1. Суперэго – не социальная надстройка
2. Рациональность –не есть антагонизм уникальности, всеобщая культурная глобализация миру вообще пока не грозит, национальная культура настолько устойчивая вещь, что глобализировать ее полностью практически невозможно. Подумайте хотя бы о языковых, геополитических, генетических и, кстати, религиозных различиях.
3. А Вы вот посмотрите на пример господина, чье сообщение сразу снизу (точнее сверху Messia) – разве не видно, как его психиатр Родригес пытается вывести его из этого болезненного состояния навязчивой идеи? Правда он весьма упрощенно, но пересказывает идею Фрейда «мотив тоски по отцу идентичен потребности в защите от последствий человеческой немощи; способ, каким ребенок преодолевал свою детскую беспомощность, наделяет характерными чертами реакцию взрослого на свою, поневоле признаваемую им, беспомощность, а такой реакцией и является формирование религии». Здесь мы являемся свидетелями борьбы сознания г-на Мессии и его же психического состояния, точнее свидетелями попытки его врача начать эту борьбу. И, кстати, сразу же видно как болезненное сознание «перевернуло» эту идею с ног на голову, как однажды возникшие по каким-то причинам устоийчивые идеи-состояния всю новую информацию подчиняют своей единственной цели – реализовать и поддерживать давлеющий мотив нервного возбуждения. Т.е. человек вроде все правильно говорит, надо самому позаботится о себе и… предлагает уже свой вариант веры как вариант заботы о себе. Из огня да в полымя.))) Кстати, г-н Мессия никогда не покончит с собой как это могло бы показаться сначала– а как же тогда неспасенное человечество?
4. «Ислам для тех, кто хочет более раствориться в Боге. Особенно это заметно в суфизме». Но и вхристианстве есть конфессии более «приспособленные» к «слиянию с богом». А заметно болшее количество конфесий в христианстве, нежели в мусульманстве как раз говорит о том, что более свободное общество раскрепощает человека в реализации своих потребностей веры и предлагает ему больший спектр религиозных услуг.
5. «современные религиозные течения, в принципе, потеряли связь с изначальной человеческой природой» - в корне не согласен, если бы они потеряли связь с иррациональной природой подсознания человека, то потребность в религии просто бы отпала. Церковь штука достаточно гибкая в историческом масштабе и происходит постоянная социализация этого института.
«О потере современными религиями этой связи говорили в разное время К.Г. Юнг, Ф. Ницше, Дж. Кемпбелл и др» - Вы не могли бы мне дать ссылки на первоисточники? Очень буду признателен. Вот, скажем, Кемпбелла вообще не читал – а тут будет повод.))) Только я думаю, там как раз будет речь о приспособлении религии к изменившимся культурным и социальным условиям, т.е. моя мысль. «Попытка реанимации "истинной и честной веры" и приводит к созданию новых сект, которые только больше запутывают человека» а вот тут согласен, поскольку я же говорю, что человек сам и хочет быть запутанным.
«Разумный человек может и должен также удовлетворять свои иррациональные тенденции в искусстве» - боже мой!))) Так ведь в жизни так и происходит, к счастью, существует давно опробованный какал реализации интуитивного в человеке, но только вот не все люди творческие по своей природе, да и общество по большей степени не нуждается в низкокачественных артефактах искусства и для многих единственный способ реализации своего иррационального инстинкта остается религия.