Форум атеистического сайта
Религия, теизм => Критика Библии => Тема начата: Дубина Мардука от 21 Январь, 2016, 09:02:21 am
-
Это же при большом желании можно узнать - почитать англоязычные научные комментарии к Библии.
Это бесполезно, у комментаторов тоже нет единого мнения, но в существование реальных атеистов в то время верят не так уж многие.
Древние евреи (да и семиты вообще) ведь даже в загробную жизнь не верили, у них может атеизм был довольно развит.
Евреи верили в шеол, есть ли основания считать, что их представления принципиально отличались от представлений других северо-западных семитов?
-
"Душа всякого тела есть кровь его, она душа его; потому сказано богоизбранным: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его: всякий, кто будет есть ее, истребится." Вероятно, православные христиане не принадлежат к числу богоизбранных, потому что они едят кровь; имеют обычай по большим праздникам колоть свиней и разговляться блюдами приготовленными из ихней крови.
душа в данном случае это жизнь
1. Вначале рассмотрим, как Библия объясняет, что же такое душа.
Душа — это жизнь. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:1). «И побили все дышущее, что было в нем, мечом, предав заклятию; не осталось ни одной души…» (И. Навин 11:11). «Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное» (Ис. 57:16). Как видим, в этих текстах душа представлена как символ жизни, как символ живого человеческого организма.
Душа — это отдельная личность, человек. «Скажи сынам Израилевым: если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та…» (Числа 5:6). «…во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть, восемь душ, спаслись от воды» (1-Петра 3:20). «Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2:41). «Было же всех нас на корабле двести семьдесят шесть душ» (Деян. 27:37). Из этих текстов мы видим, что душа равнозначна понятию человек.
Душа — как символ чувств, мышления, настроения. «Когда кончил Давид разговор с Саулом, душа Ионафана прилепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как свою душу» (1 кн. Царств 18:1). «Когда же пришла… на гору… И подошел Гиезий, чтобы отвести ее; но человек Божий сказал: «Оставь ее; душа у нее огорчена…» (4 кн. Царств 4:27). «Душа моя истаевает от скорби: укрепи меня по слову Твоему» (Пс. 118:28). «Твердо помнит это душа моя, и падает во мне» (Плач Иеремии 3:20).
Душой в Библии именуются не только люди, но и животные. «И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее…» (Быт. 1:21). Слово «нэфэш», переведенное на русский язык, как «душа», обозначает в дословном переводе слово «дышать». В книгах Нового Завета, написанных изначально по-гречески, слову «нэфэш» соответствует слово «псюхэ», также дословно переводящееся на русский язык как глагол «дышать». Именно в этом понимании понятие «душа» упоминается в Библии, иными словами, как символ жизни. Ни в одном месте Библии мы не встретим упоминания о том, что душа человека бессмертна и после смерти продолжает жить. Согласно Библии, бессмертием обладает только Бог. Нередко приходится слышать о том, что ангелы бессмертны — да, если Бог их наделяет вечной жизнью. Но Бог имеет право и отнять эту жизнь, и ангелы в этом случае могут потерять бессмертие. В Библии ясно сказано, что в конце времени Бог уничтожит навеки сатану — родоначальника греха, а ведь всем известно, что он изначально был сотворен как ангел Люцифер. «…единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете…» (1-Тим. 6:15—16).
2. Единство духа, души и тела:
«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока…» (1-Фес. 5:23).
3. Библия о состоянии человека после смерти:
«Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению; И любовь их и ненависть их, и ревность их уже исчезли, и нет им более части вовеки ни в чем, что делается под солнцем» (Еккл. 9:5—6). «Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл. 9:10). «А человек умирает, и распадается; отошел, и где он? … Так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится, и не воспрянет от сна своего… В чести ли дети его, он не знает; унижены ли, он не замечает» (Иов 14:10, 12, 21). «Выходит дух его, и он возвращается в землю свою; в тот день исчезают все помышления его» (Пс. 145:4).
Как видим, вопреки учению многих церквей, говорящих о жизни после смерти и о бессмертии души, о радости душ в раю, о страдании их в аду, об их переживаниях об оставленных на земле близких, Господь со страниц Библии все это полностью отвергает. Со смертью человека, как мы увидели в Священном Писании, исчезают все его помышления, привязанности, любовь, ненависть. Что же такое смерть, и что происходит с человеком, когда он умирает? Вот как Сам Христос пояснил Своим ученикам, что такое смерть: «Сказав это, говорит им потом: «Лазарь друг наш уснул, но Я иду разбудить его». Ученики Его сказали: «Господи! Если уснул, то выздоровеет». Иисус говорил о смерти его; а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: «Лазарь умер…» (Ин. 11:11—14). Нам Библия говорит, что после грехопадения Господь лишил человека вечной жизни, бессмертия: «И сказал Господь Бог: «Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно… И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима… чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт. 3:22—24). Воскресение произойдет только при Втором Пришествии Христа, причем не бесплотной души, а всего человека, во плоти: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; И я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его…» (Иов 19:25—27). «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2). «Так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится, и не воспрянет от сна своего» (Иов 14:12). «…все находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5:28—29). «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе… ибо… земля извергнет мертвецов» (Ис. 26:19). «А сподобившиеся достигнуть… воскресения… умереть уже не могут… ибо они… суть сыны Божии, будучи сынами воскресения. А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине…» (Лк. 20:5—37).
Итак, сделаем обобщения, что же такое душа и смерть в свете Библии:
1. Душа (дыхание) — это символ жизни, живого человека, человеческих мыслей, чувств, желаний.
2. Существует единство духа, души и тела. Умирает тело, и вместе с ним умирает душа, иными словами, вместе с телом умирают чувства, желания, память, интеллект человека. После смерти от человека не остается ничего (!).
3. Смерть — это сон, который прервется при Втором Пришествии Христа, когда умершие праведники воскреснут и получат от Бога дар вечной жизни.
4. Воскреснут люди во плоти, это будут они сами, вернутся их память, мысли, чувства и т. д.
5. Человек лишился дара вечной жизни после грехопадения.
6. Бессмертием обладает только Бог.
7. При Втором Пришествии Христа воздаяние получат все — и праведники, и грешники.
http://nauka.bible.com.ua/exodus/ex3-01.htm
Кстати вот Вам ещё одна книга по археологии. ;)
-
Богоизбранный вроде тот, у кого мать богоизбранная. Христиане зря примазываются - их ведь из Египта не выводили.
Богоизбранных нет с 30 года, когда мерзкие жиды распяли ИХ.
Зато есть народ-богоносец.
"Единый народ "богоносец" - это - русский народ" Федя Достоевский
-
Богоизбранных нет с 30 года, когда мерзкие жиды распяли ИХ.
Подумаешь - распяли! Это же бог, он должен понять и простить.
"Единый народ "богоносец" - это - русский народ" Достоевский
Если бы ИХ отреспаунился в России - то да. Но он воскрес в Израиле - да и друзья у него там.
-
У вопросу об атеизме и его отсутствии в древнем Израиле могут пригодится следующие стихи - Пс. 9:25-32: "В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!» Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением; говорит в сердце своем: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла»; уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком его — мучение и пагуба; сидит в засаде за двором, в потаенных местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным; подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои; сгибается, прилегает, — и бедные падают в сильные когти его; говорит в сердце своем: «забыл Бог, закрыл лице Свое, не увидит никогда»".
А отсутствие веры в загробное воздаяние у древних евреев тоже интересный вопрос, особенно, с учётом того, что они согласно своей традиционной истории были в египетском плену, и должны были впитать египетские влияния. Фрейд пытался объяснить это тем, что иудаизм, по его мнению, испытал влияние атонизма, а не традиционных египетских верований.
-
они согласно своей традиционной истории были в египетском плену, и должны были впитать египетские влияния.
Возможно, изначальные зачатки веры в загробный мир были задушены идеей противостояния язычникам, сохранению культурной идентичности? Ведь до сих пор это удавалось.
Буддизм же тоже вырос из противостояния индуизму, отрицания творца мира.
-
По Фрейду идею противостояния язычеству и его картине мира в Египте зародил Эхнатон, а иудаизм представляет собой собой синтез атонизма и традиционных семитских верований.
-
Богоизбранный вроде тот, у кого мать богоизбранная. Христиане зря примазываются - их ведь из Египта не выводили.
Иисус же вроде говорил что кто будет исполнять его волю, тот и богоизбранный, а всех прочих, которые не хотели чтобы он над ними царствовал и ими повелевал, он прикажет своим верным слугам пописать-порезать, поотшибать им рога, порвать пасти, выколоть моргала, пооткусывать носы?
-
«Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Св. Евангелие от Матфея 15:24)
-
«Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Св. Евангелие от Матфея 15:24)
Так позднее он той же самой настырной женщине, которой говорил эти слова (по версии одного евангелиста это была хананеянка, по версии другого - сирофиникиянка) ответил: "о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему." А овцам дома израилева, среди которых проходило его житие-бытие, он под конец своих похождений предсказал горе, скорби, плач и срежет зубов, потому что они оказались недостойными того чтобы быть приближенными к нему особами, не рвали на себе волосы, не пудрились сажей и пеплом, не хотели его слушаться.
-
Это бесполезно, у комментаторов тоже нет единого мнения, но в существование реальных атеистов в то время верят не так уж многие.
А что по поводу авторства и датировки Псалтири? Вряд ли конечно это относится к эллинистическому периоду, но будь это так (Тарас поддерживает эту точку зрения), то возможно там из Греции каких атеистов-философов и занесло.
Евреи верили в шеол, есть ли основания считать, что их представления принципиально отличались от представлений других северо-западных семитов?
Так я и говорю о том, что представления не отличались. Просто эти представления видимо бытовали в период до 800 г. до нэ (допустим, у евреев) в смысле они и бытовали вплоть до 1 века, когда разрушили Храм и потом в рассеянии фарисеи уже задавили саддукеев). А вот как было у других северо-западных семитов - это отдельный вопрос, там то было язычество, но тоже вопрос - была ли там загробная жизнь? Может как раз и не было? Тогда было бы понятно, как это увязывается с этой концепцией о происхождении яхвизма - http://www.svob.narod.ru/bibl/judaism.htm из язычества через генотеизм.
Вы сомневаетесь, что концепция шеола не подразумевает отсутствие загробной жизни?
Да и кто такие северо-западные семиты?
По Ламбдину так:
Древнееврейский язык относится к семитской группе языков, которая включает:
1. северо-восточную ветвь: аккадский (иначе — ассиро-вавилонский) язык;
2. северо-западную ветвь:
а. эблаитский язык,
б. угаритский язык,
в. ханаанейские языки (древнееврейский, моавитский, финикийскии),
г. арамейский язык;
3. юго-западную ветвь: классический арабский язык и множество современных арабских диалектов;
4. южносемитскую ветвь: древний южноаравийский язык, а также геэз (язык средневековой литературы Эфиопии, сейчас — культовый язык эфиопской церкви) и близкие к нему современные языки Южной Аравии и Эфиопии.
А по Википедии это Северозападносемитская надгруппа, статья есть только про Западносемитскую ветвь:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B8
На IX век было так:
(https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/31/Levant_830-rus.svg/545px-Levant_830-rus.svg.png)
Аммон и Эдом - такие же семиты, как и моавитяне с израильтянами, и по данным археологии они абсолютно идентичны, кроме того, что евреи не ели свинину. Может они тоже не верили в загробие со своими Хамосами и Молохами.
У финикийцев кстати было слабенько:
Представления финикийцев о загробной жизни тоже были довольно примитивными, хотя на первый взгляд может показаться, что характер погребальных обрядов указывал на существование представлений о лучшей жизни после смерти. Археологические находки подтверждают, что финикийцы проявляли немалую заботу об устройстве могильной пещеры, саркофага и деревянных гробов. В могилу складывалась всевозможная утварь, необходимая в ежедневном обиходе, а также разные изображения покровительствующих божеств. Могилу называли бет-олам – «дом вечности». Гробовые надписи призывали страшные проклятия и грозили наказанием богов тому, кто нарушит покой мертвеца. Но этим исчерпывались все представления о жизни после смерти. Покой было единственным желанием рефаима («тени»), другие надежды и желания отсутствовали.
http://www.religiocivilis.ru/rihc/history-of-culture/kultura-siriicev-i-finikiicev.html?start=6
-
Подумаешь - распяли! Это же бог, он должен понять и простить.
Не должен. Из написанного в Библии он наоборот выходит более мстительным существом, чем человек.
Если бы ИХ отреспаунился в России - то да. Но он воскрес в Израиле - да и друзья у него там.
Не надо - Россия это удел пресвятой Богородицы, а главным центром христианства после разрушения Иерусалима стал Рим.
-
А что по поводу авторства и датировки Псалтири? Вряд ли конечно это относится к эллинистическому периоду, но будь это так (Тарас поддерживает эту точку зрения), то возможно там из Греции каких атеистов-философов и занесло.
Ужасный вопрос. Датировка псалтыри крайне затруднительна по причине отсутствия внешних свидетельств, поэтому остаются только внутренние и лингвистические свидетельства, но датировать тексты древнееврейские лингвистическим методом - гиблое дело, поэтому разница в датировке может быть в несколько веков. В целом, преобладает мнение, что псалмы имеют различный возраст примерно от 10-го века до н.э. (некоторые может даже раньше) до где-то периода вавилонского плена или чуть позже, но эллинстическим периодом, датировать, псалмы, это, конечно, путь к фоменковщине.
Вы сомневаетесь, что концепция шеола не подразумевает отсутствие загробной жизни?
Концепция шеола, как я её понимаю из Библии, подразумевает, скорее состояние некого анабиоза, что ли, от которого в некоторых случаях покойный может и пробуждаться.
-
Концепция шеола, как я её понимаю из Библии, подразумевает, скорее состояние некого анабиоза, что ли, от которого в некоторых случаях покойный может и пробуждаться.
Как в "песни на царя Вавилонского"? Не очень то похоже, что саддукеи допускали подобные пробуждения.
-
Иов 14:12 так человек ляжет и не станет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего.
Правда, в той же книге говорится, что рафаимы почему-то трепещут под водами.
-
До скончания неба - это скорее всего значит вечно.
С Иовом вообще какая-то история мутная.
17 и умер Иов в старости, насыщенный днями*.
* В Славянской Библии к книге Иова имеется следующее добавление: "Написано, что он опять восстанет с теми, коих воскресит Господь. О нем толкуется в Сирской книге, что жил он в земле Авситидийской на пределах Идумеи и Аравии: прежде же было имя ему Иовав. Взяв жену Аравитянку, родил сына, которому имя Еннон. Происходил он от отца Зарефа, сынов Исавовых сын, матери же Воссоры, так что был он пятым от Авраама. И сии цари, царствовавшие в Едоме, какою страною и он обладал: первый Валак, сын Веора, и имя городу его Деннава; после же Валака Иовав, называемый Иовом; после сего Ассом, игемон из Феманитской страны; после него Адад, сын Варада, поразивший Мадиама на поле Моава,- и имя городу его Гефем. Пришедшие же к нему друзья, Елифаз (сын Софана) от сынов Исавовых, царь Феманский, Валдад (сын Амнона Ховарского) савхейский властитель, Софар Минейский царь. (Феман сын Елифаза, игемон Идумеи. О нем говорится в книге Сирской, что жил в земле Авситидийской, около берегов Евфрата; прежде имя его было Иовав, отец же его был Зареф, от востока солнца.)"
http://www.patriarchia.ru/bible/iov/42/
Интересно, где это написано. В Сирской книге что ли?
Как я понимаю отсюда:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%84%D0%B0%D0%B8%D0%BC%D1%8B#.D0.AD.D1.82.D0.B8.D0.BC.D0.BE.D0.BB.D0.BE.D0.B3.D0.B8.D1.8F
Рефаимы - это как раз плод той самой поздней Исайевско-Иезекиильской концепции загробия.
Нет в ВЗ до Ис.14/Ис. 26:19 упоминаний о загробии, кроме того Самуиловского приведения, о котором Софократ писал всякие смешные вещи. А Иов - уже в духе Исайи.
Ис. 14 это видимо связующее звено он смертности к бессмертию загробному, вот там действительно некий анабиоз с пробуждением.
Мы ведь должны ещё куда-то девать Екклезиаста, а там пробуждением (даже в отдельных случаях) как-то совсем не пахнет, слишком много он ереси наболтал с т.з. фарисеев да христиан.
Кстати в той же ссылке, что я приводил Интересующемуся, А.А. Опарин по этому поводу разразился целой тирадой:
-
Таким образом, Бог на страницах Библии опровергает лжеучение многих церквей о бессмертии души. Как же это лжеучение вкралось в христианство?
История отступления
Как свидетельствует Священное Писание, евреи на протяжении сотен лет придерживались библейского понимания смерти души и тела. «Учение о бессмертии души опущено в Моисеевом законе… хотя… Казалось бы, что столь существенный для религии принцип мог быть поведан путем откровения избранному народу Палестины в самых ясных выражениях и что он мог бы быть безопасно вверен наследственной священнической расе Аарона» [*1].
Однако положение начало меняться после Вавилонского пленения и утверждения канона (списка Ветхозаветных книг) при Ездре, после последнего ветхозаветного пророка Малахии (около 400 года до Р. Хр.). Тогда «в Иерусалиме мало-помалу образовались две знаменитые секты — саддукеи и фарисеи. Первые из них, состоящие из самых зажиточных и самых выдающихся членов общества, строго придерживались буквального смысла Моисеева закона и из чувства благочестия отвергали бессмертие души как такое учение, которое не имеет поддержки в содержании священных книг, считавшихся ими за единственное основание веры. А фарисеи присовокупляли к авторитету Священного Писания авторитет преданий, и под именем преданий принимали некоторые умозрительные положения, заимствованные от философии или от религии восточных народов… так как фарисеи, благодаря строгости своих нравов, успели привлечь на свою сторону большинство иудейского народа, то бессмертие души сделалось преобладающим убеждением синагоги» [*2]. Итак, понятие бессмертия души пришло в ветхозаветную церковь из философии и религии языческих народов, ее окружавших. Но благодаря появлению и деятельности Христа и апостолов, молодая новозаветная христианская церковь отвергла это языческое учение, не имеющее под собой никаких оснований в Ветхом Завете. Однако, по мере распространения проповеди Евангелия в церковь пришло много греков, через которых начинает действовать дьявол, который еще первым людям Адаму и Еве в Едеме пообещал: «…нет, не умрете… но… будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:4—5). С тех пор лжеучение о бессмертии души врагом рода человеческого продолжало насаждаться с невероятным упорством. Понятие бессмертия души было сильно развито в греческой философии, последователи которой хотели научить людей не бояться смерти, которую они называли «роковым ударом, прекращающим нашу жизнь и избавляющим нас от житейских невзгод». «Они пришли к убеждению, что, так как ни одно из свойств материи не может быть применено к деятельности ума, то, стало быть, человеческая душа есть такая же субстанция, которая отлична от тела, чиста, несложна и духовна, что она не может подвергаться разложению и доступна для гораздо более высокой степени добродетели и счастия после того, как она освободится от своей телесной тюрьмы… философы, шедшие по стопам Платона, вывели весьма неосновательное заключение: они стали утверждать не только то, что человеческая душа бессмертна в будущем, но и то, что она существовала вечно, и стали смотреть на нее как на часть того бесконечного и существующего самим собою духа, который наполняет собой и поддерживает вселенную» [*3]. Воспитанные на этой философии греки, приняв христианство, привнесли в него понятие о бессмертной душе. И если в первые 100—200 лет это вызывало многие протесты, то к 4 веку по Р. Хр. даннаядоктрина окончательно вошла в церковь. Это также облегчалось тем, что, кроме греков, все народы — от населения Африки до славян — верили в бессмертие души как в один из неотъемлемых элементов язычества. У каждого народа были и свои понятия о царстве мертвых, аде: у египтян — Дуат, у вавилонян — «Страна без возврата», у греков — царство Аида; рае: у хеттов — Куммии, у скандинавов — Валгалла и т. д. В мифах народов мира описываются понятия ада и рая таким образом, что их трудно отличить от христианских. Учение об аде окончательно утвердилось в 533 году по Р. Хр. на церковном соборе в Византии под руководством императора Юстиниана Первого. Позже католическая церковь разрабатывает учение о чистилище, о котором мы уже писали. Можно было бы много писать о языческих корнях догмата о бессмертии души у разных народов, но мы остановимся на русских. К тому же это, думаю, представляет больший интерес, чем, скажем, у англов или франков.
Древняя Русь приняла христианство от Византии, а вместе с ним и положение о бессмертии души, уже утвердившееся в христианской религии. Это понятие не только не вызвало вопросов, но напротив, было принято с радостью как вполне привычное для языческой Руси. Вскоре эта доктрина приобрела черты, присущие русским обычаям. Вот что пишет о русском язычестве крупнейший исследователь славян, археолог академик Рыбаков Б. А. в своей книге «Язычество древних славян»: «Одно из таких погребений наблюдал на Волге у средневековых славян в 922 году арабский дипломат Ибн-Фадлан. Он оставил очень подробное описание этого… ритуала и записал диалог арабского переводчика с одним из русских купцов, выявляющий идеологическое обоснование сожжения покойников… Русский обратился к арабу-переводчику: «Вы, о, арабы, глупы! Воистину вы берете самого любимого для вас человека и из вас самого уважаемого вами и бросаете его в землю, и съедают его прах и гнус и черви… А мы сжигаем его во мгновение ока, так что он входит в рай немедленно и тотчас». Рай русских, обиталище душ умерших… где-то высоко-высоко… Рай (крий, вырий) — это чудесный сад, находящийся где-то в далекой солнечной стране… Оказавшись в раю-вырии, души умерших могут невидимо для людей прилетать оттуда к друзьям и врагам и напоминать о себе» [*4]. «Общеизвестны… обряды, связанные с культом предков и поминовением усопших на радуницу. К приему душ предков торжественно готовятся: топят им баню (это отмечено еще источниками 12 века), моют хату, готовят обрядовые кушанья и вспоминают умерших… Душам предков откладывают часть ритуальной еды» [*5]. «С другой стороны… представление о душах умерших, которые могут кружиться над близкими людьми, над местом погребения (до сорокового дня после смерти)».
Как видим, поминовение усопших на сороковой день, оставление еды на могилах для их душ, рассказы о встречах с душами умерших близких — все это пришло к нам из язычества и не имеет с Библией ничего общего. Мы также знаем, что при отправлении обряда погребения усопших «на лоб умершего возлагается венчик с изображением Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи с надписью «Святый Боже» в знак того, что умерший как христианин… умер с надеждой… получить венец на небесах… на руки ему полагается крест или какая-нибудь икона…» [*6]. Кроме того, в гроб кладется молитва к Богородице. Этот обряд, хотя и считается сугубо христианским, также пришел из язычества, из Египта». Подготовленное таким образом тело тщательно бинтовалось крест-накрест невероятно длинными бинтами из королевского льна. На них, а также на капюшонах и на саванах из керамической нити, размещались магические надписи и амулеты, чтобы не дать телу последовать за душой» [*7]. «На лоб покойного клали магические папирусные свитки» [*8].
Учение о бессмертии души открыло широкие двери спиритизму, магии, колдовству, не имеющих, на первый взгляд, никакого отношения к церковным отступлениям. Сколько людей были обмануты бесами, являвшимися к ним под видом их умерших близких! Сколько ложных чудес совершалось и совершается с помощью этого! От учения Христа к спиритизму привело многие церкви отступление от Евангельской истины о душе и смерти. Сегодня нередко пытаются библейскую основу подвести под лжеучение о бессмертии души, ссылаясь на описанный в Библии случай, когда отошедший от Бога царь Саул приходит ночью к колдунье: «И вопросил Саул Господа; но Господь не отвечал ему… тогда Саул сказал слугам своим: сыщите мне женщину волшебницу, и я пойду к ней и спрошу ее. И отвечали ему слуги его: здесь в Аэндоре есть… волшебница» (см. 1 кн. Царств 28 глава). Саул отправился тайно к волшебнице и попросил вывести ему тень Самуила, чтобы спросить его, что же будет с ним, с Саулом. И далее описан спиритический сеанс: явился дух, похожий на Самуила, и предрек смерть Саулу и его сыновьям. Если вырвать этот текст из общего контекста Библии, то действительно, создается впечатление, что душа Самуила явилась к Саулу. Что же Библия говорит об этом, и как понимать приведенный случай? В книге Откровение 21:8 записано, что Бог уничтожит «…чародеев, и идолослужителей… в озере, горящем огнем и серою…». Чародеев, т. е. колдунов, волшебников, магов, которые с Богом ничего общего не имеют и иметь не могут, и которые являются представителями силы сатаны.
«Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы… войти в город… А вне — псы и чародеи…» (Откр. 22:14—15).
Кто же явился Саулу под видом Самуила? Ответ вытекает из всего контекста Библии — бес, агент сатаны. То же происходит и на современных спиритических сеансах, когда люди вопреки воле Божьей, так ясно выраженной в Его Слове, добровольно идут на чужую территорию — территорию дьявола, и получают утешение при мысли, что беседуют со своими умершими родственниками или с Богом, Которого на этих сеансах нет и быть не может.
И еще одно место в Библии используют сторонники лжеучения о бессмертии души, ада и рая: притча, записанная в Евангелии от Луки 16:19—31. Прочитайте ее, уважаемые читатели. Мы же поясним, что сам жанр притчи — это аллегория, а не историческое реальное повествование, например, в ней представлен рай и ад таким образом, что люди с обеих сторон могут общаться и обращаются с просьбой не к Богу, а к Аврааму. Также в притче упомянута просьба мучащегося богача к Лазарю, чтобы тот «прохладил язык» ему. По учению ряда конфессий в аду мучаются души, как известно, не имеющие физического тела, следовательно, и языка. Почему Христос рассказал притчу с такой именно ситуацией? Может быть, Он хотел подчеркнуть, что ад и рай существуют, и бессмертные души мучаются в аду? Но гореть и мучиться, как уже было подчеркнуто, бесплотные души не могут. Эту притчу Иисус рассказал, чтобы показать, как это явствует из всего контекста главы, что после смерти человека его участь изменена быть уже не может, и что никакое чудо не заставит человека принять в свою жизнь Спасителя, если у него нет веры.
-
Концепция посмертного воздаяния могла проникнуть в иудаизм в персидский период из зороастризма.
-
«Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Св. Евангелие от Матфея 15:24)
Так позднее он той же самой настырной женщине, которой говорил эти слова (по версии одного евангелиста это была хананеянка, по версии другого - сирофиникиянка) ответил: "о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему." А овцам дома израилева, среди которых проходило его житие-бытие, он под конец своих похождений предсказал горе, скорби, плач и срежет зубов, потому что они оказались недостойными того чтобы быть приближенными к нему особами, не рвали на себе волосы, не пудрились сажей и пеплом, не хотели его слушаться.
Ну значит спасётся "хорошая" часть богоизбранных и эта дама неопределённой национальности. Это же ей сказано, лично?
Не надо - Россия это удел пресвятой Богородицы, а главным центром христианства после разрушения Иерусалима стал Рим.
Ну если удел Богородицы, да ешё и пресвятой - то ладно.
-
"Душа всякого тела есть кровь его, она душа его; потому сказано богоизбранным: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его: всякий, кто будет есть ее, истребится." Вероятно, православные христиане не принадлежат к числу богоизбранных, потому что они едят кровь; имеют обычай по большим праздникам колоть свиней и разговляться блюдами приготовленными из ихней крови.
душа в данном случае это жизнь
1. Вначале рассмотрим, как Библия объясняет, что же такое душа.
Душа — это жизнь. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:1). .......
7. При Втором Пришествии Христа воздаяние получат все — и праведники, и грешники.
http://nauka.bible.com.ua/exodus/ex3-01.htm
Кстати вот Вам ещё одна книга по археологии. ;)
Вначале стоило бы уточнить, что объяснять будет не Библия, а адвентист А. Опарин, приправляя свою речь цитатами из Библии на свой лад, согласно учению АСД. Православные богословы ссылаясь на ту же самую Библию дадут иные объяснения, мормоны свои, отличные и от адвентистских, и от православных, а иные богословы и саму Библию уже переделали, подрихтовав её под философию своей любимой религиозной партии.
Я читал книгу по библейской археологии А. Опарина, который не только доктор богословия, а представляется ещё и доктором исторических наук и большим спецом в области археологии. Вероятно, в этом случае таки прав был Невзоров насчет беллетристики и "99%" (http://ateism.ru/forum/index.php?topic=7446.msg423921#msg423921); в трудах этого ученого историка и богослова вряд ли меньше явных подтасовок с целью подведения какой-то информации под якобы доказательства истинности библейских рассказов и адвентистской философии. При этом он зачастую ссылается даже и не на научные труды своих коллег историков, а на статьи из бульварной прессы, из рубрики "досужие выдумки". И не стесняется заявлять что в его книгах, якобы, "собран и систематизирован большой фактический материал" и что они написаны "на основании последних открытий в области истории, археологии, геологии, палеонтологии, биологии", в то время как последние открытия в этих областях науки, как и предыдущие, напротив, опровергают учения АСД, в т. ч. их умствования о душе. Кстати, что Вы можете поведать о втором пришествии Христа, о котором так любят разглагольствовать АСД, кроме того, что уже сказано здесь: http://ateism.ru/forum/index.php?topic=8435.0? И если слова «нэфэш» и «псюхэ» дословно переводятся на русский язык как глагол «дышать», то каким образом это дыхание осуществляется в крови, переливания которой так опасаются свидетели Иеговы и реки которой по повелению этого самого кровожадного Иеговы проливаются во времена затеваемых этим богом войн, а в былые времена также и во времена установленных им священных ритуалов и торжеств?
-
Концепция посмертного воздаяния могла проникнуть в иудаизм в персидский период из зороастризма.
Cлишком поздно. Допустим книга Даниила (ещё один праотец иудаистсткого загробия) написана под влиянием зороастризма, но Иезекииль жил во время Вавилонского плена, а Исайя ещё намного раньше.
В зороастризме нет чего-то такого, чего не было в обычном язычестве. Ведь ранне-ветхозаветное отсутствие загробия - это явление исключительно семитское, а евреи контактировали не только с семитами.
Арабы:
Основной целью религиозных обрядов веры арабов периода Джахилия было - достигнуть определенных мирских желаний, обряд проходил в виде дуа, седжда и тавафа в храме и вместе с этим жертвоприношение и подача милостыни. В молитвах чаще всего просили о здоровье, богатстве, победе и детях, для осуществления молитв от идолов ждали помощь и милость. Вера Джахилия была основана на мысли, что основной целью жизни является стремление как можно больше воспользоваться мирскими благами. У арабов не существовала вера в загробную жизнь, но и это было неопределенным, как и вера в Аллаха. Несмотря на это, вместе с умершим в могилу ставили предметы первой необходимости (еду, питье и др.) и у изголовья могилы покидали на верную смерть животное для верховой езды, чтоб оно прислуживало хозяину по дороге возрождения. Это является доказательством, что в подсознании находилось вера во вторую жизнь после смерти.
http://www.posledniyprorok.info/araviya-doislamskogo-perioda
-
Вначале стоило бы уточнить, что объяснять будет не Библия, а адвентист А. Опарин, приправляя свою речь цитатами из Библии на свой лад, согласно учению АСД.
Это очень легко установить самому, если хоть немного поработать с ссылкой. А про то, кто такой Опарин мы уже говорили: http://ateism.ru/forum/index.php?topic=24001.msg410340#msg410340 У Вас неверные данные, он просто доктор, кандидат докторских.)
Православные богословы ссылаясь на ту же самую Библию дадут иные объяснения, мормоны свои, отличные и от адвентистских, и от православных
Какие есть конкретные возражения по написанному Опариным в плане души?
а иные богословы и саму Библию уже переделали, подрихтовав её под философию своей любимой религиозной партии.
Какие же например? Библию рихтовали ещё в I тсчл. Что такое по-Вашему Библия?
Я читал книгу по библейской археологии А. Опарина, который не только доктор богословия, а представляется ещё и доктором исторических наук и большим спецом в области археологии. Вероятно, в этом случае таки прав был Невзоров насчет беллетристики и "99%" (http://ateism.ru/forum/index.php?topic=7446.msg423921#msg423921); в трудах этого ученого историка и богослова вряд ли меньше явных подтасовок с целью подведения какой-то информации под якобы доказательства истинности библейских рассказов и адвентистской философии. При этом он зачастую ссылается даже и не на научные труды своих коллег историков, а на статьи из бульварной прессы, из рубрики "досужие выдумки". И не стесняется заявлять что в его книгах, якобы, "собран и систематизирован большой фактический материал" и что они написаны "на основании последних открытий в области истории, археологии, геологии, палеонтологии, биологии", в то время как последние открытия в этих областях науки, как и предыдущие, напротив, опровергают учения АСД, в т. ч. их умствования о душе.
Так в археологии то Опарин понятно лох и шарлатан, я же там смайлик поставил. Но минималисты тоже не истина в последней инстанции.
Кстати, что Вы можете поведать о втором пришествии Христа, о котором так любят разглагольствовать АСД, кроме того, что уже сказано здесь: http://ateism.ru/forum/index.php?topic=8435.0?
А надо что-то конкретное поведать? Я знаю ещё несколько моментов, которые можно было бы добавить до кучи - например фразу про "и пронеслось слово то между братиями, что сей ученик не умрёт".
И если слова «нэфэш» и «псюхэ» дословно переводятся на русский язык как глагол «дышать», то каким образом это дыхание осуществляется в крови, переливания которой так опасаются свидетели Иеговы и реки которой по повелению этого самого кровожадного Иеговы проливаются во времена затеваемых этим богом войн, а в былые времена также и во времена установленных им священных ритуалов и торжеств?
Вы плохо читали медика Опарина, в Лев. 17:14 "душа" в смысле "жизнь", а не "дыхание". Откачайте у себя литра 3 крови - тогда поймёте.
Свидетели Иеговы дураки.
-
Cлишком поздно. Допустим книга Даниила (ещё один праотец иудаистсткого загробия) написана под влиянием зороастризма, но Иезекииль жил во время Вавилонского плена, а Исайя ещё намного раньше.
И где у Исайи и Иезекииля воздаяние?
-
Вы именно про ответственность души за совершённые деяния в земной жизни? https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC#.D0.A0.D0.B0.D0.B9_.D0.B8_.D0.B0.D0.B4
Но ведь само загробие нас тоже интересует. Воздаяние зато есть в Египетской книге мёртвых.
-
В традиционных египетских представлениях есть воздаяние только в положительной форме.
Так в чём проблема с Исайей и Иезекиилем?
-
В традиционных египетских представлениях есть воздаяние только в положительной форме.
Судя по этому могли получить и в отрицательной:
http://www.bibliotekar.ru/vostok/10.htm
Так в чём проблема с Исайей и Иезекиилем?
В смысле в чём? Исайя первопроходец по загробию, Иезекииля лучше рассматривать с Даниилом, хотя существует мнение, что книга Даниила вообще очень поздняя и неаутентичная тому времени (VI в)
http://www.svob.narod.ru/bibl/daniil.htm
-
Судя по этому могли получить и в отрицательной:
Вряд ли, тех, кто не сумел оправдаться на загробном суде пожирало чудовище.
В смысле в чём? Исайя первопроходец по загробию, Иезекииля лучше рассматривать с Даниилом, хотя существует мнение, что книга Даниила вообще очень поздняя и неаутентичная тому времени (VI в)
Так есть ли в книгах Исайи и Иезекииля что-то, что реально противоречит представлениям о посмертии в остальных книгах Ветхого Завета?
-
Вряд ли, тех, кто не сумел оправдаться на загробном суде пожирало чудовище.
А поподробнее? Интересно, а гробницы фараонов не западло было строить в таком случае? А вдруг бы фараона тоже сожрало чудовище? Или нельзя было так думать, что фараон может быть грешником?
Так есть ли в книгах Исайи и Иезекииля что-то, что реально противоречит представлениям о посмертии в остальных книгах Ветхого Завета?
Ну конечно Иезекииль реально противоречит Екклезиасту. Я не так давно это разбирал Софократу.
(Екклесиаст 3)
19 потому что участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все - суета!
20 Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах.
21 Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
22 Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
«Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению; И любовь их и ненависть их, и ревность их уже исчезли, и нет им более части вовеки ни в чем, что делается под солнцем» (Еккл. 9:5—6).
«Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл. 9:10).
И батя у Шломы такой же был - адвентист седьмого дня:
"Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?" (Пс. 6:6 )
"Что пользы, когда я сойду в могилу? Будет ли прах славить Тебя? Будет ли возвещать истину Твою?" (Пс. 29:10 )
"Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя?" (Пс. 87:11, правда, эти слова приписываются "сынам Корея")
"Не мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу". (Пс. 114:25).
"Выходит дух его и он возвращается в землю свою; в тот день исчезают все помышления его". (Пс. 145:4 - псалом Аггея и Захарии).
см. также http://atheo-club.ru/apolo/afterdeath.shtml
Где в Торе и книгах ранних пророков упоминания о загробии кроме привидения Самуила?
Опарин кстати просто жжот по этому поводу, вот что надо было православному Софократу показать ;D:
Кто же явился Саулу под видом Самуила? Ответ вытекает из всего контекста Библии — бес, агент сатаны. То же происходит и на современных спиритических сеансах, когда люди вопреки воле Божьей, так ясно выраженной в Его Слове, добровольно идут на чужую территорию — территорию дьявола, и получают утешение при мысли, что беседуют со своими умершими родственниками или с Богом, Которого на этих сеансах нет и быть не может.
-
А поподробнее? Интересно, а гробницы фараонов не западло было строить в таком случае? А вдруг бы фараона тоже сожрало чудовище? Или нельзя было так думать, что фараон может быть грешником?
А подробнее не помню, смотреть надо, кто проходил суд Маат, тот оправлялся на поля Иалу, кто не проходил, того чудовище пожирало, а, фараон, наверное, по определению свят, он же сам уподоблялся богам, ну, кроме может Эхнатона, которого невзлюбили контрреволюционеры.
Ну конечно Иезекииль реально противоречит Екклезиасту. Я не так давно это разбирал Софократу.
Я, видимо, пропустил, о каких словах Иезекииля шла речь.
-
Про поле костей, в которые Бог вдохнёт дух и они снова оживут.
-
И это подразумевает загробную жизнь?
-
Не в полном смысле конечно (оживление костей это тоже уже как бы после гроба, ибо истлели во время лежания "в гробу"). Но тогда надо и с этим разбираться. Ведь в НЗ же без сомнений есть загробная жизнь (в смысле душа живёт после смерти тела), но и там есть воскресение в плоти.
ВЗ и НЗ скорее преемственный комплекс литературы, чем нет.
-
Всеобщее воскресение в конце времён заимствовано из зороастризма, но имеет ли отношение к этому Иезекииль - я не уверен.
-
Это очень легко установить самому, если хоть немного поработать с ссылкой.
Самому это можно установить тому, кто знаком с учением АСД или знает кто такой А. Опарин, а кто этого не знает, тот как узнает что объясняющий преподнес философию этой церкви?
А про то, кто такой Опарин мы уже говорили: http://ateism.ru/forum/index.php?topic=24001.msg410340#msg410340
Моих реплик там, вроде, нет. А были?
У Вас неверные данные, он просто доктор, кандидат докторских.)
По последним данным, предоставленным той церковью, к которой он принадлежит, он доктор медицинских и доктор исторических наук. На его книгах написано, что они рекомендованы как учебное пособие для студентов, углубленно изучающих историю и археологию, а также могут быть полезны и преподавателям этих наук; их рецензировали доктора и профессора философских и теологических наук. Вот, кстати, его книга о "загробной жизни", написанная "на основании богатого фактического историко-археологического материала": http://www.koob.ru/oparin_aleksey/v_poiskah_bessmertiya .
Какие есть конкретные возражения по написанному Опариным в плане души?
Спросите у православных и у мормонских богословов - они Вам лучше поведают о том, чем их учения о душе круче того, что понаписывал Опарин. Как минимум они станут говорить о богаче в аду и Лазаре на лоне Авраамовом, рассказ о которых Опарин, почему-то, не упомянул, когда писал: Как видим, вопреки учению многих церквей, говорящих о жизни после смерти и о бессмертии души, о радости душ в раю, о страдании их в аду, об их переживаниях об оставленных на земле близких, Господь со страниц Библии все это полностью отвергает.
http://nauka.bible.com.ua/exodus/ex3-01.htm
А Вы часом не знаете с кем этот Опарин беседовал, глаголя "как видим", "сделаем обобщения"? Сколько душ вместе с Опариным делали те обобщения, которые он опубликовал и согласились с ним что 100% так оно и есть ?
Какие же например? Библию рихтовали ещё в I тсчл. Что такое по-Вашему Библия?
Ну например свидетелеиегововские богословы, издавшие свой вариант Библии, где часто упоминается полюбившееся им слово. По-моему же Библия это та книга, которая ныне так называется и, как мне кажется, те произведения древних и неизвестных ныне авторов, из которых она составлена, рихтовались и ранее I тсчл.
Так в археологии то Опарин понятно лох и шарлатан, я же там смайлик поставил. Но минималисты тоже не истина в последней инстанции.
Так лох и шарлатан это же не одно и тоже; шарлатан это лохотронщик, молодец среди овец. А кто же же, по-вашему, есть истина в последней инстанции, чьи слова 100% верны?
А надо что-то конкретное поведать? Я знаю ещё несколько моментов, которые можно было бы добавить до кучи - например фразу про "и пронеслось слово то между братиями, что сей ученик не умрёт".
А что, уже не надо; уже об этом сказано всё что можно ныне узнать, или то что вам ведомо это военная тайна? И что, между иисусовой братвой распространялась весть что какой-то его ученик никогда не умрет, что он стал бессмертным и будет жить вечно, или не умрет до какого-то конкретного важного момента?
Вы плохо читали медика Опарина, в Лев. 17:14 "душа" в смысле "жизнь", а не "дыхание".
Цитирую дословно то что Вы хорошо читали: Слово «нэфэш», переведенное на русский язык, как «душа», обозначает в дословном переводе слово «дышать». В книгах Нового Завета, написанных изначально по-гречески, слову «нэфэш» соответствует слово «псюхэ», также дословно переводящееся на русский язык как глагол «дышать». Именно в этом понимании понятие «душа» упоминается в Библии
Откачайте у себя литра 3 крови - тогда поймёте.
А Вы пробовали делать так, как рекомендуете, откачивали столько крови у себя?
Свидетели Иеговы дураки.
А умные кто? Масоны, - каббалисты, - саентологи, или этот счастливый народ, двигающийся по дороге в небеса:
?
-
Вы очень занудны, что есть нехорошо. Я предпочитаю конструктивные разговоры.
Вот нефеш:
http://bibleist.ru/tmp/lexicon.php?lang=1&strongid=5315
Про жизнь речь идёт, а не про то, что в крови некая нематериальная душа содержится, понимаете?
вот так было по корректнее перевести по смыслу:
14 ибо жизнь всякого тела есть кровь его, она жизнь его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что жизнь всякого тела есть кровь его: всякий, кто будет есть ее, истребится.
Опарин по последним данных доктор медицинских наук, в истории и богословии у него научных степеней нет. В т.ч. ничего иного по Вашей ссылке не указано.
Книга рекомендована студентам, обучающимся по специальности история и теология
Понятно что мы тут рекомендуем совсем другие книги...