Gorrah
"Вы действительно не можете представить, что кто-то может не свеоршать преступлений не из страха перед законом или Богом?"
Почему же не могу? Очень явственно себе представляю, да мне и представлять, честно говоря, не нужно - я вижу нравственно полноценных людей, не верующих в Бога. Я всего лишь пытаюсь объяснить, что сама мораль, как таковая, как наличествующая реальность, строго следуя материалистическому пониманию мира, есть продукт влияния социума на становление личности. То есть, в обществе приняты некоторые моральные нормы, личность в процессе своего развития подражательно перенимает их, и они становятся частью человеческой индивидуальности. Откуда появились моральные нормы, явленные в социуме? Вот камень преткновения. (Об этом ниже).
Я считаю, что за полным изъятием религии изымаются и моральные нормы (как составная часть религии). За изъятием общественных моральных норм следует изъятие морали как таковой из жизни каждого индивида в отдельности - люди попросту не научаются морали, не имеют о ней представления и не имеют неосознанного побуждения к ней. Поэтому, возвращаясь к конкретике, сегодняшние попытки реанимации морали (гуманизм) - похожи на нелепые попытки человека со слезами приставить обратно отхваченную плугом руку.
Совсем другое дело, если мы примем гипотезу некоего "врожденного" внутреннего нравственного закона. Такого, который не предопределяется ни биологией, ни социумом. Но в этом случае мы с необходимостью допускаем наличие чего-то, внеположного материальной реальности, и не совсем понятно, что же вообще тогда нужно уважаемым господам атеистам.
"И чем страх перед богом/своершением греха лучше страха перед законом?"
Опять-таки, я не хотел бы рассуждать о религии в терминах высшего поощрения/наказания. Это уровень советских атеистических агиток для сельской молодежи. Религиозная мораль не исчерпывается страхом перед наказанием, это скорее кайма, духовный путь, следуя по которому в ту или иную сторону, можно придти к тому или иному результату.
"Неотвратимостью Божьего наказания? Так оно как то уж очень овтратимо – в основном, откладывается на «после жизни»"
Не откладывается. Грех сам по себе есть наказание здесь и сейчас. Уместно также, вспомнить буддизм с его теорией Самсары - иллюзорной данности, основа которой является страданием. Так вот, пребывающий в грехе - страдает. Живущий в грехе - живёт в аду, прижизненно. От того, в какую сторону относительно морали направлены его намерения и действия зависит "концентрированность" этого ада.
"целесообразность совершения/несовершения определенных поступков с учетом жизни в обществе"
Сообразность какой именно цели? Продолжаю активно не понимать смысл "здравого смысла". Если моя цель - заиметь тот самый миллион долларов - у меня один "здравый смысл". Если моя цель - достичь "состояния безостановочной Нирваны избавления от страданий" - совершенно другой. У всех людей общества, взятых за единое, нет разделяемой всеми (моральной) цели - по-моему, это очевидно и доказательств не требует.
"Библия и проч. первоисточники трактуются святошами так, как им выгодно в данный момент."
Не всё так просто. Есть широчайший набор догматов, которыми необходимо ограничиваться в своем свободомыслии. Тем не менее богословские вопросы могут иметь множество форм - практически такое же большое, как вопросы философские. И эти формы определяются конкретными людьми. Религия не есть монолит с единственно верным объяснением всего и вся, данным раз и навсегда.
"От начала и до конца – голословное утверждение."
Вот и подобрались тихой сапой к самому принципиальному моменту. Для начала о гипотетическом атеисте - существо это конечно, исключительно умозрительное, я и не собирался экстраполировать его свойства на атеистов реальных. Он мне нужен был только для иллюстрации тезиса об абсолютной социокультурной предопределенности морали.
"а) Доказать: нравственное чувство является производным от веры"
Это сделать просто. Нравственное чувство возникает в личности под влиянием общества (а это так, иначе мы признаём трансцендентное, и вопрос исчерпан). Нравственные ценности общества определяются культурой этого общества. Всё своё прошлое человечество находилось во власти той или иной формы религии (гипотезу "первобытного атеизма" мы отбрасываем как недоказанную и недоказуемую - не мне этому учить атеистов), поэтому мораль, проистекающая из любой (!) традиционной культуры есть мораль религиозная. А религиозная мораль есть мистический инструмент, не имеющий оснований вне контекста своего становления.
Чистый атеизм, как система взглядов и распространенная форма мировоззрения есть порождение Западной цивилизации, насчитывающее пару-другую сотен лет. Возникла и развилась эта система на базе "усовершенствования" (выхолащивания) христианства. Она даже унаследовала от него свою "мессианскую" ориентированность. А ещё - унаследовала мораль, которая, впрочем, подвергается (и будет всегда подвергаться) перманентному пересмотру, поскольку догматическая почва из-под неё выбита.
"б) Дать опредление «нравственного чувства»"
Это уже задачка посложнее. Попробуем так: высшая система самоконтроля человека, побуждающая или запрещающая его совершать те или иные поступки, попускающая тем или иным мыслям или пресекающая их, а также контролирующая возникновение или устранение тех или иных эмоций; устойчивая - действующая помимо и вне воли окружающих людей и обстоятельств; сверх-рациональная - могущая заставить отбросить непосредственную выгоду ради качественно высшей цели.
"в) Доказать: нравственное чувство у него [атеиста] отсутствует"
Мне совсем не хочется толочь воду в ступе, её отсутствие у ГА прямо вытекает из вышеизложенного. Гипотетическое общество, не знающее религии, не знает и морали (мораль сверх-рациональна, или, если угодно - иррациональна, она не выводима чисто рассудочным образом). ГА, как продукт ГО наследует незнание морали.
"А какое отношение к морали имеют страшилки о загробном суде и конце света? Точно такое же запугивание."
Ими задается эталонный вектор движения в установленной (догмами) моральной системе координат. Двигаться в ней, вообще говоря, можно по разному, в зависимости от воли человека.
"говорите вы, и тут же начинаете утьверждать, что для вящего расцвета нравственности нужно насаждать религию."
Я этого не утверждал. Мои утверждения гораздо скромнее и сводятся к тому, что мораль есть неотъемлемая часть религии (шире - традиции) и все попытки её от религии отделить ведут к гибели морали вообще. Причем, говорю это как можно более беспрестрастно и стараюсь для утверждения своей позиции пользоваться материалистическим инструментарием, чтобы не вызывать мировоззренческого отторжения.
"Доказать: неоязычество == атеизм в мягкой форме"
Для начала то, что я считаю неоязычеством - вера (пусть ироничная) в гороскопы, в безличную судьбу, гадалкам, обращение к целителям, знахарям, экстрасенсам, вера в инопланетную сущность НЛО, занятия спиритуализмом и прочее подобное. В силу догматических запретов для христианства всё это недопустимо. Следовательно, дабы принять это, необходимо отречься от христианства (осознанно или нет). Отречение от догматического христианства влечет за собой сомнение в существовании Бога (для религии утверждения вроде "я верю в душе", "может быть что-то такое и есть" и "я не верю" почти одинаковы). Из сомнения может проистечь атеизм, как радикальная и совершенная форма этого сомнения. А может и не проистечь, что для традиции не принципиально, поскольку она в любом случае оказывается отреченной.
"И заодно ответить, почему в почти поголовно атеистическом СССР урвоень преступности был одним из самых низких в истории, а в нынешней все более религиозной стране бывает опасно пройтись вечером по центральной улице."
Всё большая религиозность - это миф. Уверен, что верующих не становится сколько-нибудь значительно больше, зато становится больше желающих казаться верующими. Потому что престиж религии возрос - что она перестала подавляться идеологической пропагандой. В то же время скрытая идеологическая суггестия, пришедшая на смену открытой пропаганде вовсе не подначивает становиться истово верующим, скорее наоборот. Религиозный нонконформист - очень плохой потребитель.
"У меня лично мнение, что такие люди – продукт культуры потребления. А она не связана напрямую с атеизмом."
Честное слово, о потребителе я написал до того, как прочитал эту фразу.
Возникновение культуры потребления напрямую связано с крушением христианства. Духовные и нравственные ценности подверглись "гиперинфляции" из-за которой на первый план выплыли ценности низшего порядка - материальные. А крушение христианства породило атеизм (или наоборот).
"Они стремятся пресечь оболванивание, например, детей при помощи всячески ОПК и «православных телеканалов»."
Лучше бы они занимались чем-нибудь более полезным. Например, ограждали бы этих самых детей от программ "противодействия СПИДУ", "полового воспитания" и прочих "скажи нет наркотикам", которые ведут к результатам, прямо или "косвенно" противоположным декларируемым.
"Дайте точное определение, что есть грех?"
Грех есть действие, отвращающее человека от Бога.
"Например сомнения в богодухновенности наполненой описаниями преступлений, извращений, и всяческих нелепиц Библии."
Вы, вероятно, говорите о Ветхом Завете. Там много чего есть, но всё это должно воспринимать аллегорически, метафизически, мистически - то есть *адекватно* сути религии. Никто ведь не пытается использовать в ритуальных целях ОТО или искать мистическое откровение в обновлённом Ford Tempo? Точно так же неадекватно исследовать Библию, как будто она исторический документ или научное эссе.
"Ну и кроме того, вы спокойненько опустили многие мои возражения.
Видимо, не нашлось контраргументов."
Я стараюсь отвечать на то, что кажется мне значительным. Если начинать дотошно и честно драться за каждое слово, полемика запросто распылится в перепирательстве по огромному числу невесомых мелочей, чего очень не хотелось бы допускать. Способность абстрагироваться от несущественного в пользу концентрации на главном - разве это не основное свойство человеческого разума?
Конечно, в этом деле важно не скатиться до шулерства.
Кроме того, у меня просто нет ни времени, ни сил на такие снежные комы.
Вы, вероятно, привыкли считать аргументы, не подвергающиеся немедленной критике автоматически "вступающими в законную силу"? Я в этом гораздо более консервативен, но вы можете считать как вам удобней.