас было полноценное Возрождение, в 18 веке наши земли приходят в упадок (Северная Война и т. д.). А в 19 веке превратились в глухую провинцию.
Тем не менее, кое-что интересное имеется.
Ну, например, Александр Александрович Богданов (Малиновский) был родом из Гродненской губернии (теперь – Польша).


Если взять более раннюю эпоху, то:

http://refuges.evolutio.info/index.php? ... &Itemid=38

Цитировать
В период средневековья, когда в Западной Европе разрастались влияние инквизиции и борьба с инакомыслием, белорусский менталитет отрицал унитарность общественно-политической жизни, нетерпимость к инакомыслию, концентрацию власти в одних руках и одновременно западный индивидуализм. В Беларуси XVI в. сосуществовали без конфликтов на конфессиональной почве православие, католицизм, ислам, иудаизм и самые радикальные течения реформационного движения. Подчеркнем, что последнее явление стало нереализованной альтернативой становления в Беларуси консолидированного толерантного общества европейского образца с очерченным национальным содержанием, уважением прав представителей национальных и конфессиональных групп, национальных меньшинств.

Вплоть до XIX в. в белорусской истории не встречаются случаи осуждения на смертную казнь за вольнодумство, атеизм и т. д., (?????? - ДЛИ) а также массовые проявления религиозного фанатизма (а при русских царях, кстати, громили униатские храмы - ДЛИ)). Напротив, здесь находили убежище и защиту диссиденты соседних стран, например русские старообрядцы, потомки которых сохранили веру предков по сей день. Ощущение реальности соблюдения прав человека, отсутствие гонений по социальным и политическим мотивам в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой, привлекли внимание французских ученых-энциклопедистов. Государственное устройство Речи Посполитой они считали одним из высших достижений в Европе того времени, образцом для подражания. Жан-Жак Руссо даже планировал переезд в Беларусь, где известный меценат Антоний Тизенгауз обещал ему всемерное содействие, и только случай помешал реализации этого плана.
Тизенгауз жил в Гродно, его именем у нас названа улица :)


Тем не менее нельзя сказать, что времена были безоблачными.
Из эссе Ивана Бугаени «MADE IN WHITE RUSSIA».

http://www.lib.by/nihil/bugayenya.htm
Цитировать
9. Белорусский атеизм проще и последовательнее российского(?- ДЛИ) Основоположник его, Казимир Лыщинский еще веке в XVI-XVII, сочинил трактат с исконно белорусским названием "О несуществовании Бога". Между прочим, 530 страниц, из которых сохранилось всего пять фрагментов общим объемом в одну страницу. Менее продвинутые шляхтичи сожгли Казимира на костре, подтвердив правоту его философских построений. Кстати, трактат был написан по-латыни.

Сам Лыщиньский, попав в тюрьму, был вынужден оправдываться:

Цитировать
Излагая аргументы тех, кто впал в сомнение, я не выступал против бога, а лишь против доводов теолога, которыми он пользовался для доказательства существования бога. Таким образом, в моих писаниях обыкновенное рассуждение, а не (сохрани господь!) отрицание существования бога. Я спорил против вышеприведенных доказательств, а не против существования господа бога, ибо предполагал (но не выражал с этим согласия), что доводы этого теолога о возможности доказательства существования бога недостаточны и поэтому они не свидетельствуют ясно, что можно доказать существование бога.
http://starbel.narod.ru/lyszcz/suplika_lyszcz.htm

Цитировать
8 февраля выступил смоленский епископ Евстахий Котович, который поблагодарил короля за полученное епископство и потребовал наказания Лыщинского. «Никоим образом нельзя оставить безнаказанным оскорбление величия Бога, тем более что некогда так хвалили этот край: «Только в Польше нет чудовищ». Ныне же как можно быстрее следует выразить сожаление в связи с тем, что такое ужасное чудовище нашлось и посему нужно потребовать, чтобы это страшное преступление не осталось безнаказанным.
Уже многие люди заражены атеистическим ядом и, очевидно, что этим безбожным человеком стране будет нанесен больший ущерб, чем смогут возместить ревностные католики».
 .......
30 марта 1689 г. перед полуднем смертный приговор был приведен в исполнение. Сначала Лыщинский сжег собственные сочинения, затем ему отрубили голову, останки казненного вывезли за город и сожгли... http://starbel.narod.ru/lyszcz/studia_lyszcz.htm

ИГНАТИЙ ФРАНТИШЕК ЗАПОЛЬСКИЙ ОБ АТЕИЗМЕ К. ЛЫЩИНСКОГО

Цитировать
Существование Бога не доказано и не может быть доказано. Следовательно, Бог не существует. Это основное положение атеистов. /.../ И достопочтенный отец Игнатий Франтишек Запольский, некогда мой ученейший учитель по философии, затем по теологии, а после ректорства коллегии в Торуни — миссионер в Персии, где он и скончался в трудах в 1703 г., этот, повторяю, благочестивейший отец, в письмах к которому я расспрашивал о том, каковы те основы атеизма Казимира Лыщинского, в своем письме/.../ от 19 ноября 1698 года пишет так: «Следует заключить, что этот атеист господин Лыщинский все выводил из природы. Основа заблуждения этого атеиста отрицательная и положительная. Отрицательная: он утверждал и доказывал в своих писаниях, которые я читал и по повелению светлейшего короля Яна III коротко изложил в Гродно — «нет и не может быть никакого доказательства существования Бога»; и он старался решить вопросы, которые обычно ставятся всеми. Положительной основой было то, что Бог существует, что утверждается и нами; она включает сложности (запутанности), связанные с тайной св. Троицы и свободными деяниями Бога».

[Доказательство] существования Бога, которое утверждается христианами, содержит трудности (implicantias) . Ибо говорится — Бог один в природе, троичен в лицах, которые, однако, имеют совершенно одну и ту же природу. Говорится, что свободные деяния Бога, например: «Хочу сотворить Мир. Не буду создавать два солнца» в действительности являются проявлением Бога. Однако эти деяния не могут быть абсолютными, что и вносит осложнения; поэтому он сделал вывод, что Бога нет. Из письма, процитированного выше, ясно, какова на самом деле основа атеизма. http://starbel.narod.ru/lyszcz/zap_lyszcz.htm

Цитировать
ФРАГМЕНТЫ ИЗ ТРАКТАТА КАЗИМИРА ЛЫЩИНСКОГО «О НЕСУЩЕСТВОВАНИИ БОГА»

1) Заклинаем вас, о богословы, именем вашего бога; разве вы этим не гасите свет разума, не отнимаете солнца у мира, не опрокидываете с небес вашего бога, когда вы приписываете богу невозможное, противоречивые черты и свойства бога (4, 24—28) [Цифры в скобках обозначают страницы и строчки рукописи].

2) Человек — создатель бога, а бог — творение и создание человека. Таким образом, люди — творцы и создатели богов, и бог является не действительной сущностью, а [творением] разума и к тому же химерическим; поэтому бог и химера — одно и то же (11/32—36).

3) Религия установлена людьми неверующими, чтобы им воздавали почести... Вера в бога введена безбожниками. Страх божий внушен не имеющими страха для того, чтобы [их] боялись. Вера, которую считают священной, — это человеческая выдумка. Учение, будь то логическое или философское, которое кичится тем, что оно учит истине о боге, ложно. И, наоборот, то, что осуждено как ложное, есть правдивейшее (11, 37 и 1—5).

4) Лжемудрецы обманывают простой народ, опутывая его лживой верой в бога и поддерживают ее таким образом, что даже если бы мудрецы захотели его [народ] освободить с помощью истины от этого угнетения, то их [т. е. мудрецов] подавляют при помощи [самого же] народа (12, 6—10).

5) Однако мы не находим ни в нас самих, ни в других этого веления разума, укрепляющего нас в откровении божьем, ибо если бы оно в нас было, то все бы согласились, не сомневались и не возражали бы против писания Моисея и Евангелия (которое ложно) и не было бы различных изобретателей разных сект и их приверженцев - магометан и т. д. и т. п. Однако об этом не знают и подвергают это сомнению, а также высказывают противоречивые мнения не только несмышленные, но и мудрецы, которые путем правильного рассуждения, так же как и я, доказывают противоположное. Следовательно, бога нет (12, 11—20 и 23).


Здесь много интересного:
http://starbel.narod.ru/lyszcz/gal_lyszcz.htm
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от дорогой леонид ильич »
\"Москальский жополиз\" - это такое простонародное выражение

Оффлайн дорогой леонид ильич

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 203
  • Репутация: +2/-0
(Нет темы)
« Ответ #1 : 08 Январь, 2007, 14:34:58 pm »
вот еще попался:
Круглов А А
Цитировать
 Биографические сведения:

Родился 4 марта 1932 года в дер. Курганово Ярцевского р-на Смоленской обл. До Великой Отечественной войны окончил первый класс начальной школы. В годы войны мать умерла (1942 г.), отец погиб на фронте (1944 г.). В 1942 году немцы сожгли деревню, а спустя несколько дней все население погнали в Германию. На территории Толочинского р-на Витебской обл. сбежал, скитался по деревням, нищенствовал. В 1944 году принят в Кочановсий детдом, который позже перевели в дер. Славени Толочинского р-на. В Славенях окончил 7 классов. Здесь в мае 1949 года начал работать старшим пионервожатым Славенского детдома. В 1950 году поступил в Витебский станко-строительный техникум. После 2 курсов поступил в 10-ый класс 13 школы г. Витебска. Эти годы работал воспитателем Витебского детдома №6. После окончания 10 класса в 1953 году поступил в Белорусский государственный университет имени В.И. Ленина. В 1958 году окончил филологический факультет. С 1958 по 1985 работал завучем и учителем Старосельской школы Витебского р-на.

В 1965 году поступил в аспирантуру Белгосуниверситета по специальности "Научный атеизм", которую закончил в 1969 году (заочно). С 1968 года работал на кафедре истории философии, логики, этики, эстетики и научного атеизма (сегодня кафедра философии культуры). В 1969 году защитил кандидатскую диссертацию по научному атеизму. С 1979 по 1983 год являлся заведующим кафедрой этики, эстетики и научного атеизма БГУ. В 1991 году защитил докторскую диссертацию по теме: "Становление и развитие научно-атеистической мысли в Белоруссии (1917-1987 годы)". Председатель экспертного совета по делам религии в Комитете по делам религии и национальностей при Совете министров Республики Беларусь. Долгое время был членом экспертного совета ВАК РБ по философии.

Награжден Почетной грамотой Минвуза БССР, грамотами ЦК ВЛКСМ, медалью "Ветеран труда" (1985), "Отличник образования".

 

   Сфера научных интересов:

В центре научно-исследовательской деятельности находятся проблемы изучения религии и атеизма как социальных явлений и феноменов культуры, а также Библия как памятник культуры.

 

   Публикации:

Формы и методы пропаганды. Мн., 1973
И.И. Скворцев-Степанов-атеист. Мн., 1974
Развитие научного атеизма в Советской Белоруссии. Мн., 1979
Основы научного атеизма. Мн., 1983
Мы и религия. Мн., 1984
Свобода совести. Мн., 1986
Развитие атеизма в Беларуси (1917-1987). Мн.,1989
История и теория религии и свободомыслия. Мн., 1998
Основы религиоведения. Мн., 2002
 

   Читаемые курсы:

Религиоведение
Библия как памятник культуры
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от дорогой леонид ильич »
\"Москальский жополиз\" - это такое простонародное выражение

Оффлайн Schumacher

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 36
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #2 : 28 Май, 2007, 12:45:54 pm »
Случайно наткнулся на тему. Весьма приятно увидеть информацию о белорусском атеизме. К сожалению, у нас его совсем немного.

Посему вопрос первым делом к автору данной темы: обладает ли он какими-нибудь сведениями о белорусских атеистических сайтах?  Очень уж хочется открыть на своем скромном ресурсе страничку, посвященную белорусскому атеизму. К сожалению, мне не удалось найти ничего серьезного, хотя, может быть, я плохо искал... Заранее спасибо.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Schumacher »
<b>Попу - гармонь, козе - баян, икону - папуасу © В.С. Высоцкий</b>
<a href=\"http://www.nochurch.ateism.ru\">www.nochurch.ateism.ru</a>

Оффлайн дорогой леонид ильич

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 203
  • Репутация: +2/-0
(Нет темы)
« Ответ #3 : 28 Май, 2007, 19:14:14 pm »
к сожалению, я тоже не нашел специальных сайтов. в яндексе первая ссылка была на меня :D
Цитировать
Очень уж хочется открыть на своем скромном ресурсе страничку, посвященную белорусскому атеизму
с удовольствием посмотрю. сделаете - дайте ссылку.
Цитировать
К сожалению, у нас его совсем немного.

нашей стране не повезло с историей...

++ совет.
может, если Вы будете почаще использовать на своем сайте словосочестание "белорусский атеизм", будет больше посетителей?
это ведь белорусский сайт?

сайт хороший , мне понравился.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от дорогой леонид ильич »
\"Москальский жополиз\" - это такое простонародное выражение

Оффлайн Чифирист

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 417
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #4 : 07 Июль, 2009, 16:12:40 pm »
Меня удивляет следующее--такая хорошая страна, и там--пашыран атэiзм. Все-таки надеюсь, что больше там все-таки верующих.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Чифирист »
Атеистов не бывает. Есть агностики, которые не хотят искать Бога.