Шеле: Человек превыше всего, в т.ч. и архетипа, который первичнее (во времени) Человека, ВОЗВЫСИВШЕГОСЯ в ходе становления НАД архетипом. Угу?
Интересная мысль, но попахивает ересью объективного идеализма. Настоящий идеализм всегда субъективен.
Я согласен с Вами, что человек выше архетипа.
Я не согласен с Вами, что архетип по времени первичнее человека, по двум соображениям.
Во-первых, я считаю, что чисто материалистическая (научная) концепция архетипа может описывать свойства массовой психологии, но не какой-то самостоятельный предмет, поскольку в данном случае предметом исследования является массовое общество как таковое с кучей действительно наблюдаемых, гипотетических и заведомо вымышленных (в т.ч. с пропагандистскими манипулятивными целями) свойств. Архетип - свойство так называемого общественного сознания, которое, в свою очередь, само по себе является свойством массового общества. Очень спорно приписывать архетипу как свойству какие-то четкие временные рамки. Прежде всего, поскольку социология появилась сравнительно недавно, я не уверен, что есть достоверные и точные данные социологических исследований о развитии феномена архетипов во времени. Сейчас ночью мне, честно говоря, лень (грешен!) искать в интернете, что было по этому вопросу, но если Вам это интересно, Вы можете пошарить и поделиться результатами поисков.
Во-вторых, идеалистическую концепцию архетипа как подчиненности человеческой личности коллективному бессознательному я воспринимаю как злую ложь, как и большинство других побасенок так называемых объективных идеалистов, которые, по сути, склонны к самым вульгарным и невежественным проявлениям неразумного (инстинктивного) материализма для обслуживания популизма разнокалиберных начальников и политиков, которым игра на струнах массовых чувств гораздо важнее и выгоднее ведения разумного личного диалога с каждым заинтересованным человеком.
В-третьих, из религиозных соображений я считаю согласно слову Божьему, что человек - это душа, не ограниченная в пространстве и времени. Каждый человек всегда был, есть и будет в любом месте в любое время. Все бытие, все пространство и время вселенной, принадлежит людям.
Все границы условны в начале совершенства. (Сов. 12)
Душа – совершенное начало, не ограниченное ничем. Душа не имеет имени, душа не мужчина и не женщина, душа не в одиночестве и не в множестве, душа не ограничена числом, душа безгранична в пространстве и времени. Души доброй волей Бога освобождены от несовершенства материального мира, природы и общества (Диал. 28, 48)