Форум атеистического сайта
Дебатня => Изба-Дебатня => Тема начата: Jury от 04 Август, 2019, 19:31:36 pm
-
Критика статьи "АТЕИЗМ" Большой Российской энциклопедии-2005 г. Казарян Александр Торгомович.
Ученая степень - доктор философии
Дата рождения - 30 августа 1944 г.
Тезоименитство - 12 сентября
Образование: МГУ, философский факультет (1973 г.), аспирантура МГУ (1976 г.)
Преподает: Современные философские течения
Общий педагогический стаж: 35 лет
Биография
Окончил философский факультет МГУ им М.В.Ломоносова в 1973 г., аспирантуру кафедры истории зарубежной философии в 1976 г.; с 1980 г. – преподаватель МПИ (ныне – Моск. гос. ун-т печати), доцент; с 1991 г. зам. редактора, 1996-2000 г. гл. редактор религиозно-философского журн. «Начала» (№1-30); доктор философии с 2002 г.; 1995-2003 гг. – декан философско-богословского факультета Российского Православного университета св. апостола Иоанна Богослова. Заведующий кафедрой философии Российского Православного университета св. ап. Иоанна Богослова (с 2003-2009 г.); член Научно-редакционного совета по изданию «Православной Энциклопедии» (с 2000 г.); проф. МДА (с 2004 г.).
http://old.mpda.ru/persons/27716/index.html (http://old.mpda.ru/persons/27716/index.html)
АТЕИЗМ
https://bigenc.ru/religious_studies/text/1837142 (https://bigenc.ru/religious_studies/text/1837142)
Главный недостаток статьи методологический - это отсутствие СТРОГОГО ТЕКСТОЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА.
Второй недостаток статьи методологический - об атеизме пишет не атеист, а православный богослов.
Третий недостаток статьи - попытки атеистов, автора статьи отождествлять атеизм с СОКРАТОМ, СВОБОДОМЫСЛИЕМ, ПАНТЕИЗМОМ, ДЕИЗМОМ, ЭКЗИСТАНЦИОНАЛИЗМОМ И ДАЖЕ ХРИСТИАНСТВОМ и ЕРЕТИЧЕСКИМИ ХРИСТИАНСКИМИ ТЕЧЕНИЯМИ СОВЕРШЕННО НЕ ОБОСНОВАНЫ!
Если бы автор, был компетентным, то следовало бы статью об АТЕИЗМЕ разделить на две части:
1. Атеизм (чистый)
2. Учения, близкие к Атеизму.
ВСЕ ЭТИ ФАКТЫ ГОВОРЯТ, ЧТО В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ АТЕИСТОВ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА БЫЛО НИЧТОЖНОЕ КОЛИЧЕСТВО.
ТОЛЬКО НАЧИНАЯ С МАРКСА, А ВСЯ ИСТОРИЯ АТЕИЗМА ДО МАРКСА - ЭТО МИФ! НИКАКОГО АНТИЧНОГО И СРЕДНЕВЕКОВОГО АТЕИЗМА НЕ БЫЛО!
В википедии читаем, что термин АТЕИЗМ появился в конце XVIII века, во время Французкой революции - Текстологический метод!!
В принципе статья посвещена не АТЕИЗМУ, а БЕЗБОЖИЮ.
Однако, к обвинению в безбожии следует относиться критически - часто это обозначает не безбожие, (атеизм), а либо поклонение другим Богам, либо отрицание каких либо устаревших догматов, либо обвинение в кажущейся безнравственности. Например: «…вы были в то время без Христа… были безбожники (ἄθεοι) в мире» (Еф. 2:12).
ЦИТАТЫ ИЗ СТАТЬИ "АТЕИЗМ":
В Ветхом Завете термин «безбожник» употребляется редко (2 Макк. 4:13; 3 Макк. 2:2); его функции выполняет слово «нечестивый» (ra̅ša̅‘), противоположное понятию «благочестивый». О богоотрицании говорится в Псалтири (https://bigenc.ru/religious_studies/text/3170799): «Сказал безумец в сердце своём: "нет Бога"» (Пс. 13:1)
В Ветхом Завете в тесной связи (??) с отрицанием Бога стоят отступничество и измена своему Богу (Иов. 21:14), сотворение себе новых богов и поклонение им (Иер. 16:20). Мотив отступничества от истинного Бога или незнания Его подчёркивается в Новом Завете ап. Павлом (https://bigenc.ru/religious_studies/text/2311372) в качестве осн. черты А. (безбожия): «…вы были в то время без Христа… были безбожники (ἄθεοι) в мире» (Еф. 2:12).
К обвинению в безбожии следует относиться критически - часто это обозначает не безбожие, (атеизм), а либо поклонение другим Богам, либо отрицание каких либо устаревших догматов, либо обвинение в безнравственности. Например: «…вы были в то время без Христа… были безбожники (ἄθεοι) в мире» (Еф. 2:12).
Упоминание "поклонения новым богам" не к месту!
А. в Древней Греции возник в связи с отрицанием культа и мистерий, а также антропоморфизма (https://bigenc.ru/religious_studies/text/702410) греч. богов. Термин «безбожный» (ἄθεος), изначально означающий «лишённый божества», впервые появляется у поэтов – Пиндара (https://bigenc.ru/literature/text/3139546) в «Пифийских одах» (4, 162), Эсхила (https://bigenc.ru/literature/text/4916576) в «Евменидах» (151) и Софокла (https://bigenc.ru/literature/text/3638589) в «Электре» (124). Цицерон (https://bigenc.ru/literature/text/4678423) в кн. «О природе богов» (I, 2; I, 63) к атеистам причисляет поэта Диагора Мелосского, философа Феодора из Кирены и философа-софиста Протагора (https://bigenc.ru/philosophy/text/3168899), сочинение которого о богах было сожжено. Секст Эмпирик (https://bigenc.ru/philosophy/text/3545979) в кн. «Против учёных» называет атеистами софистов Продика и Крития (IX, 1, 50–57). Др.-греч. толкование «нечестивого» (ἀσεβής) как атеиста, не почитающего общепризнанных гос. богов, оскверняющего святыни, во многом близко к библейскому толкованию безбожия. Платон (https://bigenc.ru/philosophy/text/3144338)
Примерами др.-греч. понимания Атеизма стали: решение афинского суда, приговорившего Сократа (https://bigenc.ru/philosophy/text/3633770) к смертной казни за «введение других богов».
Сократ "вводил других богов", а не отрицал Богов! Упоминание Сократа тоже не к месту!
В Риме в 1–3 вв. н. э. гонению подвергались христиане, исповедовавшие веру в распятого на кресте и воскресшего Иисуса Христа, отрицавшую культ императора и поклонение ему как божеству, что считалось политически опасным.
А это причем? Христиане - тоже атеисты? Упомонание христиан тоже не к месту!
Еретич. учения, сопровождавшие христианство (https://bigenc.ru/religious_studies/text/4671003) в течение всей его истории, хотя иногда и назывались атеистическими (Ложь! термин атеизм появился в конце XVIII века и не мог употреблятся "в течении всей истории христианства"), а их последователи – атеистами (безбожниками), в действительности таковыми не являлись.
Упоминание еретических христианских учений тоже не к месту!
Из числа разнообразных направлений филос. мысли эпохи Возрождения наиболее близким к Атеизму (??) оказывается пантеизм (https://bigenc.ru/religious_studies/text/2702866).
Этого мировоззрения придерживались П. Помпонацци (https://bigenc.ru/philosophy/text/3157789), Дж. Бруно (https://bigenc.ru/philosophy/text/1885350), Т. Кампанелла (https://bigenc.ru/world_history/text/2039293), Дж. Ч. Ванини (1585–1619).
Пантеизм не отрицает Бога, а понимает его иначе! Упоминание пантеизма тоже не к месту!
Наиболее близки (??) к Атеизму пантеизм, деизм (https://bigenc.ru/philosophy/text/1944459) и материализм (https://bigenc.ru/philosophy/text/2193013). Традиции пантеизма в 17 в. продолжал Б. Спиноза (https://bigenc.ru/philosophy/text/4247497). Осн. представители англ. деизма – Дж. Толанд (https://bigenc.ru/philosophy/text/4195565) и А. Коллинз (1676–1729). Дальнейшее развитие деизм получил в 18 в. в филос. трудах Вольтера (https://bigenc.ru/literature/text/1928023), Д. Юма, Ж. Ж. Руссо (https://bigenc.ru/literature/text/3522732). В формировании «дехристианизированной» «религии Разума», идеологии Великой французской революции 18 в., особую роль сыграли деизм и франц. материализм.
Упоминание ДЕИЗМА, МАТЕРИАЛИЗМА тоже не к месту. Материалистами были и есть многие верующие.
Механистические (см. Механицизм (https://bigenc.ru/philosophy/text/2210160)) и натуралистические (см. Натурализм (https://bigenc.ru/philosophy/text/2251429)) учения Ж. О. де Ламетри (https://bigenc.ru/philosophy/text/2642120), Д. Дидро (https://bigenc.ru/literature/text/1955310) и К. А. Гельвеция (https://bigenc.ru/world_history/text/2349015) могут быть (??) отнесены к Атеизму, однако наиболее полно это мировоззрение представлено в сочинениях П. А. Гольбаха (https://bigenc.ru/philosophy/text/2368201).
Широкое распространение теоретич. А. получил в 19–20 вв.; он (Атеизм) связан (??) с филос. направлениями своего времени – позитивизмом (https://bigenc.ru/philosophy/text/3150858), антропологич. философией, анархизмом (https://bigenc.ru/domestic_history/text/1820647), материализмом, нигилизмом и философией жизни (https://bigenc.ru/philosophy/text/4713244). Основные представители этих филос. направлений – А. Шопенгауэр (https://bigenc.ru/philosophy/text/4945069), Л. Фейербах (https://bigenc.ru/philosophy/text/4707952), П. Ж. Прудон (https://bigenc.ru/world_history/text/3170245), К. Маркс (https://bigenc.ru/philosophy/text/2187272), Ф. Ницше (https://bigenc.ru/philosophy/text/2665066).
Все, кроме Маркса не были АТЕИСТАМИ. Упоминание их не к месту.
Атеистич. взгляды (какие??) разделяли отд. представители экзистенциализма (https://bigenc.ru/экзистенциализма) (Ж. П. Сартр (https://bigenc.ru/philosophy/text/3536996), А. Камю (https://bigenc.ru/literature/text/2039923)) и аналитич. психологии (З. Фрейд (https://bigenc.ru/philosophy/text/4723311), Т. Райк, Э. Фромм (https://bigenc.ru/philosophy/text/4724440)).
Агностиком (а не атеистом!!) считал себя философ-неопозитивист Б. Рассел (https://bigenc.ru/philosophy/text/3494382).
Упоминание ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛИЗМА, АГНОСТИЦИЗМА не к месту.
Вся эта критика относится также к другим статьям об АТЕИЗМЕ в
1. Атеистическом словаре, Новиков М. П. Москва, 1983 г.
2. Филосовский энциклопедический словарь, Москва, 1983 г.
3. Всемирная эенциклопедия. Философия. Грицанов А. А. Москва, 2001 г.и т. д.
-
Ждем вашу критику следующих работ:
http://bse.sci-lib.com/article079683.html (http://bse.sci-lib.com/article079683.html)
Ю. Б. Пищик. Статья об атеизме из Большой советской энциклопедии.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О религии, М., 1955; Ленин В. И., О религии и церкви, М., 1966; Плеханов Г. В., О религии и церкви, М., 1957; Деятели Октября о религии и церкви, М., 1968; Маутнер Ф., Атеизм в эпоху Великой французской революции, пер. с нем., Л.— М., 1924; Вороницын И. П., История атеизма, 3 изд., Рязань, 1930; Каждан П., Религия и атеизм в древнем мире, М., 1957; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М., 1959; Кубланов М. М., Мыслители древности о религии, М., 1960; Клебанов И., Реформационные движения в России в XIV — первой половине XVI вв., М., 1960; История и теория атеизма, М., 1962; Крывелев И. Маркс и Энгельс о религии, М., 1964; Левада Ю. Социальная природа религии, М., 1965; Угринович Д. М., Философские проблемы критики религии, М., 1965; История свободомыслия и атеизма в Европе, М., 1966; Сухов Д., Философские проблемы происхождения религии, М. , 1967: Mauthner F г., Der Atheismus und seine Geschichte im Abendlande, Bd I—4,Stuttg.—B., 1920—23; Robertson J. М., A history of the free thought, ancient and modern..., v. I—2, 4 ed., L 1936; Borne Е., Atheism, N. Y., 1961; Lilje Н., Atheism, humanism and Christianity, Augsburg, 1964: Oursler W. G., The atheist, N. Y., 1965: Ley Н., Geschichte der Aufklarung und des Atheismus, Bd I—2, В., 1966—67.
Склеено 08 Август, 2019, 00:04:21 am
Настольная книга атеизма под общей редакцией академика-историка С.Д. Сказкина.
Авторы: доктор философских наук С.Ф. Анисимов, кандидат философских наук Н. А. Аширов, кандидат философских наук М. С. Беленький, кандидат философских наук А. В. Белов, доктор философских наук В. М. Богуславский, кандидат философских наук Ю. Ф. Борунков, доктор философских наук Б. Э. Быховский, кандидат философских наук Л. Н. Емельянова, доктор философских наук В. И. Гараджа, кандидат исторических наук В. Ф. Зыбковец, кандидат философских наук Г. Я. Костава, доктор философских наук А. Н. Кочетов, кандидат философских наук Н. Д. Куфакова, кандидат философских наук М. М. Лобжанидзе, кандидат философских наук Р. Р. Мавлютов, кандидат философских наук Б. В. Мееровский, кандидат философских наук В. А. Мезенцев, доктор философских наук М. П. Мчедлов, кандидат исторических наук C.А. Мирсков, С. С. Никоненко, доктор философских наук М. П. Новиков, кандидат философских наук А. А. Осипов, кандидат философских наук Л. Т. Пинчук, доктор исторических наук П. И. Пучков, кандидат философских наук А. И. Самсин, доктор философских наук Д. М. Угринович, кандидат исторических наук В. Г. Фуров, кандидат философских наук В. Е. Чертихин, Г. А. Шпажников, кандидат философских наук Г. И. Эзрин.
https://www.twirpx.com/file/234109/ (https://www.twirpx.com/file/234109/)
-
Казарян Александр Торгомович.
Непонятно, что атеисты должны тyт опровергать? Какие - то статьи православного на всю головy преподавателя семинарии? К томy же, статьи совершенно маловразyмительны и рахитичны.
Главный тезис - "Первый атеист - Маркс", заведомо ложен. Лаплас, Карно, Мирабо, Марешаль, Гольбах, Вольтер - были последовательными атеистами. Близки к полномy атеизмy и "атомисты" Древней Греции, начиная с Демокрита. Многие эпикyрейцы и даже стоики были атеистами. Несомненно, что и Плинии были атеистами, хотя и отдавали дань внешним приличиям того времени. Первым стихийным атеистом был Энкидy из "Эпоса о Гильгамеше" - одна из самых старых книг на планете. Ссылки православного "философа" на библию, совершенно спекyлятивны и являются обычным христианским мошенничеством с крyговой аргyментацией. Тезис о том, что "многие материалисты были верyющими" ничем не подкреплён и совершенно ложен. Материалист, даже вyльгарный полагает материю единственной сyбстанцией мироздания, её основой, причиной и следствием и движyщей силой бытия. В любом материализме нет места бохy. Тем более сказкам евреев о "сотворителе" Яхве и похождениях его "сынка" раввина Ешy Ноцрата. Ещё она православная ложь о близости атеизма и пантеизма. Пантеизм - совершеннейшая нелепость, понятная всякомy здравомy рассyдкy! В общем, Казарян - обычный православный брехyн. Хоть и доктор философии.
-
НИКАКОГО АНТИЧНОГО И СРЕДНЕВЕКОВОГО АТЕИЗМА НЕ БЫЛО
А разве не говорил Диоген, что богов выдумали Гомер с Гесиодом? Что это, как не атеизм?