Вот показательный пример из российской глубинки.
Современные проблемы древних и традиционных культур народов Евразии : тез. докл. LIV археолого-этнографической конференции Красноярск, 2014.
Я. С. Михайлова
Современные религиозные воззрения усинских тувинцев
Летом 2013 г. была организована этнографическая экспедиция на территорию Верхнеусинского сельсовета Ермаковского района (юг Красноярского края), который граничит с республикой Тыва.
Респондентам было предложено назвать свою религиозную принадлежность
при этом разрешалось указывать и несколько вариантов. На вопрос о религии от-
ветили 190 респондентов (из 279), поскольку предлагалось отвечать только лицам старше
16 лет (соответственно дети исключались). Кроме того, некоторые респонденты от-
казывались отвечать на данный вопрос.
В результате выявились следующие основные варианты ответов: атеизм, буд-
дизм, православие, шаманизм, несколько человек причислили себя к евангельским
христианам. Интересно, что была установлена дуалистическая религиозная са-
моидентификация: «буддизм–шаманизм», «православие–буддизм», «православие–
шаманизм». Также в качестве религии были выбраны сразу три варианта – «буддизм–
православие–шаманизм».
Итак, обратимся к конкретным цифрам. Большинство усинских тувинцев (36,3 %)
относят себя к атеистам. Причем наибольший процент атеистов выявлен в возраст-
ной группе 20–29 лет.
Четвертая часть опрошенных (25,2 %) отнесла себя к буддистам. Наибольшее
число последователей буддизма оказалось в возрастной группе 40–49 лет, причем
люди старшего поколения (с 50 до 79 лет) этот вариант ответа не выбрали вообще.
(буддизм на сегодняшний день является официальной религией тувинского этноса).
Однако и по сей день
силен традиционный для тувинцев шаманизм. В качестве своих религиозных веро-
ваний его выбрали 4,2 % респондентов. Многие исследователи отмечают, что тувин-
цам присуще сочетание в мировоззрении элементов двух религиозных систем [Вайн-
штейн, 1990, с. 171]. Синтез традиционных верований и монотеистической религии
тувинцев наглядно демонстрирует и опрос. 13,6 % респондентов в качестве своей
религии выбрали сочетание «буддизм–шаманизм». Наибольшее количество привер-
женцев данных религиозных воззрений отмечено в возрастных группах 30–39 лет
и 50–59 лет.
9,7 % усинских тувинцев исповедуют православие. Также опрос выявил суще-
ствование в поселке секты евангелистов. 3,6 % усинских тувинцев назвали себя еван-
гельскими христианами. У некоторых респондентов имеются евангелистские Библии,
переведенные на тувинский язык (в частности, экспедиции был подарен один экзем-
пляр). По свидетельству информаторов, евангелистов в поселке много и последовате-
лями их секты являются и русские, и тувинцы, и представители других национально-
стей. По 1,5 % набрали варианты «православие–буддизм», «православие–шаманизм».
Влияние православия может быть объяснено длительным проживанием усинских
тувинцев с русскими. Отдельно стоит выделить ответ респондентов на вопрос об
исповедуемой религии – «придерживаюсь буддизма–православия–шаманизма». По-
следователями таких верований назвали себя 9,4 % опрошенных.
Таким образом, проанализировав результаты опроса можно сделать ряд ключе-
вых выводов, касающихся религиозных верований изученной группы тувинцев:
- группа усинских тувинцев имеет многоконтурные религиозные установки (по-
ликонфессиональную идентичность);
- выявлено широкое влияние православия, не являющегося традиционной испо-
ведуемой конфессией для тувинского этноса;
- выявлено появление у усинских тувинцев приверженцев учения евангельских
христиан;
- высокий процент респондентов не относит себя ни к одной из конфессий и во-
обще не верует в Бога (атеисты).