Автор Тема: Г.К.Честертон. Если бы мне дали прочитать одну проповедь...  (Прочитано 51962 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн math

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 159
  • Репутация: +0/-0
Если бы мне дали прочитать одну проповедь... (фрагмент)

Если бы мне дали прочитать только одну проповедь, я говорил бы о гордыне.

Чем больше я живу, чем больше вижу, как живут и пытаются жить в наше время, тем более убеждаюсь в правоте старого церковного учения о том, что все зло началось с притязания на первенство, когда само небо раскололось от одной высокомерной усмешки
  • .


Как ни странно, почти все отвергают это учение в теории и принимают на практике. Современным людям кажется, что богословское понятие гордыни бесконечно далеко от них; и если говорить о богословском понятии, то так оно и есть. Но суть его, сердцевина бесконечно им близка, потому они и не могут его разглядеть. Оно вплелось в их мысли, поступки и навыки, я даже сказал бы, слилось с их телом, и они принимают его, сами о том не ведая. Нет на свете истины, столь чуждой всем в теории и столь близкой на деле.

Чтобы в этом убедиться, проведем не очень серьезный, хотя и довольно приятный опыт. Представим себе, что читатель (а еще лучше — писатель) отправился в кабак или другое место, где встречаются и болтают люди. На худой конец сойдут и трамвай, и метро, хотя в них, конечно, нельзя болтать так долго, как в старом добром кабачке.

Во всяком случае, представим себе место, где собираются люди, большею частью бедные (ведь бедных на свете больше), иногда — относительно обеспеченные, но все до единого, как говорят наши снобы, простые.

Представим себе, что экспериментатор, вежливо приблизившись к ним, скажет непринужденно: «По мнению богословов, промыслительная гармония была нарушена, а радость и полнота бытия — замутнены, когда один из высших ангелов перестал довольствоваться поклонением Господу и пожелал сам стать объектом поклонения».

Потом он обведет слушателей выжидательным взглядом, но одобрения не дождется. Можно смело предположить, что отклики не будут отличаться связностью, а догматической ценности и поучительности а них окажется не больше, чем в нашем принудительном образовании. Более того, если экспериментатор выразит эту истину проще и скажет, что гордыня — тягчайший из смертных грехов, недовольным слушателям покажется, что он лезет к ним с проповедью.

На самом же деле он сказал им то, что думают они сами или, в худшем случае, хотят, чтобы думали другие.

Представим себе, что экспериментатор не успокоился на этом. Представим себе, что он — или, допустим, я — выслушает и, может быть, даже запишет в блокнот то, о чем говорят эти самые простые люди. Если он настоящий ученый с блокнотом, вполне может статься, что он до сих пор никогда не видывал обычных людей.

Однако, если он внимательно к ним отнесется, он заметит, что и о друзьях, и о недругах, и просто о знакомых они говорят приблизительно в одном и том же тоне — незлобиво и обстоятельно, хотя никак не беспристрастно.

Он услышит немало ссылок на всем известные слабости, которые есть у Джорджа, и немало оправданий им, и даже уловит оттенок гордости в рассказе о том, как Джордж напился и провел полисмена. Он узнает, что о прославленном дураке говорят с почти любовной усмешкой; и чем беднее собравшиеся, тем более проявят они истинно христианской жалости к тем, кто «влип».

И вот, по мере того как всех этих грешников вызывает из небытия заклинание сплетен, экспериментатор начинает догадываться, что один тип людей, по-видимому только один тип, может быть только одного человека здесь не любят. О нем говорят иначе; стоит назвать его — и все замкнутся, и в комнате станет холодней.

Такая реакция удивит ученого, тем более что ни одна из общественных или антиобщественных теорий нашего века не подскажет, чем же этот человек плох. Наконец ему удастся вывести, что одиозное лицо ошибочно полагает, будто вся улица или даже весь мир принадлежит ему. И тут кто-нибудь скажет: «Вздумал, видите ли, что он сам Господь Бог!»

Тогда ученый может закрыть свой блокнот и покинуть место опыта, заплатив, конечно, за напитки, заказанные в научных целях. Он доказал свой тезис. Он нашел то, что искал. Полупьяный кабацкий завсегдатай с безупречной точностью повторил богословское определение Сатаны...

Текст полностью
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от math »
Наука, претендующая на обладание единственно правильным методом... представляет собой идеологию. Ее можно преподавать лишь тем, кто решит сделать этот предрассудок своим собственным. Фейерабенд

Оффлайн Инкогнито

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 211
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #1 : 05 Апрель, 2007, 19:25:29 pm »
Цитировать
все зло началось с притязания на первенство

людям свойственно конкурировать.. и это факт, и от человека это не зависит! вот что и отличает богословские моральные мифы от нормальной общественной морали... понимание того, что человек - животное. А без этого никак.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Инкогнито »
вера [======[]======] разум
Двигайте ползунок в нужном направлении.

Оффлайн math

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 159
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #2 : 05 Апрель, 2007, 19:56:00 pm »
Цитата: "Инкогнито"
вот что и отличает богословские моральные мифы от нормальной общественной морали... понимание того, что человек - животное.


Что Вы! Вы ошибаетесь. Как раз наоборот: богословские моральные мифы от нормальной (нормальной?) общественной морали отличает понимание того, что человек - НЕ животное.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от math »
Наука, претендующая на обладание единственно правильным методом... представляет собой идеологию. Ее можно преподавать лишь тем, кто решит сделать этот предрассудок своим собственным. Фейерабенд

Оффлайн ®)) PI-H ((®

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 609
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #3 : 05 Апрель, 2007, 20:26:08 pm »
Цитата: "Инкогнито"
Цитировать
все зло началось с притязания на первенство
людям свойственно конкурировать.. и это факт, и от человека это не зависит! вот что и отличает богословские моральные мифы от нормальной общественной морали... понимание того, что человек - животное. А без этого никак.
      Проводить знак равенства между конкурировать и животное... Хм... аргументируйте...
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от ®)) PI-H ((® »

Оффлайн ®)) PI-H ((®

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 609
  • Репутация: +0/-0
Цитата: "math"
На самом же деле он сказал им то, что думают они сами или, в худшем случае, хотят, чтобы думали другие.
      Вы людей-то хоть поймите. Они же в кабаке и в том момент небось вообще не о том думали и разговаривали. А упорному и надоедливому экспериментатору просто бы начистили рыло  за то, что мешает отдыхать и выпивать...
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от ®)) PI-H ((® »

Оффлайн Wаlsh code

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 863
  • Репутация: +0/-1
(Нет темы)
« Ответ #5 : 05 Апрель, 2007, 21:02:11 pm »
Цитата: "Инкогнито"
Цитировать
все зло началось с притязания на первенство
людям свойственно конкурировать.. и это факт, и от человека это не зависит! вот что и отличает богословские моральные мифы от нормальной общественной морали... понимание того, что человек - животное. А без этого никак.

Именно так!
Иначе полное блаженство и полная деградация!
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Wаlsh code »
Primus in orbe deos fecit timor!

Оффлайн math

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 159
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #6 : 06 Апрель, 2007, 06:15:51 am »
Цитата: "Wаlsh code"
Цитата: "Инкогнито"
человек - животное. А без этого никак.
Именно так!
Иначе полное блаженство и полная деградация!


А что, действительно, животным быть нелегко? Да еще изо всех сил приходится сопротивляться деградации в человека? Оказывается, быть животным - это подвиг!

Есть такая повесть у Ионеско, "Носорог" называется. Там все потихоньку (или сразу) начали превращаться в носорогов. Один только, гад, так и не захотел:

Некрасивый я, совсем некрасивый. (Идет к зеркалу.) А они красивые. Я был не прав. Ах, как бы я хотел быть таким, как они. Жаль, что у меня нет рога. Как это безобразно — совсем гладкий лоб. Как было бы хорошо — один или два рога, сразу бы все подтянулось, а то вон как обвисло. Но, может быть, это еще случится, и мне не будет стыдно, и я пойду к ним, и мы все будем вместе. Но у меня почему-то рог не растет! (Смотрит на ладони.) И руки у меня какие-то влажные. Станут ли они когда-нибудь жесткими? (Снимает пиджак, расстегивает сорочку, рассматривает грудь в зеркало.) А кожа какая дряблая! Ах, это чересчур белое, волосатое тело! Как бы я хотел, чтобы у меня была жесткая кожа, такого чудесного темно-зеленого цвета, совсем голая, без растительности, как у них! (Прислушивается к реву.) Их пение не лишено приятности, немного резко звучит, но есть в нем какая-то своеобразная прелесть! Ах, если бы и я мог так. (Пытается подражать.) Агх! Агх! Брр. Нет, не то. Попробуем еще, погромче! Агх! Агх! Брр! Нет-нет, совсем не то, слабо, Никакой мощи в голосе. У меня не получается рева. А только вой. Агх! Агх! Вой — это совсем не рев. Зачем же теперь раскаиваться, надо было идти за ними вовремя... Теперь уже поздно — увы! Я чудовище, чудовище! Мне уже никогда не стать носорогом, никогда, никогда! Я не могу измениться. Я бы так хотел, так хотел, но не могу. Я больше не могу на себя смотреть, мне стыдно! (Поворачивается спиной к зеркалу.) Я так уродлив! Горе тому, кто хочет сохранить своеобразие! (Вздрогнув, застывает на месте.) Ну что ж, делать нечего! Буду защищаться! Один против всех! Один против всех! Я буду защищаться, буду защищаться! Один против всех! Я последний человек, и я останусь человеком до конца! Я не сдамся!

Занавес
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от math »
Наука, претендующая на обладание единственно правильным методом... представляет собой идеологию. Ее можно преподавать лишь тем, кто решит сделать этот предрассудок своим собственным. Фейерабенд

Оффлайн math

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 159
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #7 : 06 Апрель, 2007, 07:43:44 am »
Что мне кажется главным в эссе Честертона? Мне кажется, важно то, что все мы похожи друг на друга: верующие и атеисты. И не нравится нам в других одно и то же.

Что мне не нравится в (некоторых) верующих.
Самопревозношение. Смотрят на атеистов, как на людей, низших себя.
То, что они делают из веры идеологию, еще одну идеологию.
Закрыты к диалогу, изменению. Не слышат других.
Взгляды дуругих им неинтересны. Они и так все знают.

Что мне не нравится в (некоторых) атеистах.
Самопревозношение. Смотрят на верующих, как на людей, низших себя.
То, что они делают из атеизма идеологию, еще одну идеологию.
Закрыты к диалогу, изменению. Не слышат других.
Взгляды дуругих им неинтересны. Они и так все знают.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от math »
Наука, претендующая на обладание единственно правильным методом... представляет собой идеологию. Ее можно преподавать лишь тем, кто решит сделать этот предрассудок своим собственным. Фейерабенд

Оффлайн илья в с

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 666
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #8 : 06 Апрель, 2007, 08:03:07 am »
Цитировать
Мне кажется, важно то, что все мы похожи друг на друга: верующие и атеисты. И не нравится нам в других одно и то же.
Цитировать
Что мне не нравится в (некоторых) верующих.


Что за собачий бред.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от илья в с »
Христианство—это действительно мир противоречий...
(д. Кураев)

Оффлайн Злой сок

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 491
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #9 : 06 Апрель, 2007, 08:05:20 am »
Цитата: "math"
Что мне кажется главным в эссе Честертона? Мне кажется, важно то, что все мы похожи друг на друга: верующие и атеисты. И не нравится нам в других одно и то же.

Что мне не нравится в (некоторых) верующих.
Самопревозношение. Смотрят на атеистов, как на людей, низших себя.
То, что они делают из веры идеологию, еще одну идеологию.
Закрыты к диалогу, изменению. Не слышат других.
Взгляды дуругих им неинтересны. Они и так все знают.

Что мне не нравится в (некоторых) атеистах.
Самопревозношение. Смотрят на верующих, как на людей, низших себя.
То, что они делают из атеизма идеологию, еще одну идеологию.
Закрыты к диалогу, изменению. Не слышат других.
Взгляды дуругих им неинтересны. Они и так все знают.


:-)

Не нравится, когда делят людей по категориям и и приписывают им сразу же какие-то характеристики. Все люди разные. Любая классифиация - фигня.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Злой сок »
Ну что, болваны и олухи?