19
« Последний ответ от Antares 01 Сентябрь, 2025, 11:07:19 am »
Vivekkk
Не знаю Vivekkk,очень странные, если честно, суждения. Насколько я знаю, никаких обоснованных предпосылок для выделения первичного, вторичного и третичного сознания нет, это просто спекулятивный конструкт. Но беда даже не в этом, а в том, что автор предполагает некую первичность идеи, возникшей в головах более "умных" людей, которая появилась из-за различий объема неокортекса. Он и сейчас различается по объему, но вроде как корреляций этих отличий с уровнем интеллекта не прослеживается. Вместо того, чтобы вывести сознание, представления о мире из материальных условий, предлагается обратное - некая абстрактная идея, формула, изобретена и внедрена в массы, что явилось движущей силой социальных изменений. Появились якобы некие "мутанты" с особым третичным сознанием, которые с нуля и исключительно посредством воплощения абстрактной идеи, изобрели цивилизацию - общество, социальные классы, религию и т.д. И это отличие еще постулируется изначальным и вневременным. Теория полностью игнорирует как эволюционное происхождение и развитие сознания, как функции, возникающей и развивающейся в целях приспособления к среде, так и общественные процессы, которые также его формируют. Но в целом - наверное идея автора применима к общему знаменателю для человечества, религия на первоначальном этапе - способ преодоления слепоты познания, непонимания враждебных к человеку сил природы, окружающей среды и т.д. Ну и касаемо объединения людей под влиянием абстрактной идеи. На мой взгляд это ошибочно. Снижение агрессивного поведения внутри первичных человеческих объединений, появление и следование социальным нормам - не задача, которую разрешали "особо умные", а неизбежное следствие еще естественного отбора - особи, которые убивали соплеменников без мотивации, либо истреблялись, либо гибла вся группа. Снижение агрессии внутри группы это необходимое, непреложное условие для ее коллективного выживания, так же как и эмпатия - способность сочувствовать и переживать, заботиться о слабых членах группы, определяла возможности к оставлению потомства. А суждения автора очень напоминают... будто бы черепа измерять собирается..