Не знаю Vivekkk,очень странные, если честно, суждения. Насколько я знаю, никаких обоснованных предпосылок для выделения первичного, вторичного и третичного сознания нет, это просто спекулятивный конструкт. Но беда даже не в этом, а в том, что автор предполагает некую первичность идеи, возникшей в головах более "умных" людей, которая появилась из-за различий объема неокортекса. Он и сейчас различается по объему, но вроде как корреляций этих отличий с уровнем интеллекта не прослеживается. Вместо того, чтобы вывести сознание, представления о мире из материальных условий, предлагается обратное - некая абстрактная идея, формула, изобретена и внедрена в массы, что явилось движущей силой социальных изменений. Появились якобы некие "мутанты" с особым третичным сознанием, которые с нуля и исключительно посредством воплощения абстрактной идеи, изобрели цивилизацию - общество, социальные классы, религию и т.д. И это отличие еще постулируется изначальным и вневременным. Теория полностью игнорирует как эволюционное происхождение и развитие сознания, как функции, возникающей и развивающейся в целях приспособления к среде, так и общественные процессы, которые также его формируют...очень напоминают... будто бы черепа измерять собирается..
Да, соглашусь.
Автор, действительно, выдвигает новые гипотезы происхождения религии без их обоснования. Более того, в книге очень много ссылок на самого себя. Самоцитирование, конечно, возможно, но в меру )
Исходя из наличия некоторых исследований о разности количества нейронов в определенных полях и подполях мозга (теории локально-функциональных областей мозга или функциональной локализации), Савельев выдвигает очень общие обобщения.
Да и его идея "прирожденных гениев", у которых просто нейронов больше в определенных областях мозга - это старая идея о сверхчеловеке, идея о "героях", которые так любят мифы. Помните, герой Прометей дал людям огонь, украв его у богов. Героям люди обязаны всем. И мы видим тоже самое у Савельева.
Хотя есть иные гипотезы той же гениальности, не говоря уже о гипотезах о происхождении социальных регуляторов поведения.