Автор Тема: Странная хронология лемовского "Соляриса"  (Прочитано 4200 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Владимир Владимирович

  • Модератор
  • Оратор форума
  • *********
  • Сообщений: 14 053
  • Репутация: +172/-39
Re: Странная хронология лемовского "Соляриса"
« Ответ #10 : 07 Июнь, 2012, 15:20:56 pm »
Насчет классификации религий.
Во-первых, политеизму вовсе не обязательно превращаться в монотеизм.  Это произошло, в известной степени, случайно (хотя и никакой сверхъестественной причины в этом нет).  Можно считать монотеизм "духовной" реакцией на появление мировых империй (в случае зороастризма это вполне достоверно), но как такового появления мировой империи недостаточно.  Все монотеизмы - это мировоззрение борьбы, страдания, неподражаемого садо-мазохизма, который ведом, скорее, угнетенным общностям, чем господствующим.  Каждый случай надо рассматривать в отдельности, хотя зороастризм, похоже первичен относительно других.  Но индуизм и синтоизм не стали монотеизмами и преспокойно существуют в наше время.
Во-вторых, не учтено такое явление религиозного мышления как гностицизм.  Гностицизм (о котором существует обширная литература) - это, на мой взгляд, определенное состояние, в которое вырождается религия, когда она теряет связь с окружающей реальностью и позволяет какому-нибудь особенно духовному деятелю увлечь себя в потусторонний мир.  Гностицизм неопровержим, но и недоказуем (однако это неопровержимость/неопровержимость относится не к "магическому реализму" народных верований, а к антиномической зауми "доказательств бытия божия"), поэтому эта "неуязвимость" слишком дорого обходится гностицизму, он окончательно теряет чувство реальности и замыкается в своем "духовном мире".  Типичный пример современного гностицизма - талмудический иудаизм (он закрепился в нише национального самосознания евреев и оттуда его ничем не выбить, равно как и количество неевреев-иудаистов априори ничтожно).  Ислам - очень сложная структура (ведь там, где европеец видит "одну религию", на самом деле десятки (!) самых разнохарактерных верований, отличающихся не менее, чем католицизм-неотомизм и хлыстовство), но гностические элементы тем сильнее, чем более божество в той или иной мусульманской секте лишается своих свойств.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Православие или смех!

Оффлайн Molodcov Yuriy

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 204
  • Репутация: +1/-0
Re: Странная хронология лемовского "Соляриса"
« Ответ #11 : 07 Июнь, 2012, 16:02:20 pm »
Цитата: "Владимир Владимирович"
Насчет классификации религий.
Во-первых, политеизму вовсе не обязательно превращаться в монотеизм.  Это произошло, в известной степени, случайно (хотя и никакой сверхъестественной причины в этом нет).  Можно считать монотеизм "духовной" реакцией на появление мировых империй (в случае зороастризма это вполне достоверно), но как такового появления мировой империи недостаточно.  Все монотеизмы - это мировоззрение борьбы, страдания, неподражаемого садо-мазохизма, который ведом, скорее, угнетенным общностям, чем господствующим.  Каждый случай надо рассматривать в отдельности, хотя зороастризм, похоже первичен относительно других.  Но индуизм и синтоизм не стали монотеизмами и преспокойно существуют в наше время.
Смена политеизма монотеизмом произошла в одну историческую эпоху почти повсеместно. Даже индуизм сегодня "преобразовывается" (большинство индустов верят в существование единого бога в разных обличиях). Синтоизм входит в число немногочисленных исключений, но и он сильно потеснён и ассимилирован буддизмом. Китай быстро и безболезненно избавился от язычества, оставив лишь веру в Небо, которая сильно походит на веру в Природу.
Я далёк от мысли объяснять победу монотеизма над политеизмом сверхъестественными причинами. Возможно, это связано с возникновением мировых империй, а также окончательным утверждением феодальных монархий.
Цитата: "Владимир Владимирович"
Во-вторых, не учтено такое явление религиозного мышления как гностицизм.  Гностицизм (о котором существует обширная литература) - это, на мой взгляд, определенное состояние, в которое вырождается религия, когда она теряет связь с окружающей реальностью и позволяет какому-нибудь особенно духовному деятелю увлечь себя в потусторонний мир. Гностицизм неопровержим, но и недоказуем (однако это неопровержимость/неопровержимость относится не к "магическому реализму" народных верований, а к антиномической зауми "доказательств бытия божия"), поэтому эта "неуязвимость" слишком дорого обходится гностицизму, он окончательно теряет чувство реальности и замыкается в своем "духовном мире". Типичный пример современного гностицизма - талмудический иудаизм (он закрепился в нише национального самосознания евреев и оттуда его ничем не выбить, равно как и количество неевреев-иудаистов априори ничтожно). Ислам - очень сложная структура (ведь там, где европеец видит "одну религию", на самом деле десятки (!) самых разнохарактерных верований, отличающихся не менее, чем католицизм-неотомизм и хлыстовство), но гностические элементы тем сильнее, чем более божество в той или иной мусульманской секте лишается своих свойств.
1. С точки зрения религий, духовность=религиозность, хотя есть понятие светской духовности.
2. Не вижу в гностицизме признаков неопровержимости.
3. Ислам, несмотря на обилие сект и течений, остаётся единой мировой религией. Мусульмане придают меньше значения "внутренним" разногласиям, в отличие от христиан, твёрдо разделившихся на католицизм, православие, монофизитство и протестантские течения, которых относят к христианскому фундаментализму, проповедующему возврат к первоначальному христианству.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Vis pacem, para bellum

Снег Север

  • Гость
Re: Странная хронология лемовского "Соляриса"
« Ответ #12 : 08 Июнь, 2012, 17:54:00 pm »
Цитата: "Molodcov Yuriy"
Ислам, несмотря на обилие сект и течений, остаётся единой мировой религией. Мусульмане придают меньше значения "внутренним" разногласиям, в отличие от христиан, твёрдо разделившихся на католицизм, православие, монофизитство и протестантские течения, которых относят к христианскому фундаментализму, проповедующему возврат к первоначальному христианству.
Скорее, различия между суннитами и шиитами в исламе просто долго не имели возможности явно проявиться на политическом уровне. Но сегодня противостояние шиитов и суннитов очень заметно, особенно на Ближнем Востоке. На последние "цветные революции" в арабских странах, гражданские войны в Ливии и Сирии, очень сильно влияет противостояние шиитского Ирана и суннитской, даже скорее ваххабитской, Саудовской Аравии. Правда, сторонним наблюдателям это может не так бросаться в глаза, как местным, но для экспертов факт налицо.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Оффлайн Molodcov Yuriy

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 204
  • Репутация: +1/-0
Re: Странная хронология лемовского "Соляриса"
« Ответ #13 : 11 Июнь, 2012, 11:05:45 am »
Цитата: "Снег Север"
Скорее, различия между суннитами и шиитами в исламе просто долго не имели возможности явно проявиться на политическом уровне. Но сегодня противостояние шиитов и суннитов очень заметно, особенно на Ближнем Востоке. На последние "цветные революции" в арабских странах, гражданские войны в Ливии и Сирии, очень сильно влияет противостояние шиитского Ирана и суннитской, даже скорее ваххабитской, Саудовской Аравии. Правда, сторонним наблюдателям это может не так бросаться в глаза, как местным, но для экспертов факт налицо.
Согласен. Считается также, что шиитский ислам более нетерпим к европейскому влиянию, в сравнении с суннитским.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Vis pacem, para bellum