Atmel, не слушайте xavoC'а. xavoC, я не об этом. То были не критерии, а так, аргументы в споре.
А насчёт критериев я привёл пересказанную мне в своё время лекцию одного немолодого профессора-психиатра о том, что в то время ещё считалось половыми извращениями. К ним относили много чего — и гомосексуализм, и онанизм, и зоофилию, и некрофилию, и геронтофилию (педо-, соответственно, тоже) — и всё это было в одном классе. Так вот, профессор тот тогда говорил студентам-пятикурсникам так: "Онанизм? Всю жизнь занимался, и сейчас, бывает, занимаюсь. Зоофилия? Ну поймал пастушок козочку — простим ему это..." И дальше в том же духе. Короче, его мнение было таково: если человеку хочется, а не с кем — то если он находит суррогатный объект, то это не извращение, а нужда, так сказать. А вот когда он предпочитает суррогат нормальному объекту (т.е. лицу противоположного пола) — это уже извращение. Например, есть мастурбаторы обоих полов, которые, конечно, могут совокупляться с людьми противоположного (или своего, неважно) пола, но так, переступив через себя и безо всякого удовольствия в лучшем случае (бытовая иллюстрация — известный древний анекдот "Дневник онаниста" — "Суббота. Попробовал женщину. Жалкое подобие левой руки."). Такая мастурбация, согласно предложенным критериям, является половым извращением. То же и про "пастушка": если у него есть жена, а ему всё равно козы милее, а жена разве что для продолжения рода и чтобы люди не приставали с расспросами, то он извращенец. А если с козами он баловался от избытка энергии, когда не к кому её было приложить, — то это, в общем-то, нормальный человек или, по меньшей мере, не психически больной. Поэтому и гомосексуалы ("строгие") по этой схеме попадут в патологию, а "вынужденные" бисексуалы (которые, если не с кем, то могут со своим полом) извращенцами считаться не будут.
Мне такие рассуждения показались резонными. Выходит, что многое зависит от контекста, а само по себе какое-либо поведение, вне контекста, не может быть названо извращением (или не-извращением) — для установления диагноза требуется дополнительная информация. Как и у следователей, важно выяснить мотивы.
Кстати, если отвлечься от темы половых извращений, то так же говорилось и о других психиатрических симптомах — и суженных состояниях сознания, и иллюзиях и что там у них ещё бывает: все они встречаются и у вполне нормальных людей, не являясь притом достаточным основанием для постановки диагноза психзаболевания. Диагноз ставится комплексно, на основании многих данных и общей картины. Не так всё просто.
Я не психиатр и не психолог; но мне кажется, что многие виды "извращений" связаны со страхом перед "нормальным" контактом, боязнью "огласки" и ответственности. Конечно, не только этим. Откуда поговорка "то с тем, то с другим, то с Николкою-немым"? Почему "немым"? Потому что не расскажет, а расскажет — никто всерьёз не примет.
Что же до темы этого топика, то в любом случае, если имеющиеся виды лечения делают человеку хуже, то вряд ли их оправдано применять. Если они хоть кому-то делают лучше (вроде, председатель "Эксодоса" уверяет, что ему в своё время помогли), то нужно искать критерии оценки эффективности лечения, чтобы не навредить, и разрабатывать более эффективные методы. Думаю, немало людей действительно не прочь бы сменить ориентацию на "нормальную" (возможно, есть и люди, которые хотят обратного), но не могут. Ведь разработали же операции по изменению пола, хотя они вряд ли нужны на самом деле. А вот насильно уродовать людей, которые не представляют собой опасности для общества, — недопустимо.