Постсоветское христианство имеет ряд необратимых признаков, которые оно приобрело за годы "гонений". В т.ч. фанатическую упертость. Какие бы аргументы не приводила противная сторона, им - как горох об стенку. С одной стороны - только так они и могли бы сохраниться (поэтому, даже если ангел спустится с неба и начнет читать лекцию по эволюционной биологии, это для них не аргумент), с другой, социопсихологически таких людей, которые делают или думают определенным образом "назло всем" мало, слишком мало, и даже если все они будут настроены в унисон, их общее убеждение не выйдет за пределы их социопсихологической группы. В этом, как говорится, их сила, но в этом и их слабость. Общество всегда будет жить отдельно от них, а им только останется заниматься "любимым делом" - "обличать".
Кстати, вот интересные данные свежего опроса (
http://www.romir.ru/studies/327_1334001600/):
Исследовательский Холдинг Ромир в феврале-марте текущего года провел исследование на тему Великого поста и потребления продуктов питания в этот период. В опросе приняли участие 1000 жителей России, проживающих в городах с населением от 100 тысяч и выше, в 8 федеральных округах, в возрасте от 18 до 50 лет.
В этом году 64% опрошенных не собирались соблюдать Великий пост. Однако категорически отвергают соблюдение постов и заявляют, что не соблюдают их никогда, лишь 55% опрошенных (см. диаграмму 2). Доля таких ответов значительно выше среди молодежи (64% в группе 18-24 лет против 50% в группе 41-50 лет), а также несколько выше среди мужчин (57% против 53% у женщин). Таким образом, больше 40% россиян в той или иной форме допускают мысль о возможном посте. Однако ограничивают себя в потреблении они по совершенно разным причинам.
В частности, лишь 14% опрошенных заявили, что постятся, поскольку являются верующими людьми и следуют религиозным нормам. Интересно, что наибольшая доля подобных респондентов оказалась в возрастной группе 31-35 лет (21%). Возможно, это объясняется тем, что к 30 годам в большей степени проявляется интерес к религиозным темам. И именно россияне в возрасте до 35 лет в меньшей степени успели испытать влияние идеологического воспитания советского периода (комсомол, партия и т.д.).
12% респондентов отметили, что не являются религиозными людьми, но стараются придерживаться традиций. Этот вариант ответа чаще выбирают респонденты старше 35 лет, особенно высока доля таких ответов среди участников опроса старше 40 лет.
10% считают пост хорошим поводом похудеть – эта мотивация почти в 2 раза чаще присутствует у женщин (13% против 7% у мужчин).
Я как социолог поставил бы валидность данных опроса под сомнение (см. возрастные рамки - почему-то исключены люди старше 50 лет). Но в целом результаты показательны. 14% верующих (опять же чуть-чуть больше, чем в 1985), 12% традиционалистов. Это и есть соотношение пропорций в современной "околорелигиозной" среде.
Насчет "похудеть" :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen: Да, комментарии излишни. Гламур-с.
Вывод второй: пик религиозности приходится на 31-35 лет. Это означает, что в 20 и 40 лет люди менее религиозны. Пассаж насчет "партии-комсомола" - глупость (даже социолог бывает глуп
).
А теперь позвольте нанести религии "исторический" удар.
Как вы бы оценили пропорции постящихся и непостящихся, а равно их мотивации 100, 300 и 500 лет назад?