Цитата: Jeremy H Boob PhD от 07 Июнь, 2018, 17:58:55 pm
Вот видите, господа атеисты, что получается, когда мы начинаем множить реальности.
Не множим. Бритва Оккама нам не позволяет это делать.
Множите, множите! Вот, Vivekkk вообще говорит, что существует субъективная материя. Бритва Оккама не позволяет этого делать без необходимости, но некоторые атеисты, похоже, видят таки в этом необходимость.
Если уж заговорили о Дубровском, было бы интересно вам ознакомится с тем, что стало результатом его полувековой деятельности в области философии сознания. Вот ссылка на его сайт с подборкой статей (в основном нового времени) на тему субъективной реальности (чем, собственно, он всю жизнь и занимался).
http://www.dubrovsky.dialog21.ru/nauchnye_texty/subekt_realn_sozn_%20bessozn_statjy.htm#_ednref37Первую статью (от 2008г.) он начинает с обзора классических подходов к проблеме сознания: объективный идеализм, дуализм, субъективный идеализм и материализм. Сам он, естественно, причисляет себя к материалистам. Вот что он пишет о материализме:
Материализм. Мир материален, материя есть единственная вечная и всеобъемлющая объективная реальность. Сознание же – свойство высокоорганизованной материи.
Исходный постулат материализма также носит метафизический характер. Он противополагается постулату объективного идеализма. Но здесь существует некоторая неопределенность (присущая, кстати, в этом отношении и постулатам дуализма). Она связана с тем, что согласно объективному идеализму сознание (дух) тоже определяется как всеобъемлющая объективная реальность. Требуется различение, без которого как раз и возникает неопределенность. ...
... Указанная неопределенность в постулате материализма весьма существенна. Если учесть, что объективный идеализм способен интерпретировать внешние предметы и все физические явления в качестве «инобытия Духа», то тогда возникает сомнение в альтернативности так называемого основного вопроса философии: «Что первично? Материя или сознание?». Можно, конечно, оставить в стороне эту формулировку Ф. Энгельса, которая почиталась краеугольным камнем в советской философии. Но от этого нам не станет легче. ...
... Сознание определяется как продукт развития материи, что весьма логично и подтверждается наукой. Но как оно связано с материей, если оно не может быть названо объективной реальностью? Здесь стоит дилемма: 1) либо сознание все же определяется как материальный процесс, и тогда оно утрачивает свою специфику, качество субъективной реальности; 2) либо оно сохраняет это качество, и тогда его трудно соединить с материальными процессами.
Сам Дубровский решает эту дилемму выдвигая собственную теорию
http://www.dubrovsky.dialog21.ru/nauchnye_texty/problema_sozn_mozg.htm#SPкоторую он позиционирует как пробную, и призывает к критическому её обсуждению. В основе её лежит понимание субъективной реальности как информации, причём безотносительно атрибутивного или функционального её толкования.
Однако, лично мне кажется, что информация точно также неопределённо соотносится с объективной реальностью как и сознание.
Склеено 09 Июнь, 2018, 13:32:22 pm
Реальность - понятие многозначное. И я не собираюсь, как Strongbeer, оспаривать правомочность применения его значений. Но считаю, что совершенно недопустимо, с точки зрения логики, использовать его в разных значениях в одном контексте.