Возникновение монотеизма
Несомненно, монотеистические религии – это продукт развития самого человеческого общества. Если посмотреть на структуру божественного сообщества, сразу бросается в глаза ее иерархичность. По классификации ангелов, изложенной в сочинении св. Дионисия Ареопагита (V — нач. VI в.) «О небесной иерархии», она состоит из трех ликов. Каждый лик имеет три чина. Высший лик состоит из серафимов, херувимов и престолов; средний – из господствий, сил и властей; нисший – из начал, архангелов и ангелов. Во главе всех стоит Бог. Существуют в богогосударстве и свои изгои – сатана и его слуги. Ну чем не царство!?
Зачатки монотеизма встречаются у многих древних народов, в основе верования которых был политеизм. Поклоняясь многим богам, люди, обычно, выделяли какого-то одного, главного Бога, который впоследствии становился и единственным. Например, племенного бога мекканских курейшитов - Аллаха сторонники ислама объявили единственным и всемогущим, положив тем самым начало монотеистической религии арабов.
Несомненно одной из самых древних монотеистических религий является иудаизм, возникший на рубеже II - I тысячелетий до н. э. среди еврейских племен. Несмотря на то, что это монотеистическая религия, мы встречаем в ней и остатки политеизма. Например, по аналогии с языческими богами, каждый ангел отвечает за какую то одну область: Уриил властвует над небесными светилами; Рафаил - властитель мысли человека и его исцелитель; Михаил - покровитель израильского народа, он же главный Архангел и т. п.
Таким образом, небесное царство – это копия земного царства, со всеми земными проблемами: завистью, подлостью, гордыней, войнами и т. п. Даже в писаниях пророков можно встретить сообщения о непримеримой борьбе в высших эшелонах небесной власти: «Когда последний (Сатана) в своей гордыне восстал на Бога, Господь по Своему Божественному смотрению предоставил сразиться с ним оставшимся Ему верными ангелам, во главе со архистратигом Михаилом». Где же величие и могущество Бога, если даже близкий ему Сатанаил предал своего хозяина.
Читая Ветхий и Новый завет, а также труды пророков и богословов, невольно начинаешь спрашивать себя, если допустить, что это правда, то не является ли человек просто разменной монетой в борьбе Бога с Дьяволом, которые преследуют свои личные цели!? Так ли уж хороша «Вечная жизнь» у Бога!? И не нужны ли наши души Богу как «пушечное мясо» в его борьбе с восставшим ангелом!