Во-первых, целе сообразность Вселенной зависит от того, какую цель Вы имеете в виду. Безусловно, не всякой цели Вселенная сообразна. И в то же время любой существующий или даже воображаемый предмет сообразен той или иной цели.
Во-вторых, искусственный или естественный характер Вселенной в целом не может быть доказан по той же причине, по которой некорректны высказывания о том, что жизнь плоха или хороша. "Плоха" и "хороша" - это понятия жизни. Вне жизни их не существует. Чтобы выносить вердикты о жизни или о Вселенной в целом, необходимо выйти за их пределы, что для нас невозможно.
Проиллюстрируем эту ситуацию коротким диалогом между атеистом и верующим. Допустим, верующий нашёл на дороге часы и восхитился упорядоченностью их строения. Он видит во Вселенной такую же упорядоченность, какую нашёл в этом примитивном хронометре. И из этого делает вывод, что Вселенная была создана искусственно, как и часы.
Атеист должен в этом случае спросить: "Какие у Вас основания полагать, что упорядоченность и искусственное происхождение связаны между собой? Почему Вы думаете, что упорядоченные явления непременно связаны с деятельностью разума? И что Вселенная не может быть сама по себе изящной и гармоничной, как математическая формула?"
Положим, верующий отвечает: "Потому что я вижу, что сама по себе, без участия рассудка, природа создаёт лишь хаос. Предоставьте в распоряжении природы прекрасный благоустроенный сад - и через десять лет там будут джунгли. Но я ни разу ещё не видел, чтобы природа сама по себе создавала из хаоса порядок".
Атеисту достаточно лишь пожать плечами: "Ну вот Вы и увидели".
В доказательствах верующего есть самопротиворечие. Он ссылается на упорядоченность мира, которую сам же опровергает.
В действительности, на одном уровне восприятия мы видим склонность природы к хаосу. На другом уровне - склонность к порядку. У нас нет повода приписывать природе разум ни на том, ни на другом основании. Кстати, хаос разумные существа тоже создают очень хорошо.
Те признаки, по которым мы привыкли отличать "искусственное" от "естественного", являются частью закономерностей нашего мира. Действенны ли они за его пределами, нам неизвестно.