Форум атеистического сайта
Атеизм => Психологическая наука как основа атеизма => Тема начата: Viktor-hustler от 04 Январь, 2009, 21:02:34 pm
-
Казалось бы столь очевидный вопрос: есть ли бог? Его нет, но миллионы верующих верят и объединяются вновь и вновь после эры отрицания бога как идеи.
Проблема эта одиночество. Никакое иное сообщество для эмоционального удовлетворения запросов людей не создано.
Вы скажете, что я не прав, и сошлетесь на музыкальные движения ,фан-клубы, болельщиков и т. д. На что я отвечу, что это все либо форма открытого протеста типа правозащитных или профсоюзных организаций, где чем меньше людей, тем иногда эффективней полезная работа и результат либо чисто молодежные течения нетрадиционной музыки или спорта, что предполагает фанатизм: "ночного бдения" и потасовок как на дискотеках так и на стадионах. Все это не для среднего даже ума, это масс-культура верующим непонятна, мало того, она повод для вербовки людей в различные конфессиональные союзы.
Среднему человеку действительно некуда пойти побдеть, кроме как в бар и на кладбище, что уже само по себе закладывает ритуал определенного рода. Церковь на фоне этого выглядит даже предпочтительней.
Вопросы досуга иногда решались клубами по интересам, но человек не настолько узок в мышлении, чтобы интереосваться только путешествиями на Алтай или кройкой и шитьем. Мало того, мы погруженные в суровость нашего климата и гигантские расстояния как то не задумывались раньше где живем и как.Оказались в обществе мегарелигиозном. Вакуум заполнился как только жизнь стала чуть комфортней.
Выход здесь создавать объединения людей по разным принципам и признакам: хоть движение за спасение от вредных старух, хоть за сохранение старой малоэтажной архитектуры,хоть за сохранение типажа гордой дворняги, хоть за переселение жужжелиц в зоны точечной застройки и создание микрофауны.Хоть комичное, хоть логичное, хоть даже ситуативное или иррациональное должно и может присутствовать.
-
хоть движение за спасение от вредных старух, хоть за сохранение старой малоэтажной архитектуры,хоть за сохранение типажа гордой дворняги, хоть за переселение жужжелиц в зоны точечной застройки и создание микрофауны
А может просто делом зняться!
Тебе что,делать нечего?
-
Одиночество, это почти всегда ненужность. От ненужности людей и вся эта "мегарелигиозность" ...
-
Среднему человеку действительно некуда пойти побдеть, кроме как в бар и на кладбище, что уже само по себе закладывает ритуал определенного рода.
Не понял, кто это "бдит" на кладбище? :shock:
хоть движение за спасение от вредных старух
Это где такое? Меня, меня запишите!
Если серьезно, всех нас - и атеистов, и верующих - объединяет одна религия - религия потребления. Молебны - по телевизору и по радио через каждые 15 минут, иконы на улицах висят на каждом шагу. Вот уж действительно всеобщий кружок по интересам.
-
хоть движение за спасение от вредных старух
Это где такое? Меня, меня запишите!
Кстати, а назвать его можно именем Роди Раскольникова :lol: .
-
Кроме проблемы одиночества, есть еще проблема смерти, неопределенности будущего и просоциальная адаптация. Одиночество имеет отношение только к последнему аспекту религии. К сожалению, тут абы каким обществом по интересом обойтись не удастся. Объединение должно быть не просто мотивировано, оно еще должно предусматривать некие сложные (и по возможности – публичные) ритуалы, отсеивающие «халявщиков и ленивцев».
http://elementy.ru/news/430894 (http://elementy.ru/news/430894)
Именно фан-клубы и молодежные течения с элементами фанатизма в большей степени удовлетворяют эту человеческую потребность, а они, по вашему же определению, сближаются с религиозными сектами.
Нужно не просто комическое общество, а форма совместной деятельности, требующая известного усилия, не поддающаяся симуляции и общественно ободряемая (что ни говори, а общество пока склонно одобрять религиозность, как «меньшее зло»). Если подумать, то измыслить такое объединение не менее сложно, чем придумать новую идеологию России. Множество видов деятельности (начиная от правозащитников, гринписовцев и борцов за культурное наследие) либо дискредитированы, либо противоречат интересам части общества, либо не имеют внутренней мотивации (если религия еще как-то мотивируется культурным бэкграундом, то любовь к косовороткам точно нет). А религия – она очень удобна тем, что (в своей мягкой форме) направлена не несуществующее существо (пардон за тавтологию) и потому вроде бы никому не мешает. Этому почти невозможно противостоять, даже в США общество скатилось к религиозности. Комфорт этого состояния так велик, что проблема вообще осознается только тогда, когда оказывается что религии ДВЕ и они не совместимы, или когда попы начинают вторгаться в области, отличные от несуществующих.
С некоторых пор я размышлял над этой проблемой, и пришел к выводу, что выход, собственно, один. Дети! Осознание того, что ни школа, ни телевизор не обеспечит жизнеспособность твоего потомства, и отдельно взятая семья с этим тоже не справится. Необходимы условия для созревания личности, которые может обеспечить только большой, разумно организованный коллектив. Тут и публичность, и полезная, одобряемая обществом деятельность, и усилия, и творчество, шквал эмоций и наглядный результат.
К сожалению, на пути реализации этого подхода стоят два препятствия: А) не разработанность методов воспитания, несмотря на исключительную важность этого вопроса. Обществом эксплуатируются всякие доморощенные «теории», а по сути все отдано на откуп «естественному порядку вещей». Несмотря на то, что этот «естественный порядок» в городских условиях просто не работает. Б) экстремально высокий уровень экономической эксплуатации городского населения. Фактически, у человека не хватает времени ни на что, кроме имитации общественной деятельности в форме коллективного питья пива, расклеивания одинаковых постеров, экстрима (сугубо во время отпуска или по выходным) или декларации своей религиозности. У этой «имитации бурной деятельности» преимущество в том, что ее объем в любой момент можно сократить, без вреда для имиджа.
Так что приходится констатировать, что наблюдаемая ситуация полностью соответствует уровню общества потребления. Немного фан-клубов, немного правозащитников, немного экстремалов, церкви/мечети/синагоги и много-много людей, мающихся перед телевизором от какой-то сложной неудовлетворенной потребности.
-
....
В ваших тезисах не вижу особого смысла, т.к. они дуальны. А дуальности — перестановочны. Я могу подставить вместо религии спорт - будет тоже самое.