Форум атеистического сайта
Атеизм => Психологическая наука как основа атеизма => Тема начата: Кн. Мира Сего от 06 Февраль, 2010, 23:07:54 pm
-
Дебатам о тщетности вер посвящается...
Игра - это, пожалуй, единственный вид деятельности человека "не ради результата". Игра "затягивает сама по себе", т.е. условно говоря, игровой процесс часто может быть бессмысленным, а у детей как правило бессмысленным (игры-манипуляции, подвижные и ролевые импровизации, типа я-шофер, ты - санитарка, ехали-перевернулись = конец игре). Несмотря на эту бессмысленность процесса, к игре все относятся серьезно, игру внутренне переживают (посмотри как выглядит проигравший). Религиозная вера - это сверхигра, поэтому она как-бы самоценна, если вы раздолбаете её семантику в пух и прах) Толкиенистам по хрену, что ВК - выдумка, они энергично по лесам и долам бегают с деревянными мечами... ну а эти испытывают максимальное вовлечение (библия, талмуд и коран не учат психоанализу). Все элементы игры в религиозной вере есть, например, верующий стремится к персонификации бога, верующему назначается роль, есть иерархичность, сами игрушки (символы, фетиши), множество заповедей-правил и т.д.. Поразмыслите над этим тщательно, и вы сами увидите множество игр одомашненных приматов вокруг. Когда ребенок превращается в подростка, он выбирает игру по складу характераспособностям, обычно включается в субкультуные образования... панки, готы, рэпперы, гопники, скины и т.п. - во всё это они хотят поиграть пока молоды. Ла Вэй что-то там изрекал, мол, сатанизм - это не религия, а образ жизни. Между тем, обставил американскую церковь сатаны почище тамошнего Диснейленда). Дядя, ритуал - это и есть игровой процесс взрослого, на кой он тебе всесерьезному сдался? У многих коллективных игр есть участники и болельщики. 90% верующих - это именно они, "сочувствующие"... 10% - это игроки от рядовых аскетов до попов, монахов, проповедников, миссионеров и пастырей. Болельщиков не стоит недооценивать, они способны самоорганизовываться в фан-клубы, когда мероприятия перерастают из локально-публичных во всенародные. В средние века множество таких фан-клубов любило кататься до Палестины и громить тамошних горячих болельщиков за своего побитого тренера и 12 отборных легионеров. Как то прочел, что "атеистическому движению" неплохо бы сочинить символ))) Вот-вот, а чем ещё играться? Здесь есть множество игроков из партийных команд. Почему Жириновского воспринимают как клоуна и театрала? Там все такие, в политике. Роли только разные. Почему на пост президента не избирают дауна в 35 лет играющего "в матынки", а благоговейно смотрят, как нынешний персонаж ходит на службы с супругой, крестится и свечки ставит? Почему с бубном прыгать вокруг костра несолидно и смешно, а в церковь прийти - ах? Он неадекватен, ибо если в среднем возрасте играет по правилам еврейской лохотрон-Игры, то как собирается анализировать информацию от окружения, администрации? Хорошо, Ленин вряд ли любил играться с бревнами, но для примера "братьям меньшим абырвалгам" - можно и поднапрячься. Неужели и этот? Кстати, коммунисты чтобы не обломаться со своей теорией "труда ради труда а не зарплаты" вынуждены были максимально насытить труд игровыми элементами, типа соцсоревнований, раздачей дешевых красных тряпок победителям и высвечиванием аватарок на таблоидах "Доска почета". Вобщем, скажи кто ты и я скажу во что ты играешь.
-
Игра характеризуется наличием предписанной роли. В этом случае актер, игрок устанавливает понятия "Я", воображая себя занимающим положение других. Поскольку в театре, кино роли актеров носят опосредованный характер, мы можем внутренне сопереживать им, но в то же время знаем, что это «художественный взгляд», «всё понарошку», «актер изображает» и т.п. В Сверхигре роли играются непосредственно. Различные «искушения» верующего есть ничто иное, как динамический диссонанс между мотивами и побуждениями натурального «я» и побуждениями предписанной модели поведения. Одним из основных требований Сверхигры является работа по устранению данных «искушений» в виде целевых волевых воздействий направленных на разрыв связи и подавление ассоциаций со своим натуральным («греховным») «я». Однако, каким бы сильным замещение не было, не стоит забывать, что сам факт наличия «искушений» и вся подобная внутренняя борьба говорит нам всего лишь о сбоях и фальши предписанной роли. «Я» натуральное не знает такой борьбы и диссонансов в силу своей целостности и завершенности. Даже герой мастера Христа был искушаем не единожды, а его слезы и боязни – это мандраж в закулисье «я» - потяну ли, изопью ли чашу до дна? Вживание в роль в Сверхигре осуществляется путем внутреннего диалога с воображаемым личностным архетипичным Идеалом – богом, таким образом, налаживаются отношения, связи необходимые для санкционирования роли. Любая церковь понуждает к участию в таинствах-ритуалах, посещению культовых сооружений. Какой толк в том, что ты будешь играть в рулетку у себя дома? Иди в казино. Сверхигра должна носить общественный, а не индивидуальный характер во имя сохранения актуальности, необходимого резонанса.
В субкультурах аспект предписания носят различные дресс-коды, специфический сленг, ментальность и др. Соревновательный характер носят выяснения кто есть «тру» в среде, постоянно идет возня за эту «трушность»...
Это Очень Странный Театр.
Кастинг там достаточно широк. Приходишь, говоришь, что согласен, они оценивают Жест, иногда выслушивают текст и принимают тебя, вешая на шею маленький знак – всё, ты в Труппе. Сначала новички обтираются в массовке, читают Учебник, заучивают тексты (мол, литвы), занимаются артистическими упражнениями дома. Актеры третье- и второстепенных ролей, не говоря уже о главных актерах, как правило, знают все тексты наизусть. Новичкам сразу же накладывают на лица грим любви и одухотворенности, смывать который не разрешается. Систематически они посещают театральные грим-уборные, но также успешно могут гримироваться и на дому. В роли успешно вживаются почти все. Они говорят «грех», когда грим потек, или же «искушение», когда лицо вспотело, зудит и хочется смыть его к черту. Добравшиеся до отдельных ролей Театра уже получают на лица маски. Маски являют всем ещё более одухотворенную мимику, однако и они не защищены от сколов, трещин, т.е. порчи, «греха». Рекомендуется не совершать больших падений, тогда с маской будет всё в порядке. Лицемерами в Театре почему-то называют не тех, кто примеряет маски, а тех, кто уже, будучи в маске, обнаруживает своё истинное лицо. Лицемерить в Театре запрещено.
Все они подчиняются Главному режиссеру-постановщику. Говорят, худруков всего три, но как один (?) Главного никто никогда не видел, равно как и его Третьего зама, а Второй, говорят, однажды был спущен на Сцену Жизни… в ложе сидели некие, он их стал попирать и обличать играючи. Дескать, настанет Действо и будете вы под зад пинком отправлены в грязь на улице, а там будете вечно мокнуть да коробитца… Ну, публика закидала его чем попало, оплевала, вместо лаврового венка – терновый, потом и вовсе до жестокостей дошло. Пал занавес, по хроникам Главный вознес страдальца к себе обратно… Затем древнее Шапито стало ездить по миру, популярность бродячих артистов везде неизменно возрастала…
Вообще, они убеждают всех в том, что после смерти тело поддастся тлену, а маска останется. Мол, не столько тело есть носитель маски, сколько маска есть олицетворение тела. Верят, будто бы после смерти все маски будут отправлены в Хранилище Театра, там они будут дожидаться времен Полного Аншлага, затем, по программе начнется Главное светоПредставление и на Сцену снова явится Второй. Он будет осматривать маски каждого, включая зрительный зал (ведь всем маски будут предложены заранее), оценивать роли… Грозятся Главного Критика, который постоянно чинит нападки на Театр отправить пинком на улицу вместе с плохими масками, где они будут вечно гнить и коробитца. Все, кто до этих времен умер, будут наделены новыми телами и им будут отреставрированы маски. Произойдет чудесное сращивание маски и тела и в таком виде они будут вечно пребывать с Главным режиссером-постановщиком, исполнять Его волю и выражение их лиц Никогда больше не изменится! Главный Критик считает, что превращение в актеров в Куклу есть очередная и завершающая степень Деградации, но… бытуют слухи, что Вообще нет ни Главных худруков, ни Критика, а Странным Театром заправляют одни только главные актеры…
-
Оно, конечно, да, но есть еще и оборотная сторона: игра, как таковая, это физиологическая потребность, без которой полноценное человеческое существо не может сформироваться. Люди бы не занимались так самозабвенно имитацией деятельности, если бы за ней не скрывалась либо потребность действовать, либо – потребность имитировать.
Я это к тому, что ваша позиция очень интересная, но при столкновении с верующими она будет уязвима.
-
"Вся наша жизнь - игра/театр" (с)
-
Это не игра. Эта Метафизика.
И, как всегда у человека - Метафизика человеческих чувств. У него любая метафизика - такая. :>
-
Что наша жизнь? Икра..(с).
-
Оно, конечно, да, но есть еще и оборотная сторона: игра, как таковая, это физиологическая потребность, без которой полноценное человеческое существо не может сформироваться. Люди бы не занимались так самозабвенно имитацией деятельности, если бы за ней не скрывалась либо потребность действовать, либо – потребность имитировать.
Я это к тому, что ваша позиция очень интересная, но при столкновении с верующими она будет уязвима.
Yuki, я не пытаюсь вычеркнуть игру из жизни человека, тем более, не стараюсь пересмотреть её ценность. Все люди так или иначе играют какие-то роли, к примеру, роли (заботливых, любящих) супругов на людях и т.д. В обществе постоянно существует конфликт ролей. Есть подросток, которого иногда травят в школе хулиганы. У него выбор: или пойти в менты и уже самому попытаться "отиграться", или пойти в такие же хулиганы, постепенно завоевывая авторитет, а потом и в бандиты... чья возьмет? Бандит или следователь? Государство, конечно, пытается разрешать этот конфликт в свою пользу путем мозгопромывания сериалами, жонглируя нормами законодательства. Так оно старается повлиять на выбор обывателя... государству очень выгоден выбор в пользу роли верующего. Тем не менее, я начал эту тему для того, чтобы многие задумались над сущностной природой любой организованной религии. Например, каждый, наверное, сталкивался с тем, насколько стимулирует на игру пиетет толпы. Кто-то присвистнул, увидев шикарный автомобиль или несколько человек обернулись, чтобы заценить чей-то костюм... их владельцы будут самозабвенно играть свою роль, поддерживать имидж)... я знаю человека, квартира которого напоминает барак, но у него пижонский автомобиль, ребенок сидит с "деревянными игрушками", но лучше он купит себе сорочку за 14 зарплаты)... жена тоже под стать. Женщины вообще прекрасно стимулируются на игру мужским вниманием, а уж если влезла в роль роковой красавицы...
Вот врывается в вашу жизнь человечек с понтами, начинает гопниковский перфоменс. Кто-то ведется, кто-то смотрит на него и видит ущербность, уязвимость и заниженную самооценку. Он не уверен в себе, поэтому одевает страшные маски и демонстрирует вызывающие жесты, особенно перед теми, кто вовсе не собирается с ним соревноваться. Характер его действий больше направлен на то, чтобы кого-то проучить (и чтобы все знали, заценили), кого-то запугать и таким образом заставить себя уважать и т.д. и т.п. Это более-менее очевидно. Религиозную игру до сих пор считают чем-то естественным, а если и не совсем так, то само собой разумеющимся вроде правил этикета...
Я это к тому, что ваша позиция очень интересная, но при столкновении с верующими она будет уязвима
А я и не хочу уязвлять верующих. Моя "борьба" с ними здесь скорее будет напоминать заочные попытки "отучить игромана от однорукого бандита" путем констатации многих (даже для него очевидных) моментов. Просто в целях компенсации утери личностной целостности человек частно обращается к ролевым играм, ролью он стремиться компенсировать свой внутренний психологический недостаток (они все там "обретают бога" или ещё что...), а когда человек личностно и психологически целостный - он уж по жизни склоняется к играм творческим (игра на инструментах, живопись и т.д.) или предметно-задачным (квесты) (изобретательство, научная работа, философия и т.д.). Однако и здесь есть подвохи. Религиозные люди могут также заниматься успешно последним, вставив и хорошо вживив себе духовно-религиозный протез в виде бога). Однако их творчество страдает однобокостью (как правило - религиозное), их научная деятельность в контакте с божественными концепциями перестает быть состоятельной. К творческим играм могут также обращаться и те индивиды, личностная целостность которых не может быть восстановлена какой-то ролью (отсутствует приемлемый выбор). Тогда творчество выступает как сублимация (секс-меньшинства, диссиденты, различный социологический трэш), попытка с помощью творчества сделать своё положение заметным, востребованным, статусным и полноценным. Интересен современный феномен. Никчемность убивает известность и говорит, что собирается написать об этом книгу... Никчемность хорошо усвоила, какими средствами в современном мире можно быстро набить себе цену. Это его самый оптимальный, действенный способ стать полноценным, можно сказать, единственная возможность. Никчемность ставит это себе в заслугу. Те, кто готов купить его опусы, даже частично согласны с этим). Усекаете, насколько произвольны в обществе границы адекватности?
Вчера на автомобильном форуме прочитал сообщение. Пишет молодой человек: "купил себе спортивное авто, два-три месяца гонял как дебил. Потом посмотрел на себя состороны... вот я обогнал всех, ушел далеко вперед, а на следующем светофоре - красный. И опять все подъезжают, как будто никого и не обгонял - на хрена только бензин тратил?" Верующим иногда не хватает минуты побыть Честными самим с собой, поразмыслить, а почему я поступаю таким или иным образом, как я жил до этого, откуда взялись проблемы и почему я избрал именно такой способ реагирования на них. Действительно ли я ощущаю или только стремлюсь к ощущению, нахожусь в предвкушении ощущения? Бог верующих всегда родом из страданий, горя, утрат, страха. Также как костыль и протез есть следствие травмы, лишения и дисфункции. Ни один человек на земле не "пришел к богу" в счастье, полноценности, достатке и при хорошей образованности. Вряд ли кто на земле в здравом уме пожелает заменить здоровые зубы на прочные протезы, чтобы больше в дальнейшем "не чувствовать боли") Поиску бога всегда предшествует психологический надлом, конфликт, невозможность объяснения. Бог - это то, за что хотят схватиться, когда "хвататься больше не за что" и объяснение всему, которое в сущности ничего не объясняет.
-
Князь, называя религиозную веру СВЕРХигрой, ты что подразумеваешь под приставкой сверх-? То, что игроки эту игру не считают за игру, воспринимая её за объективную реальность? Если так, то я с тобой соглашусь, если же как-то иначе - поясни.
-
А вообще интересная (и свежая!) мысль, что верующий человек суть игроман... (хотя как не верти, в любом случае это своего рода инфантилизм).
-
Князь, называя религиозную веру СВЕРХигрой, ты что подразумеваешь под приставкой сверх-? То, что игроки эту игру не считают за игру, воспринимая её за объективную реальность? Если так, то я с тобой соглашусь, если же как-то иначе - поясни.
Точно.
Игра - это процесс со стандартным вовлечением, то есть - поиграл до какого-нибудь лимита (интереса, выигрыша, времени) и перестал. Сверхигра - это процесс с максимальным вовлечением, когда в роль буквально вживаются, когда маску не оторвать от кожи... такое нередко наблюдается и в азартных играх - игрок перестаёт замечать сколько времени прошло, вообще, какое время суток, с трудом может вспомнить, что у него есть другие заботы и обязанности... большая проблема всех сверхигроков в том, что им практически не реально выйти из роли, они не могут посмотреть на себя "со стороны", "снаружи" - всё, что они там могут зацепить, это отражение в зеркале Сверхигры. Игра очень хорошо уводит от реальности, переключает внимание, позволяет отдохнуть. Сверхигра заменяет и подменяет реальность. Она как правило, рисует игроку счастливые горизонты, а там, где просвечивают островки реальности, она развешивает ярлыки "зла", "греха", "несовершенной природы", "несправедливости", "никчемности", "недостойности" и т.д.
-
+1. В общем согласен.
-
А атеизм это ли не игра?
Причем агрессивная - вон там посмотрите, как неправильно играют, я вам всем сейчас покажу как играть надо.
Я раньше в программиста играл (ибо в соответствующем театре научили), потом в админа, а недавно поверил что я переводчик, стал в него играть. Иногда в повара играю, иногда в водителя.
Все занятно довольно.
И когда другие рядом во что-то играют, я им не мешаю и пальцем не тыкаю.
-
Кн. Мира Сего,
а буквы "Кн." в нике что обозначают?
-
Я это к тому, что ваша позиция очень интересная, но при столкновении с верующими она будет уязвима.
Не то чтобы уязвима... Просто непонятно, почему автор относит это только к верующим? Все играют. В том числе атеисты. Пример такой игры - этот форум. Кому не интересна игра в атеизм, играют, например, в политику на политических форумах.
А сверхигра - она тоже может быть везде, не только в религии.
Но самое главное, что сама эта тема не более чем игра, в которую играет автор темы.
Вобщем, тема игры настолько популярна (особенно, со времен "Матрицы"), что говорить можно бесконечно.
Интересно то, что многие религии определяют саму жизнь как игру или сон. Даже в некотором смысле христианство. :lol:
-
Кн. Мира Сего,
а буквы "Кн." в нике что обозначают?
Знамо дело, "Князь".
-
Кнопка.
-
А может, кнут?
-
Я это к тому, что ваша позиция очень интересная, но при столкновении с верующими она будет уязвима.
Не то чтобы уязвима... Просто непонятно, почему автор относит это только к верующим? Все играют. В том числе атеисты. Пример такой игры - этот форум. Кому не интересна игра в атеизм, играют, например, в политику на политических форумах.
А сверхигра - она тоже может быть везде, не только в религии.
Но самое главное, что сама эта тема не более чем игра, в которую играет автор темы.
Вобщем, тема игры настолько популярна (особенно, со времен "Матрицы"), что говорить можно бесконечно.
Интересно то, что многие религии определяют саму жизнь как игру или сон. Даже в некотором смысле христианство. :lol:
Малыш, я уже отошел от игрищ) С трудом, знаете ли, удалось поистереть разнообразный социальный грим. И не то чтобы устал... просто интересно познавать жизнь, называть вещи своими именами. Удивительно, но даже на самих словах существует некий налёт времен. Вот все религиозные люди с придыханием относятся к слову "вера"... а что есть вера? Я могу сказать, что вера - это наисильнейшее полагание. Полагание, природу которого питают исключительно субъективные обстоятельства, выводы. Ибо объективные выводы рождают знание. К сожалению или счастью, нахождение человека в каком-либо состоянии оправдывает не сила чувства, а его "направленность", продуктивность, что-ли... полагание не может служить фундаментом жизнедеятельности хотя бы потому, что оно уже имеет равноодинаковые шансы с Ошибкой. Также можно разобрать слово "совесть" и вообще любое "загадочное" по своей природе слово. Муки совести для меня - это конфликт ролевых сценариев. Вообще, совесть живет в социуме. Дети и отшельники, не включенные в ролевой оборот, такими обострениями и воспалениями (совести) не страдают. Потом, можно исследовать вопрос отключения совести при переходе на низшие уровни витальности, т.е. при попадании индивида в ограничивающие условия, в которых более ценны инстинкты, отсутствует ролевой выбор (заключение, армия и т.д., как правило одна роль которая не испытывает конфликтов с другими за их отсутствием - "дух", урка-уголовник и пр.)
Я пишу подобное не для того, чтобы поиграть в "отца-просветителя" или ещё кого-нибудь, мне интересны возражения, поправки, опровержения. Это всё не для того, чтобы спорить, а для того, чтобы лучше понимать и если угодно - корректировать свою точку зрения в каком-то вопросе. Если просто обсуждать, мало кто включается, а если провоцировать какими-нибудь обобщениями, типа, "христианского театра"... хотя, выходит, Вы и с этим частью или полностью согласны.
-
Кн. Мира Сего,
а буквы "Кн." в нике что обозначают?
Вариантов не много и все они перебраны участниками форума. Одно время меня называли "книгой"... вариант "кнута" тоже интересен))). Изначально, обозначение библейского персонажа было выбрано потому, что оно уже "настраивает" на альтернативу. Быть может, неожиданную, неприемлемую, но - вариантную. На само наличие выбора. В данном случае, выбор ника был сродни выбору одежки в магазине. Нарядно и практично... облачаться в лохмотья и вериги, типа "убогий, раб Имярек и т.д.", а также ходить голым - под документальными ФИО, счел неприемлемым. Извините-с.
-
Просто непонятно, почему автор относит это только к верующим? Все играют. В том числе атеисты.
Ну, чтобы было понятно кто во что играет, давайте игры сгруппируем.
Всё будет выглядеть примерно так:
1. Соревновательные: подвижные (спорт), азартные (игры на фортуну, спортивная охота)
2. Предметно-задачные/ квестовые (научный поиск, логические задачи, загадки)
3. Творческие: искусство (изобразительное, скульптура, музыка, кино и проч.), ролевые (праздничные обряды, реконструкторы, детские постановки)
Множество игровых процессов включают в себя по несколько пунктов. Например, турнир по шахматам (пп. 1,2). Хорошие компьютерные могут вовлекать игрока по всем пунктам сразу. Такое деление жестким не назовешь, но и условности здесь тоже мало.
Для Сверхигры характерны: регламентированное (санкционированное) поведение, статус, имидж, понты-манеры и т.п. Попробуйте сказать женщине, что её погоня за модой и цацками - Сверхигра. Она, пожалуй, согласится. Возможно ли склонить её доводом к отказу от тренда? Вряд ли. Но шансы есть. Если Вы: 1. психолог, 2. Супруг и на мели.
А теперь вопрос на засыпку. Чем отличается институт Церкви от, допустим, медицинского института? Правильный ответ: в медицинский часть студентов идёт для того, чтобы реально помогать людям, внести свой вклад в медицину, словом, для того, чтобы отдать или поделиться, чувствуя призвание. В Церковь приходят для того, чтобы взять. Ведь для того, чтобы делать добро, заниматься благотворительностью и делиться, не обязательно быть христианином. Следовательно, статус христианина нужен для обратного - для каких-то дивидентов и халявы. Причастие, причаститься - это опять же взять часть, а не отдать. А поскольку институт Церкви самый консервативный из сущих, прийти в него для того, чтобы что-то усовершенствовать и развить - подобно ереси, читай - святотерроризму. Так чего же миллиард с лишним голов может получить у Церкви "просто так"? Искупление, исцеление? А вот нате Правила Сверхигры. Только Сверхигрок выиграет себе сам искупление и исцеление, поэтому играть надо с надрывом, с душой, Самозабвенно. Взамен адептам морально положено отчислять на содержание Института и преподавателей.
Оно бы всё ничего, но перегибы любой Сверхигры аукаются миллионами вполне неигрушечных трупиков. Насколько развлекательна Игра в сверхчеловека Гитлера? Говорят, в неё и чукчи играют. Или грузинских малчиков Джугашвили, Саакашвили? Культ... Игры бывают разные. После рулетки иногда тяжелые последствия, а после "русской рулетки" - ещё тяжелее. Почему детей в младших классах не учить добру, учить не красть, не убивать? Если приидет Христос - щастье им будет по-лю-басу. Нет же, обязательно надо вовлечь в лоно церкви - это первостепенная задача, как я понял. Только после выполнения её можно чему-то учить? Это по меньшей мере подозрительно. Вот скажешь: Свидетели Иеговы, Церковь Муна, Дианетика... о, да-а-а - это чудо-лохотронщики. Мы в такое не играем. А продавай бы Сбербанк билеты Мавроди, полстраны бы влетело. Потому что это Ого-го!!! ИМЯ! Ну ничего, и ГКО впаривали, и 1998 год ещё помним, а РПЦ - это ГАРАНТ Гарантов на Земле! )))