Идиотия меж-еретических разборок :
Инцидент с раздачей в Храме Христа Спасителя «идоложертвенных фруктов» (2010)
Храм Христа Спасителя23 ноября 2010 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя состоялся благотворительный праздник для детей-инвалидов «Дети-ангелы».[16] Зал церковных соборов не относится к ведомству РПЦ и часто является местом проведения светских мероприятий.[17] Организатором праздника выступил детский реабилитационный центр «Адели», пригласивший на мероприятие около 1000 детей с детским церебральным параличом.[17] Для детей был проведён концерт, после которого, по замыслу организаторов, каждый ребёнок должен был получить по два апельсина: один — для себя, а другой для друга, чтобы научить детей «культуре дарения».[17] Фрукты для детей оплатил российский фонд «Пища жизни».[18]
По данным религиоведа и журналиста из Славянского правового центра Романа Лункина, Зал церковных соборов был сдан центру «Адели» Фондом Храма Христа Спасителя (Фондом ХХС) за полную коммерческую стоимость «почти в 1 млн рублей».[19] При этом центр «Адели» отказался оплачивать дорогую пищу, приготовленную на кухне ХХС, и не стал платить потребованные Фондом ХХС 10 000 рублей за каждую видеокамеру и 5000 рублей за каждый фотоаппарат СМИ.[19] За неделю до мероприятия руководство Фонда ХХС уведомило центр «Адели», что в случае неуплаты, им не разрешат раздавать детям фрукты и подарки в Зале церковных соборов.[19] В ответ центр «Адели» направил жалобу в Совет при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов, после чего руководство Фонда ХХС разрешило завезти подарки и продукты и не стало брать деньги за аккредитованные СМИ.[19]
По информации генерального директора центра «Адели» Татьяны Нечай, вскоре после того, как фрукты и подарки были завезены в Зал церковных соборов, «позвонила некая гражданка и с придыханием в голосе сообщила „страшную тайну“, что в апельсинах и яблоках, предоставленных благотворительным фондом „Пища жизни“, сидит „Дух Кришны“, и их ни в коем случае нельзя давать детям».[18] Позже выяснилось, что звонок поступил из Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС) — православной антисектантской организации, возглавляемой Александром Дворкиным.[17] Возмущение православных вызвало то, что кришнаитский фонд «Пища жизни» собирался на территории православного храма раздавать детям фрукты, над которыми, по их убеждению, были совершены «обряды посвящения Кришне», что превратило их в «идоложертвенную пищу».[17] Ещё до начала праздника, на месте событий появился Александр Дворкин в сопровождении своих помощников и сотрудников охраны Фонда ХХС.[17] Назвав раздачу «идоложертвенных» фруктов оскорблением чувств православных верующих, Дворкин и его коллеги потребовали выставить фрукты на улицу.[17][19] В противном случае, они обещали не пустить уже ожидавших на улице детей в здание.[18] Фрукты были выставлены на улицу, где волонтёры «Пищи жизни» начали раздавать их пришедшим на праздник детям. Однако, при входе в Зал церковных соборов, помощники Дворкина забирали у них «идоложертвенную пищу».[18] Представителям центра «Адели» Дворкин разъяснил: «Пусть у нас всё дорого, зато дьявола нет, всё освящено».[20][19] На предложение родителей вызвать священника и окропить фрукты святой водой, Дворкин и его коллеги ответили отказом.[18] По словам Татьяны Нечай, «дворкинцы» при этом «ссылались на то, что дух настолько сильный и зловредный, что ни святая вода, ни молитва не в силах его изгнать».[18] Некоторые из православных родителей увели своих детей подальше от «идоложертвенного» соблазна и «пытались выяснить, с какой целью на детском празднике проводится оккультное ток-шоу антиправославного характера».[18] На вопросы представителей центра «Адели» о том, как Александр Дворкин попал на закрытое мероприятие, и «какое право он имел распоряжаться в арендованном за высокую цену помещении», один из руководителей Фонда ХХС ответил, что это «высокопоставленный» чиновник, который «не нуждается в приглашении».[18]
Генеральный директор фонда «Пища жизни» Валерий Долгополов, сам являющийся кришнаитом,[21] назвал доводы представителей РАЦИРС несостоятельными и обвинил их в разжигании религиозной вражды.[17] Долгополов заверил находившихся на месте событий журналистов, что с фруктами никаких обрядов не проводилось и что благотворительная акция была светской.[17][21] Ситуацию также прокомментировал руководитель отдела по связям с общественностью Центра обществ сознания Кришны в России Юрий Плешаков. Он объяснил, что фонд «Пища жизни» изначально находился под юрисдикцией кришнаитов, но уже много лет является автономной организацией, в которой работают люди самых разных вероисповеданий, в том числе православные и иудеи.[17]
Александр Дворкин высказал мнение, что организаторы мероприятия присоединили к благотворительной акции религию и превратили праздник «в торговлю детскими душами».[17] Дворкин также заявил журналистам, что решением Архиерейского собора РПЦ от 1994 года «Международное общество сознания Кришны» было объявлено тоталитарной сектой и поэтому православные христиане не могут с ним сотрудничать, а кришнаиты не могут находиться на территории православного храма.[22] Соратник Дворкина — адвокат Александр Корелов — назвал раздачу волонтёрами «Пищи жизни» фруктов детям «пропагандистской акцией Общества сознания Кришны», но в то же время отметил, что «искренне верующему человеку» идоложертвенная пища «не может повредить».[17] Похожую точку зрения высказал заместитель главы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества священник Георгий Рощин, прокомментировавший инцидент газете «Известия»: «Христианина оскверняет не то, что входит в его уста, а то, что исходит из них, так писал апостол Павел. Призыв уклоняться от вкушения идоложертвенной пищи должен подчеркнуть различие между христианством и язычеством, но сама по себе пища не может причинить вред».[21]
Роман Лункин высказал мнение, что этот инцидент выявил серьёзную проблему «жёстких капиталистических правил», которыми Фонд ХХС руководствуется в своей деятельности,[19] а Александру Фролову эта история напомнила сцену с отцом Ферапонтом из «Братьев Карамазовых».[20] Фролов отметил: «Тем не менее история в ХХС приключилась, напоминаю, не в Скотопригоньевске позапрошлого века, а в Москве XXI века, близ Кремля».[20]