Форум атеистического сайта
Атеизм => Атеистическое искусство против религии => Тема начата: дорогой леонид ильич от 19 Октябрь, 2006, 19:20:35 pm
-
Из заметок композитора.
Я не оспариваю существования абсолютного единого закона, управляющего миром. Я
лишь сомневаюсь в нашей способности его осознать. Утверждая последнее, я ломлюсь
в открытые ворота - кто не знает, что наше знание относительно. В этом вопросе
согласны все - и материалисты и церковники. Но материалисты более
последовательны, ибо под знанием они подразумевают ближайшее, т. е. разумное (по
происхождению же - чувственное) знание. Церковники же, понимая, что знание
надразумно, внеразумно, - пытаются антропоморфически конструировать Бога на
основе ложных и ограниченных разумных понятий. Для них существует единый
монолитный Бог, наделенный их жалкими совершенствами и измеримый "священными"
числами (3, 7, 12 и т. д.), [но это] - отрыжки оккультизма. Проблески
иррационального неединосущностного понятия Бога, гармонически объединяющего
номоса (а также менее симметричные отношения) во всех религиях - и в индуизме, и
в христианстве, и в буддизме - почему-то не осознаны.
Как можно сметь формулировать моральные догмы от имени Бога, когда даже
физические законы относительны? Недалек день, когда вслед за осознанием
относительности времени и пространства будет развенчана последняя абстракция,
орудие дьявола - число. Кто видел в жизни единицу? Всякое отдельное миллионом
нитей связано с другими отдельными и всеобщим. Может быть, числа объемны? <-..>
Может быть, единый Бог состоит из множеств (не переставая быть единым)? Наш
"разум" не в состоянии вместить истину, лишь наше "сердце" может ее чувствовать.
Может быть, Христос и Будда, и Магомет, и Зорастро, и Озирис, и Аполлон, и
Молох, и Брахма - не враги? И не отдельные сверхсущества? И не единое существо?
Может быть, в недоступном нам абсолютном мире нет числа, которое одновременно
тем самым е с т ь, и этот абсурд есть, истина?
-
кстати.
еще интересный факт.
У Альфреда Гарриевича было аж 2 духовника: православный и католический.
-
ничего не понимаю, как-то все запутанно.
и этот абсурд есть, истина?
сам вопрос абсурдный
-
я бы так не говорил.
во-первых, это - из записных книжек. типа, размышления наедине с собой. не следует судить строго - он , может, и не рассчитывал на читателя.
во-вторых, мне лично текст Шнитке кажется очень глубоким.
а смысл - здесь, в начале:
Я не оспариваю существования абсолютного единого закона, управляющего миром. Я
лишь сомневаюсь в нашей способности его осознать.
.
-
эту мысль я понял,а вот дальше не очень улавливаю :? под абсолютным единым законом подразумевается Бог :?:
-
под абсолютным единым законом подразумевается Бог?
Шнитке был верующим человеком.
эту мысль я понял,а вот дальше не очень улавливаю
а дальше он мурыжит о том же :)
говорит об относительности знания, о том, что нельзя строить мораль на религиозных догмах.
потом приводит пример заведомо абсурдной идеи и говорит: "а вдруг это и есть то, что я искал"?
это только для того, чтобы доказать на примере первую мысль.
-
Кто видел в жизни единицу? Всякое отдельное миллионом
нитей связано с другими отдельными и всеобщим. Может быть, числа объемны?
а я не понимаю, к чему вот это.
жаль, что дается в сокращении.
Шнитке не случайно так поэтично пишет о числах. в его музыке было много пифагорейства.
-
Церковники же, понимая, что знание
надразумно, внеразумно, - пытаются антропоморфически конструировать Бога на основе ложных и ограниченных разумных понятий.
вы сами то поняли, что процитировали? Можете потвердить фактурно, что церковники понимают знание как надразумное и внеразумное.
Или вы просто не вдумывались? 8)
еще интересный факт.
У Альфреда Гарриевича было аж 2 духовника: православный и католический
:shock: Какие духовники, мил человек?
Из биографии
в 1982 году, когда Шнитке было сорок восемь лет, он был крещен по католическому обряду.
Йога, оккультизм, каббала, китайские мистические прозрения /"И цзин"/ -чего только Шнитке не испробовал в поисках ответа на волновавшие его загадки жизни и смерти...
Погружаясь в недра иррационального, он испытал ужас, единственным спасением от которого представилось приобщение к христианству.
Католичество было выбрано Шнитке во многом потому, что его мать была крещена католичкой.
Хотя он иногда говорит, что уважает православную церковь больше, чем католическую.
Запутанность отношений Шнитке с религией ставит в тупик даже его друзей с экуменистическими взглядами. Для Шнитке это проблема этическая, и психологическая, и культурная. Он пытается разрешить ее в своей музыке.
Ну так чему вы удивляетесь и чем восхищаетесь. Человек, понимаете ли, измучен был поиском и ничего так и не нашел. А вы восхищаетесь. 8)
-
Из заметок композитора.
Может быть, в недоступном нам абсолютном мире нет числа, которое одновременно
тем самым е с т ь, и этот абсурд есть, истина?
Я так понимаю, здесь под числом подразумевается тот самый абсолютный единый закон, управляющего миром Число - признак ограниченности, в сравнении с бесконечностью, следовательно, Шнитке говорит об ограниченности Бога. Это отличается от представлений христианства о Боге.
-
Я так понимаю, здесь под числом подразумевается тот самый абсолютный единый закон, управляющего миром Число - признак ограниченности, в сравнении с бесконечностью, следовательно, Шнитке говорит об ограниченности Бога. Это отличается от представлений христианства о Боге.
[но это] - отрыжки оккультизма
:)
нет, он не говорит об ограниченности Бога.
-
Стас
Ну так чему вы удивляетесь и чем восхищаетесь. Человек, понимаете ли, измучен был поиском и ничего так и не нашел. А вы восхищаетесь.
да. восхищаюсь.
а если бы он сказал, что якобы "нашел", то мое отношение было бы немного другим.
Насчет духовников. возможно, что я неправ. но я слышал об этом от своего учителя по композиции.
-
Запутанность отношений Шнитке с религией ставит в тупик даже его друзей с экуменистическими взглядами.
Слышали его 4 симфонию?
там он как бы "объединяет" 3 ветви христианства и иудаизм.