"Мишна [евр. "повторение",
"изучение", "толкование",
"возобновление (в памяти)"],
первое авторитетное изложение
устного Закона, зафиксированное в
письм. виде. Слово "повторение"
означает в иуд. традиции
"изучение", а также "устное
наставление", "устное учение" [евр.
Тора ше-бе-аль пэ - букв. "Тора,
которая на устах" или "Устный
Закон", в отличие от письменного,
излож. в Пятикнижии Моисея].
Согл. иуд. преданию, Моисею на
го-ре Синай, помимо текста
Пятикнижия, были дарованы также
устные наставления, к-рые затем
передавались евреями из
поколения в поколение в среде
пророков, старейшин, мудрецов и
законоучителей. Эти наставления
дополнялись и комментировались
(особенно начиная с эпохи вавил.
плена) "соферами", т.е.
"книжниками" также устно.
Обширный материал устного
Закона начал записываться только
в первой пол. II в. по Р.Х., в связи
с жестокими гонениями на иудеев
при рим. императорах (особенно
при Адриане, после восстания
Бар-Кохбы). Тогда возникла угроза
гибели всех носителей устной
традиции, и народ мог остаться без
наставников. Так, со временем,
появился труд, известный под
названием "М." М. состоит из 63
трактатов. Впоследствии она была
довершена Гемарой (арам.
"завершение") - собранием
комментариев законоучителей к М.
- и в совокупности с нею составила
Талмуд (евр. "Учение"), к-рый,
наряду с Танахом (Ветхим
Заветом), является важнейшей
свящ. книгой иудаизма. По месту
составления различаются Талмуд
Иерусалимский и Талмуд
Вавилонский (последний, как
более обширный и завершенный,
считается более авторитетным). В
М., как и в Гемаре, содержится
множество историч., религ. и др.
сведений, важных также и для
истории раннего христианства."
Библейский словарь Брокгауза
Таким образом, на мой взгляд, вполне уместна аналогия Торы и Талмуда с Писанием и Традицией в восточном христианстве.