Форум атеистического сайта
Религия, теизм => Критика Библии => Тема начата: Облезлый кот от 05 Июнь, 2009, 14:36:38 pm
-
Вопрос навеян чтением ахинеи из соседней темы. С одной стороны Девтерономисты в знамениой "Шема Исраэль" говорят "Йахве бог наш - Йахве один" (Втор. 6.4 и далее). С другой стороны, "не ходите вслед другим богам из богов окружающих народов потому как Йахве - ревнивый бог" (Втор. 6:14 и далее).
К кому ж ревновать будет Йахве, если других богов так таки и нет?
Так верили или не верили авторы Второзакония в других богов?
-
Вопрос навеян чтением ахинеи из соседней темы. С одной стороны Девтерономисты в знамениой "Шема Исраэль" говорят "Йахве бог наш - Йахве один" (Втор. 6.4 и далее). С другой стороны, "не ходите вслед другим богам из богов окружающих народов потому как Йахве - ревнивый бог" (Втор. 6:14 и далее).
К кому ж ревновать будет Йахве, если других богов так таки и нет?
Так верили или не верили авторы Второзакония в других богов?
Похоже все таки верили. Да и некоторые христиане тоже утверждают что в Библии говорится не только об одном боге.
Вот только почему он ревновал?
А почему только Второзаконие?
А Бытие? Там что-то не так?
(3:22) И сказал Г-сподь Б-г: вот, Адам стал как один из нас в познании добра и зла, и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не поел, и не стал жить вечно.
Кстати, не подскажите что за слово скрывается вот здесь:
Быт 3
5) Но знает Б-г, что в день, в который поедите от него, откроются глаза ваши, и вы будете, как великие, знающие добро и зло.
То же в синодальном:
5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
-
Вопрос имеет смысл именно для Второзакония.
Авторы Жреческого кодекса были убеждены, что бог один. Можно найти этому множество подтвержоений - например, источник ритуальной нечистоты. В культах окружающих народов источники ритуальной нечистоты - демоны, а в израиле - люди.
Йахвист и Элогист вопрос о едином боге не ставят. Для их авторов естественно, что Йахве - национальный бог евреев, а у других народов - свои боги.
Именно Второзаконие в этом вопросе занимер промежуточное положение. Поэтому интересно было бы разобраться, настоколько были монотеистами девтерономисты.
-
А не приходится ли период написания Второзакония на вермя активного завовеания Израилем окрестных народов?
-
А не приходится ли период написания Второзакония на вермя активного завовеания Израилем окрестных народов?
Нет. См. http://cern.ch/vadym/status_of_deuteromomy.htm (http://cern.ch/vadym/status_of_deuteromomy.htm)
-
Вопрос имеет смысл именно для Второзакония.
Авторы Жреческого кодекса были убеждены, что бог один. Можно найти этому множество подтвержоений - например, источник ритуальной нечистоты. В культах окружающих народов источники ритуальной нечистоты - демоны, а в израиле - люди.
Йахвист и Элогист вопрос о едином боге не ставят. Для их авторов естественно, что Йахве - национальный бог евреев, а у других народов - свои боги.
Именно Второзаконие в этом вопросе занимер промежуточное положение. Поэтому интересно было бы разобраться, настоколько были монотеистами девтерономисты.
Извините, не могу разобраться.
Авторы Шестоднева и авторы Жреческого кодекса - одни и те же лица или нет. Или они просто похожи по стилю, и сочинялись в одно и то же время?
-
Авторы Шестоднева и авторы Жреческого кодекса - одни и те же лица
Да.
-
Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М. Республика, 2005
Вопреки традиционному церковному взгляду монотеизм у евреев отнюдь не исконное явление, а, напротив, сравнительно позднее, сложившееся в эпоху "второго храма", послепленный период.
От более ранней истории в прореженной библии остались следы предшествующих богов. В еврейском тексте библии есть имя бога Эль Шаддай, "дом божий" - в русском переводе заменен на "бог всемогущий" (Быт. 28:3; 35:11; Исх. 6:3). Поработив Палестину евреи приучились почитать местных многочисленных божков - ваалов, культ общинных и городских покровителей которых был распространен в Сирии и Палестине издавна. Некоторые из них получали индивидуальные имена, например, Бетэль(Вефиль).
В тексте библии имеются ясные отпечатки влияния вавилонской космологии и демонологии. Крылатые херувимы это вавилонские керубы, мифические крылатые быки. Архангел Михаил, упоминаемый в библии, это Митра-воитель. Следы маздеизма выражаются в образе злого духа - сатаны. Первоначально образ был чужд евреям и в библии его почти нет. Зло проявлялось в виде служения чужим богам, за что их наказывал свой, "настоящий" бог.
По позднейшему христианскому учению, сатана соблазнил людей, уговорив их съесть плод с запретного дерева; но в библии эту роль соблазнителя выполняет не дьявол, а "змей", "который был хитрее всех зверей полевых". Идея особого злого духа зла, противника бога, идея царства зла, по существу, так и осталась чужда еврейской религии.
Дулуман Е.К. упоминает о Хамосе (бог аммонитян, потомков сына Бен-Амми и моавитян, сына Моава, зачатых дочерми от пьяного Лота); о Дагоне, Ваале, Фегоре (божество народа мадианитян). Соломон ставил капища всемогущему Астарте, Молоху, ну и Хамосу.
Где это в библии - не знаю, сил нет такую муть читать. Может, кто подскажет?
-
А не приходится ли период написания Второзакония на вермя активного завовеания Израилем окрестных народов?
Сдаётся мне: атеисты Америку открывают, а получилась опять Индия?
-
Соломон ставил капища всемогущему Астарте, Молоху, ну и Хамосу.
Где это в библии - не знаю, сил нет такую муть читать. Может, кто подскажет?
Третья книга Царств, глава 11, стих 1-8
-
А не приходится ли период написания Второзакония на вермя активного завовеания Израилем окрестных народов?
Сдаётся мне: атеисты Америку открывают, а получилась опять Индия?
Умник!!! Искали путь в Индию,а открыли Америку!
Умник, вот вы же видите, что религия с людьми делает! И вы хотите превратить в неучей всю Россию?