Только вот не надо меня обвинять в национализме –еврейка –вполне определённый городской тип женщины среды интеллигенции и Вы, надеюсь, понимаете, что этот вариант визуализации я применил отнюдь не в оскорбительном ключе. Среди еврейских женщин умных, талантливых и красивых не меньше, чем среди любой другой нации. И, кстати, Маргарита отнюдь не умна. Я, скорее, хотел подчеркнуть некую ауру гонимости и связанную с этим озлобленность, которую я увидел в Маргарите. Мне кажется, что она еврейка, т.к. в этой среде такой тип более распространен. И М и М некие неудачники для совесткой культуры того времени, причем Мастер достаточно вялая и смирившаяся фигура.
И чего это Вы меня принялись жалеть – из-за того, что я не проникся этим пафосным романтизмом, этой дешёвой мистичностью связи двух заблудших сердец? Возвращаю Вам «окститесь». Уж не мистик ли вы в душе, почтенный атеист? Или вы, как атеист, видите как глумливый сатана нагло использует любовную составляющую взаимоотношений людей и радуетесь и за тех и за других? Вы видите, как Воланд в романе манипулирует огромными массами людей и Вы в душе солидаризируетесь с такой манипуляцией т.к. Вам неприятны эти люди-маски, но как только затронуты ваши романтические чувства –вы тут, же встаете на сторону эмоционально близких Вам образов, типа руки прочь от святого? У меня эти образы изначально вызывали противоречивые чувства. Уберите из романа библейскую историю и что останется? Приехал сатана, поглумился, пожег Москву, но нет худа без добра – любящие сердца соединились и обрели покой? Ясно, что романтизация Воланда происходит не случайно – а это и есть замысел Булгакова – через эмоции, как-бы «приблизить», «очеловечить» сатану, дать людям почувствовать его «живое» дыхание. Зачем? Вы не думали? А просто если есть Сатана – то неизбежно есть и Бог. Вряд ли Булгаков сочувствует Волонду. Давайте я подробно опишу романтическую историю любви Ромео-гопника и Джульеты-малолетки, познакомившихся на сходке фашистов, при этом опекать их любовь возьмется главный фашист-сатанист. Я что - после этого стану сочувствующим фашизму? Попробуйте нарисовать карикатуру на уже карикатурное. Как раз лучше показать «человеческое лицо» маньяка-убийцы. Антисатанизм Булгакова и есть в художественном описании его быта и привычек. Сатана – разрушитель, но разрушает он всегда как-бы с оглядкой, торопливо т.к. понимает, что раны, нанесенные им в итоге все равно затягиваются, иначе зачем в итоге убегать со сцены. Типа снял пенки - других мест еще много на земле, а сюда скоро омон божественный прибежит. Просто есть как-бы «нейтральная полоса», где возможны компромиссы и где нет худа без добра. Поэтому лично меня такая эстетика и карябает, когда фантазия, сатира, романтика перемешаны просто с поп-артом литературным и работают на обще-фантасмагорический замысел. Булгаков просто «развел» читателя на эмоции, чтобы дать почувствовать «реальность» этой псевдобитвы добра со злом. Вот Вам, господин атеист, прекрасный пример, как подспудно от вашего атеистического сознания путем образов искусства можно зародить мистическое ощущение просто самой темы добра-зла, с чем Вас и поздравляю.)))