Автор Тема: Магия и наука. В чем разница?  (Прочитано 3370 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Anonymous

  • Оратор форума
  • ********
  • Сообщений: 13 672
  • Репутация: +1/-4
Магия и наука. В чем разница?
« : 13 Январь, 2009, 09:03:26 am »
Я о целях. Для этого приведу, возможно, немного обширный (но оно того стот для того, кто осилит) отрывок из статьи К.С Льюиса Человек отменяется:

"Что бы я ни сказал, меня обвинят в нападках на науку. Конечно, я отвергаю это обвинение; настоящие натурфилософы, т. е. люди, осмысляющие природу (они еще бывают на свете), поймут, что среди ценностей я защищаю знание, которое умрет вместе с дао. Но я пойду дальше. Я скажу, что только от науки можно ожидать исцеления.
Я назвал сделкой с чертом ситуацию, когда человек в обмен на могущество отдает природе все, вплоть до самого себя; и за слова свои я отречаю. Ученый преуспел, а чародей потерпел неудачу; и обстоятельство это настолько разделило их в обычном сознании, что обычный человек не понимает, как наука родилась. Многие верят и даже пишут, что в XVI в. магия была пережитком средневековья, который и собиралась смести новорожденная наука. Те, кто изучал этот период, так не думают. В средние века колдовали мало, в XVI и XVII - очень и очень много.
Серьезный интерес к магии и серьезный интерес к науке родились одновременно. Один из них заболел и умер, другой был здоров и выжил, но они - близнецы. Их родила одна и та же тяга. Я готов признать, что некоторых из тогдашних ученых вела чистая любовь к знаниям. Но, вглядевшись в этот период, мы прекрасно
различим тягу, о которой я говорю.
И магия, и прикладная наука отличаются от мудрости предшествующих столетий одним и тем же. Старинный мудрец прежде всего думал о том, как сообразовать свою душу с реальностью, и плодами его раздумий были знание, самообуздание, добродетель. Магия и прикладная наука думают о том, как подчинить реальность
своим хотениям; плод их - техника, применяя которую можно делать многое, что считалось кощунственным, - скажем, нарушать покой мертвых.
Когда мы сравним глашатая новой эры (Бэкона(19)) с Фаустом из пьесы Марлоу(20), сходство поистине поразит нас. Нередко пишут, что Фауст стремился к знанию. Ничуть не бывало - он о нем почти не думал. От бесов он требовал не истины, а денег и девиц. Точно так же и Бэкон отрицает знание как цель; он сам говорит, что узнавать ради знания - все равно что тешиться с женщиной и не рожать с нею
детей. Истинная задача науки, по его мнению, распространить могущество человека на весь мир. Магию он отвергает лишь потому, что она бессильна; но цель его - точно такая же, как у чародея. Парацельс(21) сумел объединить в себе чародея и ученого. Конечно, у тех, кто создал науку в нашем смысле слова, тяга к истине,
хотя бы к знанию, была больше, чем тяга к могуществу, - во всяком смешанном явлении доброе плодоноснее дурного. Быть может, нельзя сказать, что новая наука родилась смертельно больною, но можно и нужно сказать, что она родилась в исключительно нездоровой среде. Успехи ее слишком быстры и куплены слишком большой ценой; поэтому ей надо бы оглядеться и даже покаяться.
Может ли существовать другая наука, которая постоянно помнит, что
непосредственный предмет ее занятий - не мир как он есть, а некоторая абстракция, и постоянно поправляет этот перекос? Собственно, я и сам толком не знаю. Говорят, что надо присмотреться к натурфилософии Гете; что даже у Штейнера есть что-то такое, чего не хватает ученым. Не знаю. Наука, о которой я сейчас пишу, не дерзнет обращаться даже с овощами или минералами, как
обращаются теперь с человеком. Объясняя, она не будет уничтожать. Говоря о частях, она будет помнить о целом. Предмет изучения, по слову Мартина Бубера(22), будет для нее не "это", а "ты". Она будет рассматривать инстинкт в свете дао, а не сводить дао к неведомым инстинктам. Словом, она не будет платить за знание ни чужой, ни  своей жизнью. Быть может, я мечтаю о немыслимом. Быть может, аналитическое познание по природе своей убивает одним своим взором - только убивая, видит. Хорошо; если ученые не в силах остановить такое знание, пока оно не прикончило разум, его остановит что-то другое. Чаще всего мне говорят, что я  - "обыкновенный обскурантист", и барьер, которого я боюсь, не
так уж страшен, наука его возьмет, как уже брала множество барьеров. Мнение это породило злосчастная склонность современного ума к образу бесконечного и одномерного прогресса. Мы так много пользуемся числами, что представляем любое поступательное движение в виде числового ряда, где каждая ступенька подобна
предыдущей. Умоляю вас, вспомните об ирландце с печкой! Бывает так, что одна из ступенек несоизмерима с другими, она просто отменяет их. Отречение от дао - именно такая ступенька. Пока мы до нее не дошли, научные достижения, даже губящие что-то, могут что-то и дать, хотя цена велика. Но нельзя повышать эту цену бесконечно. Нельзя все лучше и лучше "видеть насквозь" мироздание. Смысл такого занятия лишь в том, чтобы увидеть за ним нечто. Окно может быть прозрачным, но ведь деревья в саду плотны. Незачем "видеть насквозь" первоосновы бытия. Прозрачный мир - это мир невидимый; видящий насквозь все на свете - не видит ничего".
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Anonymous »

Оффлайн Dagor Bragollach

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 425
  • Репутация: +0/-0
Re: Магия и наука. В чем разница?
« Ответ #1 : 13 Январь, 2009, 09:38:41 am »
Цитата: "Малыш"
Может ли существовать другая наука, которая постоянно помнит, что непосредственный предмет ее занятий - не мир как он есть, а некоторая абстракция, и постоянно поправляет этот перекос?

Жажда познания заложена в человеке на уровне инстинктов. Все попытки подвести какую-то философскую абстракцию под это естественное стремление, на мой взгляд, бессмысленны и бесплодны.
Блага прогресса и его же издержки - это лишь побочные эффекты тяги человека к знаниям.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Dagor Bragollach »
Je n\'ai pas besoin de cette hypothèse.
/Pierre-Simon Laplace/

Оффлайн Умник

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 114
  • Репутация: +0/-1
Re: Магия и наука. В чем разница?
« Ответ #2 : 13 Январь, 2009, 09:43:49 am »
Цитата: "Dagor Bragollach"
Цитата: "Малыш"
Может ли существовать другая наука, которая постоянно помнит, что непосредственный предмет ее занятий - не мир как он есть, а некоторая абстракция, и постоянно поправляет этот перекос?
Жажда познания заложена в человеке на уровне инстинктов. Все попытки подвести какую-то философскую абстракцию под это естественное стремление, на мой взгляд, бессмысленны и бесплодны.
Блага прогресса и его же издержки - это лишь побочные эффекты тяги человека к знаниям.
Почему-то животные такими "инстинктами" не обладают. Как вы смотрите на богоподобность человека?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Умник »
Бог терпит грешников до времени, покуда не восполнится число отпавших ангелов святыми, Верою просиявших.

Оффлайн Dagor Bragollach

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 425
  • Репутация: +0/-0
Re: Магия и наука. В чем разница?
« Ответ #3 : 13 Январь, 2009, 09:47:49 am »
Цитата: "Умник"
Почему-то животные такими "инстинктами" не обладают. Как вы смотрите на богоподобность человека?

Обладают, обладают. У животных этот инстинкт выражается, например, в исследовании новых территорий.
Познание как таковое у животных затруднено вследствие их малой способности к ассоциативному мышлению.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Dagor Bragollach »
Je n\'ai pas besoin de cette hypothèse.
/Pierre-Simon Laplace/

Оффлайн Умник

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 114
  • Репутация: +0/-1
Re: Магия и наука. В чем разница?
« Ответ #4 : 13 Январь, 2009, 09:50:36 am »
Цитата: "Dagor Bragollach"
Цитата: "Умник"
Почему-то животные такими "инстинктами" не обладают. Как вы смотрите на богоподобность человека?
Обладают, обладают. У животных этот инстинкт выражается, например, в исследовании новых территорий.Познание как таковое у животных затруднено вследствие их малой способности к ассоциативному мышлению.
Можно ссылочку?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Умник »
Бог терпит грешников до времени, покуда не восполнится число отпавших ангелов святыми, Верою просиявших.

Оффлайн Петро

  • Оратор форума
  • ********
  • Сообщений: 10 464
  • Репутация: +4/-1
Re: Магия и наука. В чем разница?
« Ответ #5 : 13 Январь, 2009, 10:19:06 am »
Цитата: "Умник"
Можно ссылочку?
не нужно ссылок. посмотри на поведение кошки, этого достаточно. даже поговорки есть на эту тему.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Петро »
Минздрав предупреждает- православие и коммунизм могут повредить Вашему душевному здоровью.

Оффлайн Умник

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 114
  • Репутация: +0/-1
Re: Магия и наука. В чем разница?
« Ответ #6 : 13 Январь, 2009, 10:32:28 am »
Цитата: "Петро"
Цитата: "Умник"
Можно ссылочку?
не нужно ссылок. посмотри на поведение кошки, этого достаточно. даже поговорки есть на эту тему.
Да ладно. Они территории метят и узнают достоинства меченых уголков. А у котов прото поиск пропитания. Кстати этим объясняется интерес к территориям и у собак. Если не согласны с моими выводами, дайте ссылку.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Умник »
Бог терпит грешников до времени, покуда не восполнится число отпавших ангелов святыми, Верою просиявших.

Оффлайн Dagor Bragollach

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 425
  • Репутация: +0/-0
Re: Магия и наука. В чем разница?
« Ответ #7 : 13 Январь, 2009, 10:38:52 am »
Цитата: "Умник"
Цитата: "Dagor Bragollach"
Цитата: "Умник"
Почему-то животные такими "инстинктами" не обладают. Как вы смотрите на богоподобность человека?
Обладают, обладают. У животных этот инстинкт выражается, например, в исследовании новых территорий.Познание как таковое у животных затруднено вследствие их малой способности к ассоциативному мышлению.
Можно ссылочку?
А пожалста:
Цитировать
Думаете, основной инстинкт – это инстинкт, связанный с продолжением рода? Не угадали! Продолжение рода, конечно, важнейшая задача для представителей любого вида. Но что толку бросать в этот мир, как в воду, детенышей, если в нем, этом мире, все время происходят какие-то изменения? Причем такие, что, если не сумеешь приспособиться – не выживешь!

Так что речь пойдет об исследовательском поведении, которое и помогает собакам приспособиться к жизни. Как и многое другое, оно сначала изучалось в лабораториях на крысах. Излюбленным тестом, придуманным учеными для этих зверьков, был конечно же лабиринт. И довольно быстро выяснилось, что лакомство, положенное в его конце, не ускоряет их передвижение по лабиринту. Крыса с удовольствием исследует всякий устроенный для нее лабиринт исключительно из любопытства, без всяких дополнительных ухищрений, потому что это наследственная программа поведения. Любопытство служит крысе и мотивацией, и причиной, толкнувшими ее на изучение лабиринта, и положительным подкреплением своих действий. А попутно произойдет латентное, т.е. скрытое, обучение – зверек запомнит все закоулки нового пространства, все его повороты, тупики и ответвления.

Некоторые ученые видят в исследовательском инстинкте вообще основу всего поведения: ведь нельзя выжить, не познав особенностей окружающего нас мира. К тому же это единственный инстинкт, который имеет внутреннее подкрепление. Дело в том, что в ходе поисков мозг выделяет особые вещества – опиаты, от которых возникает ощущение комфортности, толкающее на продолжение деятельности. Сравните с пищевым инстинктом: он заставляет искать подходящую еду, но чувство удовлетворения наступает лишь после насыщения, когда еда бывает найдена и съедена.

Исследовательским поведением обладают все животные. Ученый В.Х. Торп доказал, что моллюски – морские блюдца – изучают участки дна, прежде чем на них поселиться. Разведывательные вылазки совершают общественные насекомые (пчелы), рыбы и тритоны: они запоминают приметы местности, чтобы суметь вернуться домой. Что же говорить о таких высокоорганизованных животных, как собаки?! Каждый из нас видел, как на прогулке щенок сначала восторженно обнюхивает новую территорию, потом, переполнившись положительными эмоциями, начинает играть. (Речь идет о собаках, правильно выращенных, с устойчивой психикой.)

http://www.dorian.ru/book_5_11.html
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Dagor Bragollach »
Je n\'ai pas besoin de cette hypothèse.
/Pierre-Simon Laplace/