О юнговской синхронистичности.
Факт и выдумка в нашем вероятностном мире
Виктория Стодден
Специалист по юридической информатике, доцент статистики Колумбийского университета
Каким образом мы отделяем факты от выдумок? Нас часто поражают совпадения, которые кажутся очень необычными. Допустим, в утренней газете вы встречаете заметку с описанием какой-то рыбы, потом на обед вам подают рыбу и разговор заходит о рыбацких первоапрельских розыгрышах. Позже на работе коллега показывает вам несколько фотографий рыб, а вечером вам преподносят вышивку, изображающую морских чудищ. На следующее утро сотрудница вашего отдела сообщает, что ей снилась рыба. Возможно, вы начнете чувствовать себя неуютно, однако, как выясняется, такие вещи не должны нас удивлять. Почему? У ответа на этот вопрос долгая история. Человек не сразу начал понимать, как случайности посредством распределения вероятностей встраиваются в наше восприятие мира. Ведь такое понимание, по сути, противоречит нашим интуитивным догадкам.
Карл Юнг изложил схожую идею в своей хорошо известной статье «Синхрония как акаузальный объединяющий принцип». Он постулировал существование скрытой силы, ответственной за события, кажущиеся связанными, однако не причинно-следственной связью. История о встречах с рыбой взята как раз из книги Юнга. Он находит эту череду событий необычной – слишком необычной, чтобы списать ее на проявления случайности. Он полагает, что здесь должно действовать что-то еще, и именует это «что-то» акаузальным объединяющим принципом.
Перси Диаконис, профессор статистики и математики Стэнфордского университета, критически подходит к юнговскому примеру. Допустим, в среднем мы раз в день сталкиваемся с тем или иным проявлением идеи рыбы. Обратимся к статистическому методу, именуемому процессом Пуассона... Применяя пуассоновский процесс к примеру Юнга, предположим, что при усреднении результатов долгих наблюдений мы наблюдаем одно событие за 24 часа. Вычислим вероятность наблюдения 6 или более «рыбных» событий в 24-часовом промежутке. Диаконис обнаруживает, что эта вероятность – около 22 %. Так что Юнгу не следовало бы особенно удивляться.
(Цит. по "Теории всего на свете")
В своем докладе 1989 года, озаглавленном «Методы изучения совпадений», математики Перси Диаконис (Persi Diaconis) и Фредерик Мостеллер (Frederick Mosteller) дали такое определение: совпадение - это не просто редкое явление. «Совпадение – это неожиданное стечение обстоятельств, которое ощущается как многозначительно взаимосвязанное, хотя никакой видимой причинной связи нет».
На самом деле редкие события происходят довольно часто.
Наглядным доказательством может послужить так называемый парадокс дней рождения. Шанс что человек родится в определенный день в году составляет один из 365. Если спросить, сколько человек должно находится в помещение вместе, чтобы вероятность совпадения дней рождения (число и месяц) хотя бы у двух людей превышала 50 %, большинство людей ответит – 182 или 183 (т.е. половина от 365). На самом же деле, правильный ответ – двадцать три. Мы склонны недооценивать количество различных комбинаций парных дней рождения среди небольшого количества людей.
Диаконис и Мостеллер вывели формулу для расчета вероятности в случаях подобных парадоксу дней рождения.
В повседневной жизни люди обычно не очень способны беспристрастно рассуждать о вероятности
Один из самых важных аспектов теории вероятности носит название закона больших чисел. Суть закона заключается в том, что «при достаточно большой конечной выборке, произойти может даже самое невероятное событие». «Суть в том, что действительно редкие события, скажем, события из разряда «один на миллион»…на самом деле происходят достаточно часто, если речь идет о 250 миллионах людей. (население США). Если некое совпадение происходит с одним человеком из миллиона каждый день, то мы имеем 250 таких событий в день и около 100 000 тысяч в год. (Диаконис и Мостеллер)
Так вот, важна именно "многозначительность" - штука, как вам понятно, уже не математическая, а психологическая.
Бернард Бейтман (Bernard Beitman), психиатр и приглашенный профессор в Университете Виргинии в своих исследованиях обнаружил, что определенные черты характера связаны с переживанием большего числа совпадений. К совпадениям особенно склонны люди, описывающие себя в терминах религиозности или духовности; люди, ссылающиеся сами на себя (или зачастую рассказывающие сами себе какую-то информацию из внешнего мира), и люди, занимающиеся поиском смыслов. Люди также чрезвычайно склонны видеть совпадения в те моменты, когда они очень опечалены, разгневаны или обеспокоены.