роман Булгакова - это не столько антисоветчина, сколько антифатализм...протест против фатализма...суть в том, что и люди, и сам Воланд - всего лишь играют по правилам, которые не они определяют...Воланд, который вынужден давать бал ста королей и отпускать Аззазелло, Бегемота и Коровьева - выполняя условия их проклятия - точно так же подчинен системе, как директор варьете Варенуха или управдом Босой Никанор Иванович...к нему приходит посланник от Него и ставит условие - они заслужили покой...и тот - вынужден подчинятся этой небесной канцелярии...Воланд - несвободен в своём выборе...раз Аннушка разбила масло, то сам Сатана - уже ничего поделать не может...грядет буря, мессир....и мессир склоняет обречённо голову - грядет буря...Воланд выступает как высокопоставленный, но всё таки - чиновник...а смысл то тогда - в чем?...смысл - в существовании системы, небесной бюрократии, которая работает на воздаяние...она карает за одно и награждает за другое...и вот как раз в системе наказания, Воланд и отрабатывает свою должность...система работает - поэтому Понтий Пилат и Мастер с Маргаритой - получили покой...и это как раз и не позволяет отнести это произведение к классическому христианству...потому что согласно Булгакову - существует не только Рай или Ад...а существует ещё Покой...и существуют грехи, за который грешники не достойны Ада, но достойны Покоя...
в романе проводится глубокая аналогия, между положением Понтия Пилата и Воландом...оба - высокопоставленные чиновники....и оба - в конце концов - вынуждены играть по правилам системы, не смотря на всё казалось бы их всемогущество...отпусти меня, добрый человек...да как же я могу отпустить тебя, безумец!!!...нет у Пилата выбора....грядёт буря, мессир....пора...и у Воланда выбора - не больше чем у Пилата...