Из заметок композитора.
Я не оспариваю существования абсолютного единого закона, управляющего миром. Я
лишь сомневаюсь в нашей способности его осознать. Утверждая последнее, я ломлюсь
в открытые ворота - кто не знает, что наше знание относительно. В этом вопросе
согласны все - и материалисты и церковники. Но материалисты более
последовательны, ибо под знанием они подразумевают ближайшее, т. е. разумное (по
происхождению же - чувственное) знание. Церковники же, понимая, что знание
надразумно, внеразумно, - пытаются антропоморфически конструировать Бога на
основе ложных и ограниченных разумных понятий. Для них существует единый
монолитный Бог, наделенный их жалкими совершенствами и измеримый "священными"
числами (3, 7, 12 и т. д.), [но это] - отрыжки оккультизма. Проблески
иррационального неединосущностного понятия Бога, гармонически объединяющего
номоса (а также менее симметричные отношения) во всех религиях - и в индуизме, и
в христианстве, и в буддизме - почему-то не осознаны.
Как можно сметь формулировать моральные догмы от имени Бога, когда даже
физические законы относительны? Недалек день, когда вслед за осознанием
относительности времени и пространства будет развенчана последняя абстракция,
орудие дьявола - число. Кто видел в жизни единицу? Всякое отдельное миллионом
нитей связано с другими отдельными и всеобщим. Может быть, числа объемны? <-..>
Может быть, единый Бог состоит из множеств (не переставая быть единым)? Наш
"разум" не в состоянии вместить истину, лишь наше "сердце" может ее чувствовать.
Может быть, Христос и Будда, и Магомет, и Зорастро, и Озирис, и Аполлон, и
Молох, и Брахма - не враги? И не отдельные сверхсущества? И не единое существо?
Может быть, в недоступном нам абсолютном мире нет числа, которое одновременно
тем самым е с т ь, и этот абсурд есть, истина?