Данный пост создавался в ответ на
этот пост Pantheist'а.
Библейские истоки иконопочитания.«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,» (Исход 20:4-5)[/list]
Чаще всего, когда кто-то отрицает иконопочитание, приводит эти стихи. Ниже я хочу разбить с помощью Библии 3 следующих мифа:
Мифы:[list type=I]
[li]Якобы Библия запрещать иметь изображения.[/li]
[li]Якобы Библия запрещает почитать изображения.[/li]
[li]Якобы православные поклоняются иконам.[/li][/list]
[Миф I ]Приведённая вначале Заповедь должна читаться не с четвёртого, а с третьего стиха:
«да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.» и далее уже говорится
«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, ...» (Исход 20:3-4)[/list]
Если бы эта Заповедь запрещала любые изображения, то она противоречила бы другим частям Библии:
«И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне.» (3-я Царств 6:29)[/list]
Херувимы где обитают? На небе. Пальмы и цветы где растут? На земле. Очевидно, что в Божьем Храме, построенном по воле Бога, были изображения того, что на небе вверху и того, что на земле внизу. Бог этого не запрещал.
В Библии говорится более
60 раз о всевозможных изображениях, создаваемых непосредственно по воле Бога. Более того, Бог призывал для делания изображений определённых людей:
«смотри, Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина; и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди,» (Исход 31:2-4)[/list]
Люди, служившие по украшению походной Скинии, были наделены Духом Святым, чтобы их работа выглядела безупречно.
Вывод:Совершенно очевидно, что
Библия не запрещает делать изображения того, что на небе вверху и того, что на земле внизу. Даже если взять брошюрки Свидетелей Иеговы — самых ярых противников идолопоклонства, то даже в у них можно увидеть изображения и картинки Иисуса Христа, Богородицы, Апостолов и т.д.
[Миф II ]Можно ли почитать эти изображения?
Когда Вы с кем-то обсуждаете иконопочитание, обязательно делите эту тему на 2 вопроса: «можно ли делать изображения?» и «можно ли почитать изображения?». Обязательно делите.
Для ответа на второй вопрос нужно сначала открыть третью главу книги Исход, где Господь обращается к Моисею:
«И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.» (Исход 3:5)[/list]
Возникает вопрос: почему земля освятилась? Может быть поменялся её хим. состав? Вряд ли, думаю, нет. Если Вы скажете, что в ней был Господь, можно предложить всем разуться, потому что Бог вездесущий. Тогда почему же земля стала святой? Потому что всякий раз, когда
Бог проявляет видимым образом Своё присутствие,
происходит освещение материи, и сама материя становится объектом почитания. Таким святым местом был Иерусалимский Храм, о котором Псалмопевец Давид сказал:
«А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем.» (Псалтирь 5:[/list]
Присутствие Святого Духа проявлялось, например, в случае, когда Иаков во сне видел лестницу до неба, по которой нисходили ангелы
(Бытие 28:12), после чего проснувшись, он почтил это место
(Бытие 28:16), даже камень, который был у него в изголовье, почтил, возлив на него елеем
(Бытие 28:18).
То есть, Библия нам говорит, что Божественная благодать может действовать через разные формы материи. Так, например, в четвёртой книге Царств останки мёртвого человека, источая Божью благодать, оживили другого мёртвого человека:
«И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои.» (4-я Царств 13:21)[/list]
Ни за что не поверю, что кости мёртвого человека воскресили другого мёртвого человека. А в то, что благодать Духа Святого почивала на костях и воскресила мёртвого, лично я, поверю. Не сам факт воскрешения меня убедил в работе Духа Святого, но то, что именно на костях Божьего пророка Он почивал, ведь о святых в Библии сказано, что они не узнают тления, что Господь через них будет продолжать Свою работу:
«ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление,» (Псалтирь 15:10)[/list]Разного рода материя может быть источником Божьей благодати. Одежда Иисуса Христа исцелила кровоточивую женщину
(От Матфея 9:21). В Деяниях, платки и опоясания апостолов источали благодать Божью, исцеляя больных, хотя прямых указаний возлагать не было, сказано было руки возлагать, тем не менее, люди исцелялись от освященных Богом предметов:
«Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них.» (Деяния 19:12)[/list]
Кстати, при построении Иерусалимского Храма, от Бога также не было прямых указаний делать изображения, были указания по поводу походной Скинии (походного Храма), тем не менее, люди делали по образу походной Скинии изображения в Храме, который, как мы знаем, появился позже Скинии.
Вынесенные из храма Иерусалимского священные сосуды Дома Господня, однажды оказались на застолье у царя Валтасара, из которых он пил вино, славя богов золотых, серебряных, медных и т.д.
(Даниил 5:4), после чего в ту же ночь Господь его уничтожил
(Даниил 5:30), потому что Валтасар использовал сосуды не по назначению.
Муж по имени Оза, сопровождавший колесницу с Ковчегом Завета увидел, что волы накренили ношу, из добрых побуждений он прикоснулся к Ковчегу, чтобы придержать, как в то же мгновение Господь его умертвил за совершенную дерзость
(2-я Царств 6:7). Потому что никто, кроме Левитов не имел права прикасаться к святыне.
Вывод:Абсолютно очевидно, что
почитать священные изображения, священные сосуды, священные вещи и т.д.
крайне необходимо.
[Миф III ]Что якобы православные поклоняются иконам.
Надо начать с того, что в богословии не существует термина «иконопоклонение», но есть термин «
иконопочитание», это принципиально разные вещи.
Также, бытует заблуждение, что физическое действие «
поклон» перед святыней или человеком уже означает «
поклонение» (в абсолютном смысле). Если бы это было так, то это бы противоречило другим стихам Библии.
Вот, люди делают
поклоны людям:
«Авраам встал и поклонился народу земли той, сынам Хетовым;» (Бытие 23:7)
«А сам пошел пред ними и поклонился до земли семь раз, подходя к брату своему.» (Бытие 33:3)
«Они сказали: здоров раб твой, отец наш; еще жив. И преклонились они и поклонились.» (Бытие 43:28)
«Отрок пошел, а Давид поднялся с южной стороны и пал лицем своим на землю и трижды поклонился; и целовали они друг друга, и плакали оба вместе, но Давид плакал более.» (1-я Царств 20:41)
[/list]
Вот, пророк делает
поклоны Храму Божьему, неотделимой частью которого были резные изображения:
«Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою, ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего.» (Псалтирь 137:2)[/list]
Совершенно очевидно, что в Библии
поклон перед святыней или человеком (как образу Божьему) тождественен
почитательному поклонению, и не имеет никакого отношения к
Божескому поклонению, именуемое
«абсолютным поклонением» или просто «
поклонением». В широком смысле, разница между почитанием и поклонением лишь в
мере почитания.
Мера, отчасти, такова: почитательное поклонение перестаёт быть почитательным с того момента, когда Вы
обожествляете объект почитания, не важно что обожествлено: Храм, изображение, священные сосуды, человек, статуэтка или ещё что...
Так-как вопрос не простой, 1200 лет назад ради него собрали
VII Вселенский собор, на котором был установлен догмат об иконопочитании:
«Ибо, чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением (τιμιτικην προσκυνησιν), не тем истинным по нашей вере служением (λατρειαν), которое приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся (ο προσκυνών) иконе поклоняется (προσκυνεί) ипостаси изображенного на ней.»
(Догмат о иконопочитании Трехсот шестидесяти седми святых отец Седьмого Вселенского Собора)[/list][/color]
«...чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением, не тем истинным по нашей вере служением, которое приличествует одному только Божескому естеству»!То есть догмат Вселенского собора постановил, что мы почитаем иконы не также, как поклоняемся Богу, — это абсолютно и принципиально разные вещи: «почитание» и «поклонение».
Вывод:Православные верующие воздают Божьей Матери, Ангелам, Святым, а также их священным изображениям,
почитательное поклонение (т.н. почитание).
Поклонение в православии принадлежит
только одному Богу, потому что сказано:
«...Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.» (От Матфея 4:10)Заключение.Таким образом нам удалось кратко показать, что мифы о запрете Библией делания изображений, а также о запрете почитания их, не основаны на Писании. Миф о том, что православные якобы поклоняются изображениям — тоже не соответствует истине, потому что на том же
VII Вселенском Соборе была установлена следующая анафема:
«Не почитающим святые иконы — анафема; обожествляющим святые иконы — анафема.»[/list]
~~~ ~~~ ~~~ ~~~ ~~~ ~~~ ~~~ ~~~ ~~~ ~~~ ~~~ ~~~ ~~~ ~~~ ~~~ ~~~
Желаю всем любви и счастья в новом году! С наступающим Рождеством Христовым!Составлено при помощи протоиерея Олега Стеняева.[/list]