Форум атеистического сайта
		Авторские блоги => Rufus => Тема начата: Rufus от 06 Ноябрь, 2015, 04:48:05 am
		
			
			- 
				Вот показательный пример из российской глубинки.
 
 Современные проблемы древних и традиционных культур народов Евразии : тез. докл. LIV археолого-этнографической конференции Красноярск, 2014.
 Я. С. Михайлова
 Современные религиозные воззрения усинских тувинцев
 
 Летом 2013 г. была организована этнографическая экспедиция на территорию Верхнеусинского сельсовета Ермаковского района (юг Красноярского края), который граничит с республикой Тыва.
 
 Респондентам было предложено назвать свою религиозную принадлежность
 при этом разрешалось указывать и несколько вариантов. На вопрос о религии от-
 ветили 190 респондентов (из 279), поскольку предлагалось отвечать только лицам старше
 16 лет (соответственно дети исключались). Кроме того, некоторые респонденты от-
 казывались отвечать на данный вопрос.
 В результате выявились следующие основные варианты ответов: атеизм, буд-
 дизм, православие, шаманизм, несколько человек причислили себя к евангельским
 христианам. Интересно, что была установлена дуалистическая религиозная са-
 моидентификация: «буддизм–шаманизм», «православие–буддизм», «православие–
 шаманизм». Также в качестве религии были выбраны сразу три варианта – «буддизм–
 православие–шаманизм».
 Итак, обратимся к конкретным цифрам. Большинство усинских тувинцев (36,3 %)
 относят себя к атеистам. Причем наибольший процент атеистов выявлен в возраст-
 ной группе 20–29 лет.
 Четвертая часть опрошенных (25,2 %) отнесла себя к буддистам. Наибольшее
 число последователей буддизма оказалось в возрастной группе 40–49 лет, причем
 люди старшего поколения (с 50 до 79 лет) этот вариант ответа не выбрали вообще.
 (буддизм на сегодняшний день является официальной религией тувинского этноса).
 Однако и по сей день
 силен традиционный для тувинцев шаманизм. В качестве своих религиозных веро-
 ваний его выбрали 4,2 % респондентов. Многие исследователи отмечают, что тувин-
 цам присуще сочетание в мировоззрении элементов двух религиозных систем [Вайн-
 штейн, 1990, с. 171]. Синтез традиционных верований и монотеистической религии
 тувинцев наглядно демонстрирует и опрос. 13,6 % респондентов в качестве своей
 религии выбрали сочетание «буддизм–шаманизм». Наибольшее количество привер-
 женцев данных религиозных воззрений отмечено в возрастных группах 30–39 лет
 и 50–59 лет.
 9,7 % усинских тувинцев исповедуют православие. Также опрос выявил суще-
 ствование в поселке секты евангелистов. 3,6 % усинских тувинцев назвали себя еван-
 гельскими христианами. У некоторых респондентов имеются евангелистские Библии,
 переведенные на тувинский язык (в частности, экспедиции был подарен один экзем-
 пляр). По свидетельству информаторов, евангелистов в поселке много и последовате-
 лями их секты являются и русские, и тувинцы, и представители других национально-
 стей. По 1,5 % набрали варианты «православие–буддизм», «православие–шаманизм».
 Влияние православия может быть объяснено длительным проживанием усинских
 тувинцев с русскими. Отдельно стоит выделить ответ респондентов на вопрос об
 исповедуемой религии – «придерживаюсь буддизма–православия–шаманизма». По-
 следователями таких верований назвали себя 9,4 % опрошенных.
 Таким образом, проанализировав результаты опроса можно сделать ряд ключе-
 вых выводов, касающихся религиозных верований изученной группы тувинцев:
 - группа усинских тувинцев имеет многоконтурные религиозные установки (по-
 ликонфессиональную идентичность);
 - выявлено широкое влияние православия, не являющегося традиционной испо-
 ведуемой конфессией для тувинского этноса;
 - выявлено появление у усинских тувинцев приверженцев учения евангельских
 христиан;
 - высокий процент респондентов не относит себя ни к одной из конфессий и во-
 обще не верует в Бога (атеисты).
- 
				Две трети православных россиян верят в Filioque
 
 (http://baznica.info/media/cache/51/f5/51f5096bbbebc1e0fdb79c9ef35ff37c.jpg)
 
 Во время всероссийского репрезентативного опроса 69% православных россиян ответили, что Святой Дух, по их мнению, исходит не только от Отца, но и от Сына. Такой взгляд соответствует католической, а не православной традиции.
 
 В православии считается, что Святой Дух исходит только от Отца, но такой ответ дали лишь 10% опрошенных. 3% участников опроса сказали, что неверны оба варианта, и еще 18% затруднились с ответом.
 
 «С тем, что „Святой Дух исходит от Отца и от Сына“, согласилось 69% православных россиян. Хочется помолчать и осознать этот факт во всей его полноте», — написали авторы публикации.
 
 Опрос проводил фонд «Общественное мнение» (одна из трех крупных российских социологических организаций) по запросу исследовательской службы «Среда». Респонденты были опрошены летом 2016 года, но результаты опубликовали только в декабре — в альманахе «Лодка».
- 
				Религия и общество. Очерки современной рел. жизни России. Отв. ред. и сост. С.Б. Филатов. М., 2002.
 
 Убийственная характеристика РПЦ:
 Тот факт, что якуты чаще принимают католицизм и протестантство, чем православие, они сами объясняют двумя причинами - тем, что "православие больше связано с властью, чем с Богом", и тем, что "православие слишком национально, это вера русских, в то время как протестантизм и католицизм - это вероисповедание для всех".
 ...традиционное для многих сибиряков представление о РПЦ как о церкви казенной, далекой от конкретного человека. РПЦ вернулась в Хакассию в качестве официальной структуры, больше связанной с чиновничеством и крупным капиталом, а не с народом.
 
 
- 
				Две трети православных россиян верят в Filioque А почему это Вас так волнует? Вы - "православный"? oO
- 
				Данный опрос показывает, что современные российские "православные" не знают собственной догматики.
 
- 
				Данные о посетивших рождественские богослужения по информ. МВД. 
 Не говоря о точности абсолютных цифр, следует заметить, что МВД все эти годы пользуется одной методикой подсчета, так что по кр. мере динамику отражает верно.
 2012 более 2.4 млн
 2014 более 2 млн
 2015 2.6
 2016 2.2
 2018 2.5
 2019 2.6
 2020 2.3
 2021 нет  данных
 2022 1.4*
 2023 1.3
 2024 1.4
 
 На сайте https://www.sova-center.ru/religion/news/how-many (https://www.sova-center.ru/religion/news/how-many) приводятся данные по годам и областям. Поэтому например, хотя в 2021г многие области не предоставили данных по количеству участников богосл., но можно посмотреть цифры по годам по какой-н одной области и и получить представление. Подсчет по Москве, Костромской обл, Адыгее и ряду др обл дает резкое падение именно в 2021 году без выруливания на прежние позиции в 2022г.
 Некоторые исследователи объясняют это тем, что российская религиозность - не "идеологическая", а чисто обрядовая, где огромную роль играет рутина и привычка. Во время ковидных ограничений привычка дала сбой - "можно не ходить". И верун разленился, перестал посещать праздн. богосл. и в след. годы.
 
 * Общие данные за 2022 год приведены в отчете за 2023 - там есть цифра за прошлый год
- 
				https://www.sova-center.ru/religion (https://www.sova-center.ru/religion)
 
 
 По пасхальным службам.
 
 Всего в России, по данным МВД, в ночь с 15 на 16 апреля храмы посетили 2,8 млн человек. 13 тысяч богослужений состоялись в 7,8 тысячах населенных пунктов.
 2022 г. По данным МВД, всего в России пасхальные службы в праздничную ночь прошли в 12,5 тысячах храмах 7,3 тысяч населенных пунктов. О количестве посетивших эти службы не сообщается.
 2021 года. Всего, по данным МВД, в пасхальную ночь храмы посетило более 1,6 млн жителей России. Это в 2,6 раз меньше, чем в 2019 году, до введения ограничений, связанных с пандемией COVID-19. 11,8 тыс. служб прошли в 6,9 населенных пунктах.
 2020. данных нет.
 2019.  ночные праздничные службы в России посетили более 4,3 млн человек.
 2018 4.4
 2017 4.3
 2016 4
 
 Динамика, в общем, та же. Падение в полтора раза (1.6). Хотя тут посложнее. Но осекаются возражения попов по поводу рождественских богослужений, что, мол там отменили необходимость ночных служб, потому и падение.
 
 
 На весь этот падений рейтинга обратил внимание Николай Митрохин, автор книг об РПЦ. Следующий год даст новые цифры  МВД. Но проблема в том, не просекли ли пропагандоны этот казус, и не доложили ли наверьх, и не получили ли МВД-шники на след. год задание корректировать цифры. Будем посмотреть. Цепочка согласований длинная...
- 
				Я и вовсе сомневаюсь в наличии какой-то религиозной веры у россиян. Все-таки, очень легко они стали большевиками в 1917 году и очень легко антибольшевиками в 1993 году. Скорее всего, мы имеем дело не с верой, а с конформизмом.