А на счет Мудрый, Добрый и пр. тут как по мне все просто - эти качества оцениваются...хм.. по поступкам, так наверное. Разве сложно это оценить на протяжении более чем 6-тысячной истории отношений Бога с человеком?
Здесь вопрос не стоит можно или нельзя оценить. На лицо двойные стандарты, вот я о чем. Когда Яхве творит добро (
с нашей точки зрения) или когда он поступает логично (
с нашей точки зрения), то верующие дают этому соответствующие положительные оценки. Напр., праведника Лота спас, грешников-содомитов покарал. А вот когда Яхве делает что-то плохое или нелогичное (
с нашей точки зрения), то верующие дают исчерпывающее объяснение: не нашего ума! Напр., зачем ужесточал сердце фараона, когда можно было смягчить (или хотя бы вообще не трогать его сердце)? - "Не исповедимы..."
Мне например хватило книг царя Соломона что бы понять что "еврейские пастухи" (как любят называть авторов библии многие атеисты) так сказать не могли. Казалось бы все очевидно - но тем не менее....
Думается, что "еврейские пастухи" - это упрощение. Полемический примем. Буквально пастухи - это змей и плод, ковчег и потоп, сказ о том, как Бог всех врагов чудесами запугал и т.п. То есть такое наивно-непосредственное. Соломонские высказывания - это нравоучительный документ, какой не пастух, но жрец написать может. Хотя у Соломона особой мудрости не увидел. Может я не там смотрел?