Форум атеистического сайта
Атеизм => Научно-философские беседы, о науке => Тема начата: Владимир Николаевич от 04 Май, 2006, 16:40:20 pm
-
Опубликовано в книге: ЯРОШЕВСКИЙ М. Г. Краткий курс истории психологии: Учебное пособие.—М.: Международная педагогическая академия, 1995.
14.04.2003
Принцип детерминизма в истории психологических концепций
Ярошевский М.Г.
Листая летопись истории науки, мы видим проходящие через нее прочные, постоянные (говоря научным языком -- инвариантные) стержни, на которых держатся различные теоретические конструкции. Среди этих стержней особое значение имеет "принцип детерминизма" или причинности.
Термин детерминизм происходит от латинского слова "детермино'" ("определяю'') и означает, что объяснить явление--значит открыть факторы, которые его порождают и определяют, т. е. его причины (или детерминанты). Научное знание--это прежде всего знание причин. Благодаря ему наука, как говорил И. П. Павлов, отличается "предсказанием и властностью'". Иными словами, опираясь на надежную информацию о причинах, можно предсказать, какие изменения они произведут, например, в организме, в психическом строе человека. Благодаря же такому прогнозу можно в известных пределах обрести власть над психическим процессом, управлять им, изменить его ход.
Некогда древнегреческий философ сказал, что он готов был бы отдать Персидское царство (а в ту эпоху Персия была богатейшей страной) за одно причинное объяснение. Этот философ-Демокрит-впервые в истории высказал идею о том, что вся природа состоит из мельчайших неделимых частиц--атомов, движение которых служит причиной всего сущего. Еще до Демокрита другой древнегреческий мудрец, Фалес, смог, изучая движение небесных светил, предсказать .солнечное затмение.
Идея детерминизма сильна тем, что предполагает определенную закономерность хода событий. Они возникают и сменяют друг друга не хаотически и произвольно, но только под действием факторов, которые доступны разумному объяснению и опытной проверке.
Мысль является научной в тех пределах, в каких компасом для нее служит принцип детерминизма. Это хорошо понимали древние психологи. Так, уже упомянутый Демокрит учил, что различия в ощущениях (например, звука, запаха) зависят от того, какие атомы "залетают" в органы чувств, и от того, как устроены сами эти органы. Перед нами чисто детерминистское объяснение. Субъективные ощущения имеют объективные основания (различия в строении атомов, в устройстве телесного органа). Наши современные взгляды на механизм возникновения ощущений--зрительных, слуховых и других--гораздо сложнее, чем Демокрита. Однако общий принцип, который он отстаивал, принцип причинности (детерминизма), остался в науке и две с половиной тысячи лет спустя столь же незыблемым.
Субъективный факт (испытываемое нами ощущение) мы объясняем воздействием внешних стимулов на особым образом организованное нервное устройство (органы зрения или слуха). В то же время причинность вовсе не означает пассивного и безразличного характера самой психики. Дело в том, что психика, в свою очередь, оказывается при определенных условиях могучим причинным фактором. Это хорошо объяснил другой 'великий древнегреческий философ Аристотель. Отвечая на вопрос о том, почему одни люди являются нравственными, другие--безнравственными, он говорил: "Все, что мы имеем от природы, то мы получаем лишь в виде возможностей и впоследствии преобразуем их в действительность''.
Как же происходит подобное преобразование возможности в действительность? От каких факторов (детерминант) это зависит? Согласно Аристотелю--от поступков человека. Но разве не очевидно, что поступок человека зависит от него самого--от его личности, от его психологической направленности на добрые или неправедные дела. "Справедливым, -- писал Аристотель,--человек становится, творя дела справедливые, а умеренным -- поступая с умеренностью, а без подобной деятельности пусть никому и в голову не приходит стать хорошим человеком''.
Итак, знание о психике приобретало все более научный характер благодаря укреплению принципа детерминизма. Душа человека теперь мыслилась не только как продукт природных сил или стихий. Напротив, допускалось, что она сама, будучи неотделимой от организма субстанцией (именно такой представлял ее Аристотель), влияет на человека, побуждая его действовать так или иначе, совершать ,нравственные или безнравственные поступки. Человек--это не только определяемое внешними силами или факторами существо. Он сам способен определять (детерминировать) свое поведение, свой характер. Уже из этого явствовало, что в психологии трактовка принципа детерминизма не была идентична той, которая применялась в науках о неорганической природе (где ни солнечное затмение, ни землетрясение не зависят от человека).
В дальнейшем возникали все новые и новые формы причинного объяснения психики. Так, в Новое время (в XVII столетии) организм, деятельность которого, как считали прежде, регулируется душой, стали рассматривать в качестве особого, независимого от бестелесной души механизма, работающего автоматически, как, например, часы. Так появилась неведомая ранее форма детерминизма, которая дала психологии ряд важных теорий, в частности, теорию рефлекса как машинообразной реакции на внешний импульс. Но сознание и воля, как истинно человеческие психические силы, не умещались в эту схему и потому оставались вне научного объяснения.
Крутой поворот в трактовке детерминизма связан с появлением в середине прошлого столетия учения Дарвина, который ввел принципиально новый тип причинного объяснения, доказав, что нельзя понять поведение организма вне его наследственности, изменчивости и естественного отбора, вне приспособления к среде, в которой он должен выжить. Это создало еще одну форму объяснения психики с позиций детерминизма. Сознание стало рассматриваться как важный инструмент управления поведением, инструмент, благодаря которому происходит адаптация организма к среде.
На этом развитие принципа детерминизма не завершилось. Марксизм показал, что существует особая форма детерминации явлений сознания, обусловленная зависимостью человека от действия социальных сил. Много нового внесла в принцип детерминизма современная научно-техническая революция. Прежде всего это связано со способностью машин (компьютеров) выполнять те интеллектуальные операции, которые раньше считались атрибутом лишь человеческого мозга.
Даже этот беглый обзор говорит о том, что детерминизм - основной объяснительный принцип психологии-претерпел на протяжении столетий коренные изменения. Глубокие преобразования испытали и другие принципы и категории психологии.
И так, друзья, пожалуйста, Ваши мнения и добавления.
-
Опубликовано в книге: ЯРОШЕВСКИЙ М. Г. Краткий курс истории психологии: Учебное пособие.—М.: Международная педагогическая академия, 1995.
14.04.2003
Принцип детерминизма в истории психологических концепций
Ярошевский М.Г.
На этом развитие принципа детерминизма не завершилось. Марксизм показал, что ...
Марксистский Маразм - всё крепчал и крепчал ...
-
Нет, это не по вашим зубам.
-
Нет, это не по вашим зубам.
так Вы зубной врач ?
а уж подумал ,что отъявленный Марксист(не доведи господь) ...
-
По зубам - это фигуральное выражение. Марксизм и виртуальное общение не позволяют проявлению физической агрессии.
KWAKS, в марксизме есть сомнительные моменты, но в основном, тот кто достигает успехов пользуются дарами науки.
А Вы что верующий в Бога?
-
в марксизме есть сомнительные моменты, но в основном, тот кто достигает успехов пользуются дарами науки.?
и настОООлько "сомнительные ",что "достигают успехов" лишь те,
которые НЕ "пользуются дарами" такОй,с позволенья сказать *науки*.
А Вы что верующий в Бога?
Упаси меня,господь,от веры в тебя.
С остальными соблазнами я и сам справлюсь.
(из молитвы атеиста).
-
настОООлько "сомнительные ",что "достигают успехов" лишь те,
которые НЕ "пользуются дарами" такОй,с позволенья сказать *науки*.
А Вы что верующий в Бога?
Упаси меня,господь,от веры в тебя.
С остальными соблазнами я и сам справлюсь.
(из молитвы атеиста).
Приведите, пожалуйста, прмеры Ваших умозаключений.
-
такОй,с позволенья сказать *науки*...
Приведите, пожалуйста, прмеры Ваших умозаключений.
Марксизм поставил *во главу угла* Человека ...
со всЕми из этого вытекААААющими ...
(ибо слАб Человек).
Не зря же кто-то из Великих Мыслителей посетовал :
"Если б религии в обществе не было,то для Сохранения общества -
её следовало бы срочно изобрести"
-
Марксизм во главу угла поставил цель развития человечества. А это возможно только в борьбе самых влиятельных противоборствующих сторон общества. Пока мы находимся на таком уровне общественного развития, что одна сторона - эксплуататоры, они очень организованы, а другая - эксплуатируемые, очень неорганизованы. Вот какой Вы предлагаете выход?
-
одна сторона - эксплуататоры, они очень организованы, а другая - эксплуатируемые, очень неорганизованы. Вот какой Вы предлагаете выход?
Предлагаю : Безмерно Ценить эксплуататоров ...
и Беречь Их как зеницу ока от всяких бед и напастей ! ! !
Ибо : если "очень организованых" эксплуататоров уничтожить,как предлагает Марксизм,
то останутся жить на Земле "эксплуатируемые, очень неорганизованы" ...
и,разумеется,РАЗ-ОРГА-НИЗЗУ-ЮЦЦА НАСТО-ОООО0ЛЬКО,
что просто-напросто опять ДЕГРАДИРУЮТ до мартышек,а то и ниже ...
-
Марксизм во главу угла поставил цель развития человечества. А это возможно только в борьбе самых влиятельных противоборствующих сторон общества. Пока мы находимся на таком уровне общественного развития, что одна сторона - эксплуататоры, они очень организованы, а другая - эксплуатируемые, очень неорганизованы. Вот какой Вы предлагаете выход?
Марксизм поставил во главу угла цель развития ЭКСПЛУАТИРУЕМОЙ ЧАСТИ человечества. И уничтожение другой ее части.
А выход один. Искать Золотую середину, т.е. развивать средний класс.
-
одна сторона - эксплуататоры, они очень организованы, а другая - эксплуатируемые, очень неорганизованы. Вот какой Вы предлагаете выход?
Предлагаю : Безмерно Ценить эксплуататоров ...
и Беречь Их как зеницу ока от всяких бед и напастей ! ! !
Марксизм не предлагает их ценить. Он призывает бороться за права трудящихся и повышение производительности труда, от которой зависит совесть эксплуататоров, зарплата эксплуатируемых и судьба их потомства.
-
Марксизм поставил во главу угла цель развития ЭКСПЛУАТИРУЕМОЙ ЧАСТИ человечества. И уничтожение другой ее части.
А выход один. Искать Золотую середину, т.е. развивать средний класс.
Западный рабочий класс тоже в былые времена победил.бы на свою голову, если промышленники были бы алчные, как в России.
Средний класс, без марксистских убеждений, дойные козы для российских чиновников.
-
Марксизм не предлагает их ценить. Он призывает бороться за права трудящихся и повышение производительности труда, от которой зависит совесть эксплуататоров, зарплата эксплуатируемых и судьба их потомства
За права трудящихся бороться не лишне. А вот за повышение производительности труда бьются сами эксплуататоры. А рабочим она выходит боком - безработица, понимаешь... :shock:
-
За права трудящихся бороться не лишне. А вот за повышение производительности труда бьются сами эксплуататоры. А рабочим она выходит боком - безработица, понимаешь... :shock:
Эксплуататоры борются за повышением производительности труда увеличением скорости конвеера и сокращением численности рабочих.
А цель рабочих это повышение производительности труда за счёт механизации, автоматизации и высокого профессионализма трудящихся и их моральной зрелости. В принципе в развитых странах всё так и происходит.
-
одна сторона - эксплуататоры, они очень организованы, а другая - эксплуатируемые, очень неорганизованы. Вот какой Вы предлагаете выход?
Предлагаю : Безмерно Ценить эксплуататоров ...
и Беречь Их как зеницу ока от всяких бед и напастей ! ! !
Марксизм не предлагает их ценить. Он призывает бороться за права трудящихся и повышение производительности труда, от которой зависит совесть эксплуататоров, зарплата эксплуатируемых и судьба их потомства.
Ой как зря "Марксизм не предлагает их ценить" !
Ну-у какое "повышение производительности труда" у трудящихся -
если они по рождению - БЕЗ-ДЕЛЬ-НИ-КИ ! ! !
-
Не бездельники. Были бы бездельниками не было бы богатых.
-
Не бездельники. Были бы бездельниками не было бы богатых.
А чё нам зря ругаться,Владимир Николаевич ?
Уговорите Бедных не намиматься на работу к богачам,-
создайте Коммуны и ... живите счастливо ! ! !
"Вроде не бездельники,и могли бы жить ...
Им бы понедельники - взять,да отменить ! !
(из к-ф "Диамантовая рука").
Супер ! - был фильм ! Прам - Энциклопедия по Щасливой Жызьни ! ! !
Жаль по ящику теперь не крутят ! ВыдАть - не актуально ? ? ?
-
А что Вы-то убегаете, давайте вместе отделяться и уговаривать. Нет уговоры не помогут, нужны примеры, образцы.
Активность в Вас пышет, ирония проскальзывает, а справедливость - дело наживное и зависит от выбранной цели.
-
а справедливость - дело наживное ...
у-фу-фу- ...
от хорошей жизни убегать - себе же и вредить ...
уговаривать бедных отделяться - тем боле не в моих интересах ...
Активность - я и без справедливости применяю по назначению ...
А вот бедные без меня - пусть хоть ШОНИБУДЬ да сами сообразят ...