Автор Тема: Психологические основы веры  (Прочитано 43719 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Anonymous

  • Оратор форума
  • ********
  • Сообщений: 13 672
  • Репутация: +1/-4
Психологические основы веры
« : 26 Декабрь, 2005, 14:27:31 pm »
Поскольку никто что-то не реагирует на мои замечания попробую создать новую тему -чтоб виднее было!
Вот чем больше слежу и в жизни и в интернете эти странные дебаты верующих и неверующих, тем больше хочется заняться изучением именно психологических первопричин этого странного и вместе с тем такого человеческого феномена - вера!
Ясно, что вера - в психологическом смысле удивительно СИНТЕТИЧЕСКОЕ состояние. В нем странным оборазом переплетаются и детское ожидание ЧУДА, сродни вере в Деда Мороза и сыновье желание отдаться на волю чего-то большого, теплого, мудрого и справедливого, что даст конфетку за хорошее поведение (Бог-отец). Есть в состоянии веры и желание обрести смысл существования - простой и НЕНАПРЯЖНЫЙ, чтоб мозги успокоились. Конечно же - страх смерти тоже толкает людей в обьятия веры (вечная жизнь) и эротизм там тоже присутствует (Бог-есть любовь). Есть в вере и адреналин от момента посвящения (инициации-дефлорации) - тоже сильно чувство. Но вот здесь мы видим и еще одно проявление верующего индивида, желание ОБЩНОСТИ. Кому-то достаточно кружка сектанского, кому-то вполне хватает паствы из соседок-старушек, а вот и пример желания создать что-то типа банды, но уже в государственном масштабе. Я вот к примеру обнаружив, что собеседник -атеист, просто отмечаю про себя, что с этим человеком будет скорее всего легче найти общий язык, что коммуникация с ним, возможно, будет более конструктивна, но у меня абсолютно не возникает желания БРАТАТЬСЯ с ним (целоваться, прижиматься и т.д.) т.е. перводить наше общение в эмоциональную сферу. Т.е. я допускаю, что человек вполне может быть мне в последствии неприятен, хотя по сути я могу быть с ним вполне в чем-то солидарен. Более того, мной замечено, что если два атеиста будут достаточно добросовестно общаться, то рано или поздно они наткнутся на НЕСОГЛАСИЕ друг с другом, т.е. следствием любого последовательного общения будет столкновение идей, концепций, методик и т.д. и тогда ради повышения эффективности общения им придется разобраться с неприятными эмоциями, часто возникающими в таких случаях. Цель же общения верующих - не поиск ИСТИНЫ, а поиск комфортного СОСТОЯНИЯ, их простенькая истина часо просто обслуживает их эмоции, и в какой-то момент им придется для себя решать - что им важнее - состояние этого странного кайфа бездумия, или ментальная активность - приводящая к конфликтам и необходимости что-то с ними делать.
Кстати, некое желание ОБЩНОСТИ хоть и в меньшей степени, но свойственно и атеистам. И верующие и неверующие постоянно пытаются увеличить значимость свою путем обращения к количеству своих сторонников. И это естественно, т.к. человек -существо социально-биологическое. Есть у атеистов и неофициальные правила поведения (мораль) которые помогают социализироваться в нужных кругах общества. Матери-атеистки любят своих детей так же тепло, как и матери-верующие.
В общем и там и там люди. Но чем же в итоге эти люди ОТЛИЧАЮТСЯ?
Я полагаю атеиств отличает более последовательная и честная МЕНТАЛЬНАЯ позиция. Атеисты ИЩУТ истину, а верующие уже НАШЛИ. На мой взгляд атеисты - несколько другой психотип. Для них быть людьми означает прежде всего быть ДУМАЮЩИМИ существами. Атеисты тоже ловят кайф от жизни, но только хорошенько ПОРАБОТАВ мозгами. Для них мало просто получать удовольствие -им надо получать ОСОЗНАННОЕ удовольствие. По своей натуре атеисты, скорее, исследователи, но при этом это те же биологоически предопределенные существа, что и остальное человечество. Таким образом я не уверен в пропорциях, но у меня ощущение, что в популяции людей всегда будет некая часть населения, которая не шибко-то задумывается о своем бытии -будь то коммунизм вокруг, демократия или средневековое православие. А спокойно-определившийся атеист (к коим отношу и себя) конечно же должен ратовать за расширение круга людей, где общий культурный уровень, интерес к искусствам и наукам создаст благоприятную среду для более полного раскрытия своего потенциала, но при этом он должен трезво понимать, что идеал недостижим и больше заниматься чем-то полезным, чем обьяснять этим ментальным детям то, что они НЕ ХОТЯТ а порой и НЕ МОГУТ понять. Короче говоря, назрела необходимость СТРОГО НАУЧНОГО анализа психолгических особенностей этих двух частей любой нации - верующих и неверующих. Давайте для начала (хотя бы мысленно) выделим две контрольные группы тех и других и определим (опять же, увы, мысленно) их коэф. интеллекта. Мне почему-то кажется, что выиграют атеисты. У кого-то есть источники про подобные исследования?
Да, и в этом смысле хочется высказаться по поводу идеи Nail про то, что религиозное сознание обречено.
Если бы.)))
Конечно же общественное сознание эволюционирует. Вот только сознание человеческого индивида как биологический феномен, увы (или наоборот, к счастью) не эволюционирует по крайней мере лет тысяч пять как. Религия ест-но структурировала общество, порой, решала за общество как ему жить, но развитое общество со временем стало прехватывать у церкви роль поводыря и со временем   функция  церкви все более смещалась в ОБСЛУЖИВАЮЩУЮ сферу. Посмотрите на современных верующих, при том, что их достаточно много – все они РАЗНЫЕ. А т.к. на спрос в обществе потребления всегда находится предложение – религия становится все более ГИБКОЙ в вариантах реализации потребности верующих верить. Происходит явная дифференциация религиозных течений, их вариантов становится все больше и больше. Если ты директор школы – тебе приличнее всего объявить себя традиционным православным, но если ты креативный директор – тебе больше подойдет какой-нибудь хитрый вариант буддизма (то ли вера –то ли практика какя-то – поди разбери его такого загадочного). Отсюда такой всплеск сатанистских и прочих экстремальностей. Верить-то надо во что-то, а пост соблюдать – чё, лоха нашли, да и в морду кому дать – святое дело. Т.е. в более свободном обществе и реализация своих религиозных чувств становится более свободным делом. Это становится скорее вопросом вкуса, традиций и ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ конституции конкретного человека. А более свободное и развитое общество в состоянии выдержать более маргинально (кстати, это не всегда экстремистски) настроенных индивидов, просто потому, что такое общество много каких бомжей и креативных менеджеров может прокормить вместе с их религиями и заблуждениями))).
Кроме того я считаю, что этика и нравственность имеет в основе не религиозную природу. Они так же легко адаптируются (лучше, чем законы, которые тоже нельзя нарушать, но нельзя нарушать ВСЕМ членам общества без исключения, собственно поэтому наряду с правовым поведением в обществе возникает потребность в нравственном поведении) под конкретную ситуацию определенной группы людей, как и религиозные варианты поведения. Таким образом я считаю более интересным вопрос- а возможно ли вообще такое общество, где путем эволюции или чего там еще (генной инженерии к примеру) большинство населения станет настолько полноценным, что атеизм станет естественным состоянием общественного сознания. Есть старый школьный закон – партеногенез повторяет онтогенез (если я не ошибаюсь). Т.е. к примеру развиваясь в утробе матери человек сначала приобретает жабры, а потом их теряет. Потребность ВЕРИТЬ в биологическом смысле – т.е. воспринимать некритично информацию свойственна всем людям. Исследования ученых все больше и больше поражают – насколько все-таки человек  -биологическая машина. Даже такой казалось бы простой процесс как зрительная идентификация в огромной своей части основывается на ЗАПОМИНАНИИ образов. Вы только представьте себе ребенка, который в 2 года вдруг морщит лобик и говорит родителям *Эй, ребята, вы там какую языковую среду мне вздумали создать, английскую? Стоп, мои дорогие, я заказываю великий и могучий, а еще лучше и тот и другой! Это невозможно, потому что 2-х летнему ребенку еще НЕЧЕМ думать. Сознание его еще не приобрело человеческой изощренности, человеческие понятии для него еще не доступны. т.к. еще нет их носителя языка. На этой стадии вера – это синоним обучения или впитывания информации.  Но вот лет так в 5 возникает чисто человеческий феномен сознания и ребенок вопрошает вечные детские вопросы КТО Я, ЧТО ТАКОЕ БЕСКОНЕЧЕОСТЬ, ЧТО ТАКОЕ СМЕРТЬ и т.д. В этот момент и возникает, собственно, человек разумный, человек неверующий, с его вечным любопытсвом и жаждой знаний, которому нравится изучать мир и себя через осознание.
Поэтому в  социально-психологическом смысле вера – не есть рудимент, который со временем отомрет. На мой взгляд это естественное и ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ состояние большинства СРЕДНИХ людей, в которых абсолютно человеческие качества –интерпретация событий, фантазия, лень, мечтательность, внушаемость сочетаются со средними логическими качествами. Просто у кого-то процесс критического познания основ строения мира кончается достаточно рано (Дед Мороз ненестоящий!), а у  кого-то никогда не кончается!)))

Порой очень трудно докопаться до основополагающих мотивировок поведения! Поскольку в современном мире искать истину ПРЕСТИЖНО (кстати, а с каких пор?), мало кто согласится, что она ему по барабану. И, кстати, не все атеисты тоже до конца понимают все истинные причины своих убеждений!)))  Мне вспоминается почему-то лит. Герой Шерлок Холмс. Помните, он не знал, что земля вращается вокруг Солнца? Но вместе с тем его трудно заподозрить в непоследовательности рассуждений и глупости. Просто не было такого заказа –позыва –разобраться в мироздании. А вот  теперь вопрос? –Был ли Шерлок Холмс атеистом? Для меня не очевидно, что он не верил в бога. Такой практичный склад ума и характера мог просто не заинтересоваться этим вопросом. В итоге и с той и с другой стороны можно найти примеры несоответствия соц роли, внешнего имиджа и внутреннего миропонимания. Среди профессиональных священников наверняка найдутся люди умные и изощренные  с интеллектом выше среднего. (Я кстати, имею по их поводу теорию, которую условно назвал «Ежедненвные микросамоубийства разума», когда люди ловят кайф от того, что усилием воли непрерывно душат логические сомнения (а их не может не быть). В этом смысле любую церковь можно назвать –клуб ментальных самоубийц,)
Но в итоге, если взять достаточно репрезентативную выборку, я убежден – отличия обнаружатся достаточно четко.
Но моя мысль была немножко в другом – не надо ожидать, что если человеку все правильно ОБЬЯСНИТЬ, то он тут же перестанет верить в бога. Представители тех самых прогрессивных стран, про которые упоминал Nail Lowe, которые мне попадались в массе своей не были атеистами. Их мнение скорее сводилось к пантеизму, к выражению типа «Что-то там в природе все же есть». Т.е. даже будучи цивилизованным европейцем человек сохраняет детское желание ЧУДА. Поэтому, я считаю, что убедить человека в том, что библейские сказки устарели (в нашем российском варианте – это самореформирование ортодоксальной церкви в современную православную) достаточно просто, а вот показать – откуда ноги ростут, т.е. докопаться до психологической первопричины веры –задача поважнее и поинтереснее! Итак давайте высказываться. У Фрейда, кажется,  была идея переноса отношения к отцу на нечто тотемное, очеловечивает жестокую природу таким образом примиряя людей с ее жестокостью. Есть еще идеи?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Anonymous »

Оффлайн KWAKS

  • Почётный Афтар
  • *******
  • Сообщений: 9 592
  • Репутация: +1/-1
Re: Психологические основы веры
« Ответ #1 : 26 Декабрь, 2005, 15:38:33 pm »
Цитата: "Юрий"
Поскольку никто что-то не реагирует на мои замечания попробую создать новую тему -чтоб виднее было!

экий Вы,дьядья Юрий,горяичий!
Дайте людЯм с мыслёй сабрацца.


Цитата: "Юрий"
Вот чем больше слежу и в жизни и в интернете эти странные дебаты верующих и неверующих, тем больше хочется заняться изучением именно психологических первопричин этого странного и вместе с тем такого человеческого феномена - вера!

Вы же уже и ответили на свой вопрос :
Цитата: "Юрий"
сознание человеческого индивида как биологический феномен, увы (или наоборот, к счастью) не эволюционирует по крайней мере лет тысяч пять как. Религия ест-но структурировала общество, порой, решала за общество как ему жить, но развитое общество со временем стало прехватывать у церкви роль поводыря и со временем   функция  церкви все более смещалась в ОБСЛУЖИВАЮЩУЮ сферу.

Просто у кого-то процесс критического познания основ строения мира кончается достаточно рано (Дед Мороз ненестоящий!), а у  кого-то никогда не кончается!)))

даже будучи цивилизованным европейцем человек сохраняет детское желание ЧУДА.

Цитата: "Юрий"
Порой очень трудно докопаться до основополагающих мотивировок поведения!

нужно ли ? если
Цитата: "Юрий"
не надо ожидать, что если человеку все правильно ОБЬЯСНИТЬ, то он тут же перестанет верить в бога
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от KWAKS »
Заранее благодарен = [ KWAKS ]
______________________________
КWА-ффэсор
тИнно-болотнУтого Ничего Не ИследУюшшего И-а.

Оффлайн Anonymous

  • Оратор форума
  • ********
  • Сообщений: 13 672
  • Репутация: +1/-4
(Нет темы)
« Ответ #2 : 26 Декабрь, 2005, 16:08:17 pm »
Я думаю очень даже надо думать о первопричинах. Опять-таки потому что лично моя задача задача -не разуверовать верующих, а знать отчего они такие. Я вот только что на эту тему разговаривал с девушкой, так при том, что это достаточно умный и развитый человек, выросший в атеистической обстановке - как только речь зашла о взаимоотношениях с ее молодым человеком - она невольно обозначила некую область иррационального -некую "ауру взаимодействия", где кто-то третий как-бы ведет друг к другу любящие сердца. Спрашиваю -но ведь ты понимаешь. что все это имеет рациональное обьяснение. -Да-говорит, но хочется все-таки верить... Т.е. желание чуда. Это что такое - желание чуда -побочный эффект интеллекта? Она, кстати подсказала еще однну мотивировку верующих - снобизм, желание как-бы возвыситься  в своей близости к создателю над прочими (людьми, нациями, идеями).
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Anonymous »

Оффлайн KWAKS

  • Почётный Афтар
  • *******
  • Сообщений: 9 592
  • Репутация: +1/-1
(Нет темы)
« Ответ #3 : 26 Декабрь, 2005, 16:17:31 pm »
Цитата: "Юрий"
достаточно умный и развитый человек, выросший в атеистической обстановке - как только речь зашла о ...
кто-то третий как-бы ведет ...

еще однну мотивировку верующих - снобизм, желание как-бы возвыситься  в своей близости к создателю над прочими (людьми, нациями, идеями).


видать - В ГЕНОМЕ ЄТО заложено,..
"скокко волка не корми - а он всё на лес поглядівает".
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от KWAKS »
Заранее благодарен = [ KWAKS ]
______________________________
КWА-ффэсор
тИнно-болотнУтого Ничего Не ИследУюшшего И-а.

Оффлайн Atmel

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 243
  • Репутация: +1/-0
(Нет темы)
« Ответ #4 : 26 Декабрь, 2005, 17:22:14 pm »
Юрий, хорошая тема.
Но я бы отметил такой факт, что от усердия истинно верующих, даже в такого бога, который призывает всех любить и прощать, почему то практически неизбежно увеличивается уровень ксенофобии в обществе, и то, что общая терпимость в обществе возрастает, это следствие подрывных усилий со стороны атеистов.

Особенно в свете психологии следует отметить факт, что чем более предмет культа имеет благой образ, тем больше к нему любовь верующих и их ненависть к тем, кто Его любит не так как по их мнению следует или не любит совсем.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Atmel »
Небо и Земля не обладают человеколюбием и предоставляют всем существам возможность жить собственной жизнью

Оффлайн Anonymous

  • Оратор форума
  • ********
  • Сообщений: 13 672
  • Репутация: +1/-4
(Нет темы)
« Ответ #5 : 26 Декабрь, 2005, 18:36:10 pm »
Вы знаете, мне кажется мы часто путаем причину со следствием. Терпимость в обществе часто никоим образом не связана с благим или агрессивным образом бога. Скорее наоборот. Вот опять же благополучный запад – еще триста лет назад жгли на кострах кодунов, а стала жизнь поспокойнее, поблагополучнее -  и возросла роль гуманизма, укрепилась свобода совести. Чем более благополучно чувствует общество, тем ниже религиозная и причие нетерпимости. В самой высокоразвитой стране мира США –нет статьи по оскорблению чувств верующих (кстати, вслушайтесь – ЧУВСТВ верующих, а не их убеждений, т.к. убеждения оскорбить нельзя, представьте себе иск против теории относительности).
Для меня все же главный вопрос – религия – это что, огромный супермаркет, где каждый может себе найти товар (занятие) по душе, или же все-таки есть какая-то одна первопричинная мотивировка религиозного поведения. Для меня религия – социальное изобретение, которое устоичиво эксплуатирует какие-то совершенно первопричинные эмоции людей. Вряд ли ребенок, верующий в волшебника уж так боится смерти, в детстве о смерти никто не думает. Но божественное начало для какого-нибудь историка, порой, единственный способ обьяснить детерменизм исторического процесса, и уж совсем другие эмоции у ублюдка-сатаниста. Тем не менее есть что-то обьединяющее во всех этих вариантах реализации веры.
To Atmel. Ревность позиции кто не  с нами – тот против нас имеет все-таки исток из кучковатости человеческого поведения. Людям нужно быть в банде, чтобы чувствовать себя в безопасности. Возможен вариант «раскачивания», т.е. чем сильнее полюбишь своих – тем сильнее возненавидишь чужих, но это чисто теоретически и в немногих случаях. Любовь к отцу не предполагает ненависть ко всем дядькам. Хотя, согласен явление такое отчасти существует…)))
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Anonymous »

Оффлайн KWAKS

  • Почётный Афтар
  • *******
  • Сообщений: 9 592
  • Репутация: +1/-1
(Нет темы)
« Ответ #6 : 26 Декабрь, 2005, 20:20:26 pm »
Цитата: "Юрий"
Вы знаете, мне кажется мы часто путаем причину со следствием. …)))


Я бы даже сказал - ВСЕГДА путаем(за редким исключением)..Посмотрите :
http://www.ateism.ru/cgi-bin/atheism/ms ... pl?t=m1688

такое же(а то и похлеще), происходит и ВО ВСЕХ форумах мировой сети ...

Прежде, чем учить, не хило бы "научиться" самому.
==
Вам бы "научиться" самому - в первейшую очередь,..сравните :
EZh==(Прежде, чем учить) - ПОНИМАТЬ самому, об чем он учит
ДеЛямбер==Идите вперёд - ПОНИМАТЬ потом придёт.

"Кто прав,кто виноват - судить не нам,
но только воз и ныне там"
(басня Крылова"Лебедь,Рак да Щука").
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от KWAKS »
Заранее благодарен = [ KWAKS ]
______________________________
КWА-ффэсор
тИнно-болотнУтого Ничего Не ИследУюшшего И-а.

Оффлайн Дориан Грей

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 446
  • Репутация: +4/-0
(Нет темы)
« Ответ #7 : 27 Декабрь, 2005, 03:06:06 am »
Желание общности свойственно всем в той или иной степени. Человек не может нормально жить бе общества. Здесь имеет значение страх и необходимость реализации. Верующие (и не только они) неосознанно стремятся примкнуть к группе, чтобы быть причастными, быть защищёнными. Они отождествляют себя с группой, а других относят к чужакам. На самом раннем этапе развития человечества чужак устранялся. Сейчас, как правило, подобного не происходит, но неприязнь остаётся (по-видимому здесь и таится ответ на причину всплеска ксенофобии). В основе лежит разумный, интуитивный или "альтруистический" эгоизм.

Соглашусь с вами, что атеисты, как и верующие не представляют собой однородную массу. Есть очень много градаций и направлений. В принципе каждый отдельный человек - это отдельное представление об окружающем мире. Но уровень интеллекта не зависит от религиозных убеждений. Креационисты очень любят предоставлять целый ряд верующих учёных.

Цитата: "Юрий"
Кроме того я считаю, что этика и нравственность имеет в основе не религиозную природу

Изначально, именно религиозную. Табу. Заповеди.

Цитата: "Юрий"
Есть старый школьный закон – партеногенез повторяет онтогенез (если я не ошибаюсь).

Ошибаетесь. Филогенез повторяет онтогенез. Но это очень и очень условное утверждение.

Цитата: "Юрий"
Поэтому в социально-психологическом смысле вера – не есть рудимент, который со временем отомрет. На мой взгляд это естественное и ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ состояние большинства СРЕДНИХ людей, в которых абсолютно человеческие качества –интерпретация событий, фантазия, лень, мечтательность, внушаемость сочетаются со средними логическими качествами.

Мысль интересная, но есть ещё и коллективное бессознательное по Юнгу. И на эти археипы накладваются научные знания о мире. Но бессознательное (непонятое человеком) давит на него и заставляет соневаться в сомнении и толкает к убеждённости.

Цитата: "Юрий"
не надо ожидать, что если человеку все правильно ОБЬЯСНИТЬ, то он тут же перестанет верить в бога

Интересно, как это вы себе преставляете? Хотя вам это и не нужно судя по фразе:
Цитата: "Юрий"
Опять-таки потому что лично моя задача задача -не разуверовать верующих, а знать отчего они такие.

Но вернёмся к нашим баранам:

Цитата: "Юрий"
Для меня все же главный вопрос – религия – это что, огромный супермаркет, где каждый может себе найти товар (занятие) по душе, или же все-таки есть какая-то одна первопричинная мотивировка религиозного поведения.

В принципе и то и другое. В человеке уже есть задатки к ирациональному (и в принципе они никуда не изчезают), но реализация их идёт у каждого человека индивидуально: кто-то в религию уходит с головой, кто-то в искусство, кто-то в науку, пытаясь со всем разобраться.

Цитата: "Юрий"
Для меня религия – социальное изобретение, которое устоичиво эксплуатирует какие-то совершенно первопричинные эмоции людей.


Скорее не религия, а Церковь (любая), как организация.

В целом сне интересен ваш ход мысли. Это направление неплохо бы развить.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Дориан Грей »
\"При входе в рай мне выдали бахилы\". В.Вишневский.

Оффлайн Atmel

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 243
  • Репутация: +1/-0
(Нет темы)
« Ответ #8 : 27 Декабрь, 2005, 06:28:33 am »
Всему виной эпоха Возрождения, характеристикой которой было ослабление религиозных основ общественной жизни. Обветшалые ригидные нормы морали потеряли былую силу, хотя до сих пор мы пожинаем последствия того периода в виде высококультурного ханжества.
Вы мыслите психологически, так давайте же смотреть и на то, как ущемленное естественное чувство выражается в ксенофобии. Вспомнитье также работу Фрейда "Психология масс и анализ человеческого Я" (как бы Вы не относились к его общей теории, но Фрейд склонен полагаться на факты, оть порой трактуя их довольно смело). Да, действительно, ревность по отношентию к тем "кто не с нами", свойственно человеку. Даже если стадо коров разделить на две половины, одна начинает грозно мычать на другую. Однако именно либидные чувства являются особым наполнителем и усилителем ксенофобии.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Atmel »
Небо и Земля не обладают человеколюбием и предоставляют всем существам возможность жить собственной жизнью

Оффлайн Anonymous

  • Оратор форума
  • ********
  • Сообщений: 13 672
  • Репутация: +1/-4
(Нет темы)
« Ответ #9 : 27 Декабрь, 2005, 06:43:55 am »
Уровень интеллекта не зависит от вида религиозных убеждений человека, но влияет на СКЛОННОСТЬ к иррациональному толкованию мира, а следовательно к религии. Попытаюсь еще раз сформулировать запрос. В моей схеме при том, что люди естественно, разные, но по принципам своего биологического развития мало чем отличаются. Будущие атеисты-дети и будущие верующие-дети основополагающие свои человеческие качества начинают проявлять достаточно рано и в этом они очень схожи. И те и другие начинают постигать мир по однотипной программе. Если сильно упрощать ––обучение- образы –речь-взаимодействие-поведение. Специалисты по детской психологии меня поправят, если что. В этом смысле будущие атеисты-дети ведут себя так, как и полагается детям – некритично, они просто впитывают в себя язык, культуру, систему поведения в семье, садике, обществе, они как бы накапливают материал для будущих умозаключений. В этом смысле здесь мы имеем дело с неким процессом, который вполне можно назвать прототипом ВЕРЫ. Т.е. люди обучаются по некой заданной самой природой программе, у них еще только начинает развиваться собственная воля, они часто не отделяют себя от окружающего мира. Всех человеческих детенышей привлекают одни и те же игрушки, даже став взрослыми дети-атеисты с удовольствием наблюдают за фокусником, смотрят фильмы-фантазии. Просто есть врожденные рефлексы, которые действуют помимо сознания человека и при этом они настолько важны для биологического выживания, что проявляются очень рано и закрепляются в подсознании очень прочно. Точнее говоря им и закрепляться не надо – они уже в подсознании по умолчанию. Поисковый рефлекс, рефлекс наблюдения-слежения, ожидание чуда, само чудо в детском сознании – естественное состояние, когда дискомфорт исчезает после одного взмаха волшебной палочки. И дети-будущие атеисты и дети-будущие верующие выдумывают, фантазируют. Причем у детей-будущих атеистов фантазии бывают даже более креативными. И, заметьте, ни один атеист, став взрослым, не стесняется своих детских переживаний. На мой взгляд феномен интеллекта – просто очень сильно развитое свойство предвидения событий, присущее многим млекопитающим. К примеру волк преследует зайца, а тот на какое-то время скрывается за кустом. Так вот волк, догоняя мишень бежит не в ту точку, где последний раз видел зайца, а в то место, где, исходя из траектории движения, скорости, особенностей бега и т.д. эта мишень ДОЛЖНА появиться по мнению волка. Вот эта способность ПРЕДВИДЕТЬ события, т.е. просчитать все возможные варианты и выбрать наиболее вероятный ход вещей у человека выразилась в возможности смотреть на порядки дальше. Развилась способность АБСТРАКТНОГО мышления, элементы которого наблюдаются и у собак и у обезьян. Просто человек в этом преуспел неслыханно. Похоже, у человеческого мозга даже выделены отдельные области для такого рода обработки информации. Кстати, в последнем сериале BBC по каналу культура я видел любопытнейшие эксперименты, дающие основания полагать, что область абстрактно-мистических переживаний у человека находятся где-то в височной области левого полушария мозга. Авторы этих экспериментов даже утверждали, что нашли область мозга, ответственную за мистические галлюцинации. Так вот я-то имел в виду, что интеллект – это НАДСТРОЙКА над подобного рода состоянием человеческой психики. И когда верующие говорят, что все атеисты – верят в то, что бога нет, они и имеют в виду, видимо, это органическое свойство человеческого сознания все упрощать и объяснять самому себе свои же собственные поступки, т.к. человек не может бесконечно анализировать свои шаги многие действия он производит «на автомате». «Мы с тобой одной крови –ты и я» говорят верующие атеистам, как бы намекая, что все там будем. И действительно, чем ближе к смерти – тем сильнее паника. Опять же тема для соц. исследования – на мой взгляд среди более пожилых людей больше верующих именно по этой причине. Вот тот же Булгаков – всю жизнь был атеистом, а под конец жизни написал мистическую фантасмагорию, где всем раздал по прянику  - и вашим и нашим. Впечатление, что он написал МиМ на всякий случай –а вдруг Бог-Дьявол-таки есть, тогда я –самый хитрый – я не грешник и не святоша – я третье состояние вещества, тертий путь я-Мастер, я над схваткой. Яркий (и творческий) пример того, как под давлением подсознательного страха интеллект пытается лихорадочно найти решение – как этот страх притупить. Многие узнавшие о своей неизлечимой болезни резко бросаются в мистическую сторону сознания, поскольку интеллект, пытаясь решить проблему, предлагает ВСЕ возможные варианты – и вот в мозгу опять звучит волшебное «елочка-зажгись».
Т. о. у человека нет задатков к иррациональному – он первично и есть иррациональное существо, т.к. вынужден постоянно что-то обобщать, находить простые решения, применять схемы и шаблоны, причем, происходит все это преимущественно на подсознательном уровне – а это, знаете, ненаучно выглядит.
Отсюда последовательный атеист с психологической точки зрения – явление объективно РЕДКОЕ. Идеальный атеист (если позволите мне такое выражение)– это прежде всего человек умный, мужественный (не пасующий перед постоянно приближающейся смертью),при этом радость от новых открытий у него настолько сильна, что перевешивает неизбежные страдания от тягот сомнений, т.е. это исследователь, отчасти авантюрист, в общем, творческая личность у которой логика не мешает а помогает творчеству. Вы много таких встречали? Я считаю, что если бы большинство нашего населения приблизилось к состоянию западного обывателя – рационализм+ «что-то там есть», это было бы просто огромным достижением.
Короче, я просто обратил внимание участников форума, что основной упор атеистическое движение все-таки делает на логическое обосновании абсурдности веры. Это, конечно, полезно но неполно. Верующим надо показывать, что в основе их тяги к простым решениям лежит не рациональное начало их личности, а ИРРАЦИОНАЛЬНАЯ природа их сознания. По сути – современная религия (хоть я и не знаток этого вопроса) так плохо реформируется не потому, что нет талантливых реформаторов, а потому что массам И НЕ НУЖНА другая религия. С точки зрения психологии данный формат религиозных представлений отлично проработан.
По сути – две тысячи лет назад «живое творчество масс» привело к созданию УНИВЕРСАЛЬНОЙ религии. В ней есть все основные психологические ипостаси человеческого состояния. И даже, исходя из идеи филогенеза психологического развитя можно как-бы выделить «слои» религии сообразно тем потребностям человека, которые она в данный момент обслуживает. Я выделяю следующую последовательность. Сначала (и в истории и в детстве) возникает религия волшебства-, затем религия снобизма-превосходства, религия смысла-цели жизни (бессмертия). Всех их объединяет именно иррационализм, и каждая из них если грубо, соответствует оперделенной стадии развития человека (человечества). Конечно, и первобытные религии выполняли все эти функции, но наибольшей цельности, взаимосвязанности и наиполнейшего соответствия человеческим особенностям психики религия достигла в ее христианском и мусульманском вариантах. И конечно же религия будет развиваться дальше, но эти ее основные функции никуда не исчезнут, т.к. не исчезнет потребность человека в простых решениях. «Если тебя насилуют и ты ничего не можешь с этим поделать - расслабься и получи удовольствие» - это универсальная формула любой религии.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Anonymous »