Сегодня можно констатировать, что человечество подошло к той черте, когда старые каноны потеряли смысл, но нового ничего не создано. Человечество потеряло ориентиры своего развития. Несмотря на огромный научно-технический прогресс, многие люди не видят своего будущего, не понимают своей роли в этом мире. Материализм и наука в 21 веке столкнулись с возрождением религиозного толкования мира. Многие люди, зачастую даже не задумываясь, попадают под влияние различных религиозных течений. Но религиозное мировоззрение ведет в никуда, так как оно базируется не на фактах, а на вымысле. Приведенная ниже работа основана на тех научных фактах, которые трудно оспорить, однако она не претендует на роль «Абсолютной Истины». Автор будет особенно рад, если данная работа подстегнет дальнейшее развитие философской материалистической мысли в этом направлении.
Структура материи
Прежде чем говорить о материи, уточним само это понятие. Классическое определение материи звучит так: Материя – это объективная реальность, данная человеку в его ощущениях. Данное определение в последнее время было очень сильно искажено и извращено всякого рода приспешниками идеализма и религии. В предлагаемой работе под материей понимается объективный мир, существующий независимо от сознания, включающий все, что доступно человеку с помощью органов чувств, приборов и устройств, мышления, а также все, что недоступно человеку в настоящее время, но может стать доступным в будущем, и все что никогда не станет доступным человеку.
Итак, на основании фактов развития нашей планеты, базируясь на материалистическом понимании мироздания, можно сделать следующие выводы.
Существуют 3 вида материи (по уровню своего развития):
1.Неживая материя (вещество, поле и т. д.);
2.Живая материя (растения, животные и т. д.);
3.Разумная материя (человек, искусственный разум, государство и т. п.).
Разумная материя, в свою очередь, делится на:
1.Индивидуальный разум;
2.«Распределенный» разум.
Хотелось бы сразу заметить, что на третий уровень развития материя может перейти не только со второго (живая материя), но и сразу с 1 уровня. Исходя из философского и психического понятия разума, как свойства человека выделять себя из Природы, т. е. иметь свое «Я», вытекает, что «Искусственный интеллект», если он будет создан, хотя и не является живым организмом может обладать своим «Я». В данном случае речь идет об индивидуальном разуме, т. е. присущем какому-то отдельному субъекту.
Распределенный разум возникает при объединении индивидуальных разумов в связанную систему. Примером является государство. Распределенный разум имеет более сложную структуру и более высокий уровень развития материи, чем индивидуальный.
Как известно, основной вопрос философии заключается в том, что первично: сознание или материя? Идеалисты считают первичным сознание ( в религии – это бог), материалисты – материю, т.е. объективный мир. С идеалистической точки зрения, все что существует в мире – это продукт деятельности сверхразума (бога). Материалисты утверждают, что разум может быть только продуктом деятельности материи и без нее существовать не может. Причем и идеалисты, и материалисты считают, что либо бог, либо материя существуют вечно. Эти две точки зрения возникли в древности и до сих пор находятся в антагонистическом противоречии.
Однако, на мой взгляд, не правы и те, и другие. Если исходить из классификации, представленной выше, то следует, что материю и сознание (разум) разделять нельзя.
Материалисты, говоря о первичности материи, имеют в виду лишь первый и второй вид материи: неживую и живую. Однако разумная материя – это объективный факт, который никто не может оспорить. Действительно, ведь и заяц, и человек – это реальные материальные объекты.
Что касается идеализма (религии), то очень трудно представить себе разум, оторванный от всего и существующий самостоятельно! Вне материального мира!!! И тем более не понятно, каким образом и с помощью чего этот сверхразум создает материальные объекты. По крайней мере, фактов таких никто не наблюдал.
На мой взгляд, сущность мироздания заключается в следующем. Если учитывать, что материальный мир (материя) имеет разные уровни развития, то говорить о сознании как о продукте деятельности материи не корректно. Это и есть один из видов материи (разумная материя). Следовательно разум существовал всегда, он вечен как и другие виды материи.
Таким образом, спорить о том что первично материя или сознание просто не имеет смысла. Сознание – это свойство материи на определенном уровне развития. Но это сознание не то, о котором говорят идеалисты (религия). Оно не оторвано от материального мира. Оно с ним тесно связано и находится в постоянном взаимодействии. Более того, разумная материя порождает другие виды материи (неживую и живую) целенаправленно, в отличие от других своих уровней.
Для того, чтобы были понятны дальнейшие мои рассуждения, приведу те постулаты, которые характеризуют материю. Здесь я использую те знания, которые сформировались на сегодняшний день.
Итак:
1. Материя вечна и бесконечна. Материя существовала и будет существовать всегда. Материальный мир не имеет ни начала, ни конца. На мой взгляд, это не замкнутое пространство в виде сферы, как утверждают некоторые авторы и не бесконечность материи просто в прямоугольных координатах, т. е. в пространстве (привычном для нас). Скорее всего, материя бесконечна в своих измерениях. Мы находимся в одном измерении (x, y, z), т. е. в объемном мире, но могут существовать и другие измерения. При этом, я допускаю переход из одного измерения в другое на макроуровне (вселенная) и микроуровне (микромир). Если говорить образно, то углубляясь, например, в микромир, можно очутиться совершенно в другом мире, в котором действуют совсем другие законы. Хотел бы сразу отметить, что в «других законах» я подразумеваю лишь физические законы; законы развития и существования материи являются глобальными и действуют всегда и везде. Поэтому классификация приведенная выше, справедлива и в других измерениях.
2. Материя находится в постоянном движении. Материя и движение неразрывны. Здесь под «движением» я понимаю не только механическое, но и все другие: физические и химические превращения, биологические процессы и т. д. Переход материи из одной формы существования в другую (вещество-поле) – это тоже движение. Для материи нет понятия «времени». Это понятие было введено человеком и, по сути, выражает изменение (движение) материи. Для бесконечности нет начала и нет конца, поэтому говорить о времени как о четвертом измерении не правильно – это искусственное понятие, физически не существующее, и введенное лишь для удобства. Время – это модель процесса движения материи.
3. Материя неповторима. Если говорить простым языком, то этот постулат означает, что в объективном мире нет двух одинаковых объектов. Любой материальный объект индивидуален, будь то атом или вселенная.
Из приведенных выше постулатов следует, что «машину времени» построить невозможно. Во-первых, исходя из первого постулата, невозможно вернуть бесконечное в исходное состояние. Во-вторых, исходя из второго и третьего постулата, каждое состояние материи индивидуально и повториться не может. Другими словами, для создания машины времени, потребовалось бы вернуть в исходное состояние, не только нашу вселенную, но всю материю, т. е. весь бесконечный объективный мир, что представляется маловероятным.
Абсурдными, на мой взгляд, кажутся и утверждения о провалах во времени, «временных петлях» и т. п. Вследствие своей бесконечности материя никогда не может повторить какое-то предыдущее состояние, чем-то оно все равно будет отличаться. Эйнштейновское замедление времени при скоростях близких к скорости света, не означает замедления процессов движения материи в глобальном масштабе, а означает лишь изменение процессов в локальных системах (живых организмах) относительно друг друга.
Исходя из 2 и 3 постулатов, следует интересный вывод, что человек «вчерашний», «сегодняшний» и «завтрашний» – это три разных человека, так как в любом из нас постоянно происходит масса изменений. Поэтому, если бы кто-то мог оказаться в прошлом, он встретился бы с другим человеком, а не с самим собой.
Вообще говоря, разговоры о создании клонов, в точности повторяющих оригинал, большое заблуждение. Исходя из третьего постулата, создать можно только копию. И чем сложнее оригинал, тем более непредсказуемо поведение копии. Поэтому клон Эйнштейна, может оказаться просто умалишенным монстром.
Индивидуальный и распределенный разум
Итак, человек – это высокоорганизованная (разумная) материя. Как и любой другой вид материи, человек состоит из вещества, обладает энергией и может обрабатывать информацию. В отличие от 1 и 2 уровня развития материи человек выделяет себя из всего материального мира, обладает своим «формальным» и индивидуальным«Я».
В отличие от всех теорий, известных мне, где говорится лишь об индивидуальном «Я» человека, я подразделяю «Я» человека на две составляющие: формальную и индивидуальную.
Формальное «Я» - это способность человека выделять себя из Природы (материального мира) абстрактно, т. е. обезличенно.
Индивидуальное «Я» – это осознание человеком себя как личности, т. е. привязка формального «Я» к конкретному носителю разума (мозгу).
Под формальным «Я» я подразумеваю способность материи познавать саму себя. Человек в этом плане является «отдельным каналом», через который разумная материя получает информацию о себе. Так как материя вечна, то и формальное «Я» тоже вечно. Исчезая в одном месте материального мира, формальное «Я» возникает в другом месте. Здесь, очевидно, многие могут упрекнуть меня в том, что я обожествляю материю. Совсем нет, разумная материя –это распределенный разум, т. е. это не сверхсущество.
Что касается индивидуального «Я», то с распадом носителя разума (мо-зга) эта составляющая исчезает навсегда.
Попробую объяснить сказанное на примере. Из медицины известно такое состояние человека как «амнезия». Известны случаи, когда в результате травмы мозга человек забывал все прошлое, в том числе и себя, как личность. Он не помнил ни своего имени, ни то, где он родился, кто его родители и т. п. Однако, этот человек осознавал себя как человека, т. е. выделял себя из окружающего мира, адекватно воспринимал действительность и т. п. Таким образом, можно говорить о том, что как личность – индивидуальное «Я» – данный человек перестал существовать (умер), в то же время, как формальное «Я» - осознание себя человеком – данный человек продолжил свое существование. При этом, такой человек может «родиться» заново как личность, если он будет общаться с окружающим миром, получать информацию и т. п.
То же самое происходит и с детьми. Где-то к трехлетнему возрасту, ребенок начинает выделять себя из окружающего мира, т. е. у него возникает формальное «Я», и лишь в дальнейшем у него формируется индивидуальное «Я», когда он осознает себя как конкретную личность.
Таким образом, как формальное «Я» все мы существуем вечно, потому что являемся частью вечной материи (умирает один мозг, но появляется другой и так до бесконечности). Но как индивид, как личность человек существует ограниченное время, пока существует его мозг (память).
Внешне моя теория похожа на теорию реинкарнации, однако, в рассматриваемой теории человек не перерождается в другие живые организмы и нет никакой связи между умершим и родившимся индивидуумами, кроме того, что они оба суть разумная вечная материя. Однако, внешне получается, что человек как бы перевоплощается в какой-то другой разум (им может оказаться и искусственный разум).
Исходя из вышесказанного, можно сделать интересный вывод: физически человек никогда не сможет преодолеть границы нашего мира (нашего измерения), однако формальное «Я» может появиться где угодно, в каком угодно измерении, т. е. индивидуальное «Я» может как бы перемещаться по всем измерениям. Если говорить образно, но не совсем точно, конкретный человек может после смерти появиться в совершенно другом мире, в виде другого индивида (хочу заметить, что это упрощенное объяснение, на самом деле все гораздо сложнее).
Государство как распределенный разум.
Иерархичность структуры материи на сегодняшний день общепризнанна. Это подтверждают многие факты. Развитие материи от простых форм к более сложным тоже факт.
Если рассмотреть развитие разумной материи, то можно увидеть, что и здесь присутствует иерархия. В любой системе существует та мельчайшая структура, которую называют структурной единицей системы. В нашем мире структурной единицей разумной материи является индивидуальный разум (индивидуальное «Я»). Из структурных единиц строятся более сложные системы – государство, мировое сообщество и т. д.
В отличие от индивидуального разума, государство – это распределенный разум. Этот разум имеет более сложную структуру и обладает более высоким интеллектуальным потенциалом чем индивидуальный разум. В то же время, распределенный разум менее устойчивая структура, чем индивидуальный разум. Государство более подвержено изменению и разрушению. Однако, при оптимальной организации, как и любая динамическая система, государство может существовать сколь угодно долго, переходя из одного устойчивого состояния в другое.
Говоря о государстве, я имею ввиду не безликое орудие насилия над гражданами, а именно более высокий уровень организации материи. С этой точки зрения, государство – это проявление общих законов развития материи. Глубоко заблуждаются те люди, которые считают, что государство в будущем отомрет. Может произойти только переход на более высокий уровень - мировое сообщество, затем межпланетарный разум и т. д.
Развитие человечества
Как будет развиваться цивилизация на Земле? Исходя из общего закона развития материи – «от простого к сложному», человечество ожидает объединение на планетарном уровне. Те процессы глобализации, которые мы наблюдаем сегодня будут нарастать, несмотря на протесты антиглобалистов. Постепенно будут стираться национальные границы и изменяться национальное мышление. Человечество осознает, что замыкание в рамках одной нации (одного государства) – это путь в никуда. Более того, и само планетарное мышление – это лишь начало более высокоорганизованного межпланетного, галактического и вселенского разума, который объединиться с такими же разумами, существующими уже в настоящее время. Я категорически не согласен с выводами Шкловского о том, что мы одни во Вселенной. Слишком мал отрезок времени, который мы можем изучать и слишком ограничены еще наши исследовательские возможности. Однако, рассмотренная выше теория предполагает бесчисленное множество космических распределенных разумов.
Хотелось бы отметить, что будущее человечества не в «божьих» а в его собственных руках. На мой взгляд, человечество выживет и сможет развиваться, если стратегической задачей станет освоение космоса, причем уже в наше время. А для этого нужны огромные ресурсы в масштабах всей Земли.
Не проповеди церковников, не замыкание на религиозном мракобесии (на радость попам), не возврат к старому (история доказала тупиковость этого пути), а реальный взгляд на вещи, на бытие – вот путь в будущее.