И раньше в разных местах Вы писали и о Христе, и о Павле.
Не припоминаю, чтобы я вообще что-либо информативное пейсал о Павле на этом форуме.
Извините, если что-то я не учёл или понял Вас неправильно.
Извиняться за это не нужно. Ситуация очень распространённая. Все этим порой грешим.))
Своим последним постом Вы меня удивили уже в третий раз, предложив очередной поворот возможных событий, о которых я вообще никогда и не думал:
Я напейсал о Евангелиях, к которым апостол Павел со всеми своими посланиями имеет примерно такое же отношение, как моржовый член к моллюскам.))
Зарождение христианства описано в Евангелиях, Павел и прочие подобные примазались несколько позже.
Это для меня было ново, т.е. этого я не уловил из предыдущих Ваших высказываний.
Ну, попробую обосновать свою т.з.
Иисус в христианстве - центральная фигура (не то бог, не то полубог, в эти дебри в контексте темы лезть нет смысла). Потому его слова кагбэ должны быть наиболее важными, и уж намного важнее слов его последователей. Евангелия содержат его слова и описание его поступков. Независимо от его божественной природы именно он был лидером христианской секты (тогда ещё единственной). Именно он организовал первую христианскую протоцерковь. После его выпиливания (смерти или вознесения, неважно) поначалу шло только развитие его идей.
А организатором он был весьма неплохим, судя по результату. После него осталась серьёзная секта, с немалой численностью членов и сторонников, спонсорами, некоторой крышей от властей, технологией получения мелких ништяков и разработанной многоуровневой идеологией.
И всё это открытым текстом описано в Евангелиях.
Вот исходя из вышеизложенного я и считаю, что обсуждение раннего христианства надобно начинать именно отсюда - с деятельности самого Иисуса и его первых соратников. Дальше уже всё происходило без личного участия Христа, но, как я полагаю, в соответствии с его планами (необязательно в полном соответствии). Организационные основы закладывались при его жизни.
Но даже с учётом такого представления мои вопросы по Павлу остаются:
Возьмём, скажем, послания апостола Павла. Т.е. Вы считаете, что их написал не сам Павел, а кто-то другой, неизвестный нам человек X, правильно? При этом он основывался на текстах реального апостола по имени, скажем, Фёдор, который реально писал послания к нескольким Церквам. Но эти послания никто не пытался сохранить. Тогда этот некто другой человек X взял и выдумал новое изменённое имя Павел и сам записал эти послания и назвал их "Послания апостола Павла". Или же Вы считаете Павла реальным персонажем (не знаю, может быть для Вас это очевидно)? Такие у Вас представления о реальности в отношении к Павлу?
О Павле я не сильно информирован. Полагаю, что имя его указано верно. Знаком с версией, что Павлов было несколько, но впоследствии их объединили в один персонаж. Как личность (а личность этого персонажа едина, даже если слеплена из нескольких прототипов) он меня особо не интересует, потому ответить на вопросы о нём у меня вряд ли получится.