Автор Тема: Седьмой вопрос верующим  (Прочитано 7621 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Владимир Владимирович

  • Модератор
  • Оратор форума
  • *********
  • Сообщений: 14 053
  • Репутация: +172/-39
Седьмой вопрос верующим
« : 21 Июнь, 2012, 17:15:19 pm »
Прежде всего он адресован, конечно, православным.  И формулируется кратко:

ПРАВОСЛАВИЕ ИЛИ СМЕХ?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Православие или смех!

Оффлайн Владимир Владимирович

  • Модератор
  • Оратор форума
  • *********
  • Сообщений: 14 053
  • Репутация: +172/-39
Re: Седьмой вопрос верующим
« Ответ #1 : 23 Июнь, 2012, 08:04:56 am »
Ну что?  Все православные извелись?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Православие или смех!

Оффлайн Владимир Владимирович

  • Модератор
  • Оратор форума
  • *********
  • Сообщений: 14 053
  • Репутация: +172/-39
Re: Седьмой вопрос верующим
« Ответ #2 : 23 Июнь, 2012, 12:49:48 pm »
Почему?
Вопросы-то разные.  И занимали до 10 страниц некоторые.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Православие или смех!

Оффлайн Владимир Владимирович

  • Модератор
  • Оратор форума
  • *********
  • Сообщений: 14 053
  • Репутация: +172/-39
Re: Седьмой вопрос верующим
« Ответ #3 : 24 Июнь, 2012, 09:54:51 am »
А почему, собственно, не задать еще дюжину вопросов?  Кажется, я никому не помешал.

Между прочим, все эти шесть тем можно проанализировать на предмет психологии и гносеологического горизонта моих оппонентов.  Темы привлекли внимание троих православных (неортодоксального мусульманина я не считаю - это особый случай; нам почему-то кажется, что мусульманство - это такая монолитная глыба, а на самом деле - нет, там заморочек еще больше, чем в рамках "большого христианства").  Я, конечно, был провоцирующей стороной, и вызвать их на откровенность, на мой взгляд, удалось.  Кстати, заметьте, что дискутировали мы на абстрактные темы, где, в сущности, апеллировать к конкретике (столько-то центнеров с таких-то гектар) невозможно: казалось бы, здесь открывается простор для рефлексии, но нет - от православной осины не родятся апельсины.  Первый из моих оппонентов был дисквалифицирован за отказ отвечать на конкретно поставленные вопросы, остальные два как-то бочком, бочком покинули сцену.  Впрочем, дело не в этом (я ведь тоже не считаю смыслом своей жизни обязательно переубедить здесь и сейчас дюжину верующих), дело в полном неумении со стороны верующих вести дискуссии.  Это понятно, для них весь мир - вражина, который замыслил их извести.  Тут уж или согласился с верующим сразу, без разговоров и на 100% или пропади ты пропадом.  И этот недостаток никак не лечится, поскольку мышление у верующего (хочет он того или нет) все равно апокалиптическое, и никогда вести дискуссию на равных он не сможет (поэтому ответ верующему: "идет, подискутируем; только если ты проиграешь, ты отречешься от своей религии", вызывает у верующего удушье.  Ну не может он быть с нами на равных.  Поэтому между атеистом и верующим происходит не диалог (забудьте эту политкорректность), а просто сверка системы координат - в чем мы с верующими согласны, а в чем несогласны (ибо, как заметил солженицынский герой, чтобы спорить, нужно быть хоть в чем-то согласным), и чем меньшей выглядит эта общая область, тем менее перспективен сам по себе дискурс (например, о чем бы ни говорить со сторонником теории заговора инопланетян, у него везде будут приземляться летающие тарелки, и даже дефолт 1998 без вмешательства внеземных сил он объяснить не сможет, - между прочим, это "многоцветье школ", никак не пересекающихся прямых - следствие исчезновения к 1991 году у нас в стране карательной психиатрии, а вы думали, куда делись многочисленные пациенты?)

И оппоненты раз за разом проявили совершенно ожидаемые мной (благо я эту породу изучаю с 1993 года) приемчики.  А именно:
1) аргументация от абсурда (надо заметить, что Тертуллиан нигде не пишет буквально: "верю, ибо нелепо", но контекст у него присутствует, и потом. адекватные богословы обычно не злоупотребляют, а тут этот метод поставлен на поток).
2) утверждения о наличие какого-то особого типа философии, которая согласуется с религией (на это особенно налегал оппонент № 1).  Почему-то считается несолидным для религии не иметь того маразматического салата, который именуют "религиозной философией".
3) убогость информационного багажа.  Думал, это осталось в прошлом - в начале 90-х, когда мы хватали (как рыбы атмосферный кислород) первую попавшуюся книжку и видели в ней "первую и последнюю" истину.  Но нет, и сейчас, прочтет "новый богослов" дюжину трудов (максимум еще Бердяева с Льюисом) и, самое смешное, думает, что другие прочли не больше.  
4) ложная стыдливость, проявляющаяся в нежелании признавать очевидные эффекты от буквального применения правил религиозной игры.  Тут что-то похожее на эмоциональный мирок лондонца викторианской эпохи, посещающего бордель - и удовольствие получить, и приличия соблюсти.
5) очень слабая научная подготовка (сужу по тем промелькнувшим историческим темам, которые хоть немного добавили конкретики в спор; я не буду судить о математике или химии, но уж история - мой конек).  Собственно, информация, содержащаяся в православных головах - это не наука в строгом смысле слова.  Это набор псевдоромантических мифов, подобранных по принципу "а нам так нравится".  Вот пример с "гонениями на христиан в Римской империи".  Рационально объяснить это нагромождение фентэзи в садо-мазо стиле "историк христианства" не может, остается "сверхъестественные" объяснения.  В любом случае, прощай наука, но выпустить из своих когтей науку как некое знамя современный кабинетный верующий не может (вроде как шарлатан будет упорно добиваться признания себя любимого корифеем передовой науки и назначения академиком, хотя для успешного сбыта своего зелья никакие научные регалии ему совершенно не нужны).  В итоге "православное богословие" (если его действительно внедрят в вузы) займет там пустующее место марксизма-ленинизма", и - надо сказать - это будет очень неравноценная замена.
6) регулярное лукавство в форме подмены семантического значения употребляемых слов (с "духовного" на "плотское" и наоборот).  Верующий (в целях самозащиты) придает всем своим утверждениям (как минимум) два смысла - духовный и недуховный.  И если ему это выгодно, трактует содержание своего тезауруса в "духовном" смысле, а если невыгодно, то в каком-нибудь ином.  В итоге, понять, что именно вот сейчас хотел сказать верующий, становится почти невозможно, но - что главное - цель достигнута: верующий в случае наколки всегда может отбрехаться, типа его не так поняли, и он имел в виду нечто иное.
7) общая слабость православного богословия (как минимум, по сравнению с католическим).  Один мой собеседник несколько лет назад, признавая этот факт, пытался объяснить его "непрерывными войнами, которые вело Российское государство".  Более чем странное объяснение. учитывая, что у тех же католиков войн было ничуть не меньше, а скорее больше.  В общем, тупому музыканту ноты мешают.


И еще я заметил (а вы?) одну немаловажную деталь.  Ни один мой собеседник ни разу не прибег к "аргументу от дьявола".  Т.е. никто не заявил, что те или иные аргументы его оппоненту внушает нечистая сила.  Не верят они ни в какого сатану.  Слишком высокое образование не позволяет всерьез верить в мирок злых духов, хотя для мирка добрых духов еще место остается.  Ну так дело поправимо: просвещение ломает через колено религии.  И это неизбежно, как неизбежно изобретение копьеметалки для охоты на дальней дистанции в верхнем палеолите.  Но если религия у них - средство от одиночества и личной несостоятельности - тут уж мы им ничем помочь не сможем.  Развожу руками...
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Православие или смех!

Оффлайн Molodcov Yuriy

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 204
  • Репутация: +1/-0
Re: Седьмой вопрос верующим
« Ответ #4 : 03 Июль, 2012, 07:09:09 am »
Цитировать
К закату отец Перегрин и отец Стоун далеко углубились в холмы. Они сели на камень, расслабились и ждали. Марсиане так и не появились перед ними, и оба чувствовали себя немного разочарованными.
- Интересно... - Отец Перегрин утёр лицо. - Если сказать им "Привет!" - они ответят?
- Отец Перегрин, вы когда-нибудь бываете серьёзны?
- И не буду, пока Господь не станет серьёзен. И не надо так возмущаться, прошу вас. Господь никак уж не серьёзен. Мы ведь знаем о нём точно лишь одно - что он есть любовь. А любовь неотделима от чувства юмора, не так ли? Нельзя любить человека, которого вы не терпите, верно? А чтобы терпеть кого-то рядом, надо хоть изредка над ним посмеиваться. Вы согласны? Все мы - смешные зверюшки, вывозившиеся в миске сгущёнки, и, потешаясь над нами, тем больше Господь нас любит.
Никогда не думал, что Господу присуще чувство юмора, - заметил отец Стоун.
- Сотворившему утконоса, верблюда, страуса и человека? Да бросьте! - Отец Перегрин расхохотался. (Брэдбери Р. / О скитаньях вечных и о Земле: Фантастические произведения / Пер. с англ. - М.: Эксмо, 2007. С. 1034-1035. Из рассказа "Огненные шары")
Рэй Брэдбери, возможно, выражает здесь собственные мысли и чувства. Мне кажется, что если человек по природе жизнерадостный и оптимистичный, то и будучи верующим, будет наделять своего бога (который, как известно, продукт воображения верующего в него) чувством юмора.
А если он склонен к унынию и пессимизму, то, какую бы религию или идеологию он ни избрал, везде будет одно и то же: недовольство инакомыслием и обида на весь мир.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Vis pacem, para bellum

Оффлайн дарго магомед

  • Заслуженный Афтар
  • ******
  • Сообщений: 6 351
  • Репутация: +0/-4
Re: Седьмой вопрос верующим
« Ответ #5 : 03 Июль, 2012, 08:43:16 am »
Я вроде человек жизнерадостный и оптимистичный, но мой бог никак не получается такой же...
Или это называется пофигизмом?

Оффлайн Владимир Владимирович

  • Модератор
  • Оратор форума
  • *********
  • Сообщений: 14 053
  • Репутация: +172/-39
Re: Седьмой вопрос верующим
« Ответ #6 : 03 Июль, 2012, 14:26:09 pm »
Цитата: "Molodcov Yuriy"
Цитировать
К закату отец Перегрин и отец Стоун далеко углубились в холмы. Они сели на камень, расслабились и ждали. Марсиане так и не появились перед ними, и оба чувствовали себя немного разочарованными.
- Интересно... - Отец Перегрин утёр лицо. - Если сказать им "Привет!" - они ответят?
- Отец Перегрин, вы когда-нибудь бываете серьёзны?
- И не буду, пока Господь не станет серьёзен. И не надо так возмущаться, прошу вас. Господь никак уж не серьёзен. Мы ведь знаем о нём точно лишь одно - что он есть любовь. А любовь неотделима от чувства юмора, не так ли? Нельзя любить человека, которого вы не терпите, верно? А чтобы терпеть кого-то рядом, надо хоть изредка над ним посмеиваться. Вы согласны? Все мы - смешные зверюшки, вывозившиеся в миске сгущёнки, и, потешаясь над нами, тем больше Господь нас любит.
Никогда не думал, что Господу присуще чувство юмора, - заметил отец Стоун.
- Сотворившему утконоса, верблюда, страуса и человека? Да бросьте! - Отец Перегрин расхохотался. (Брэдбери Р. / О скитаньях вечных и о Земле: Фантастические произведения / Пер. с англ. - М.: Эксмо, 2007. С. 1034-1035. Из рассказа "Огненные шары")
Рэй Брэдбери, возможно, выражает здесь собственные мысли и чувства. Мне кажется, что если человек по природе жизнерадостный и оптимистичный, то и будучи верующим, будет наделять своего бога (который, как известно, продукт воображения верующего в него) чувством юмора.
А если он склонен к унынию и пессимизму, то, какую бы религию или идеологию он ни избрал, везде будет одно и то же: недовольство инакомыслием и обида на весь мир.
Как Вы заметили, в религию очень редко подаются жизнерадостные люди.  Розанов даже сформулировал это: в счастии человек - язычник, в несчастии - христианин.  Впрочем, быть в несчастии для христиан становится естественным состоянием (иначе веру потеряешь, в язычество провалишься, по логике Розанова).  А как говорится, если мышей нет, они их разведут.  Вот сейчас смотрел первую серию говорухинского фильма "В поисках капитана Гранта", и подумалось: а что бы было, если бы на месте сангвиника Паганеля оказался какой-нибудь православно-верующий (попаданец из XXI века - да, да, именно так! тогда такая порода была редкостью, так что преимущественно за счет попаданцев...)  Во-первых, как только верующий обнаруживает, что попал не на тот корабль, это означает колоссальный всемирный заговор против России и православия, в котором участвуют все - от шотландских масонов до воинов маори и акулы, в чьем брюхе приплыла бутылка, и что привело к ошибке Паганеля.  Потом он стал бы жаловаться, что вот такой он бедный, несчастный, страдающий, больной, и весь мир лежит во зле, и никто его не любит.  А в конце концов этот самостоятельный герой высовывается со страниц книги и поучает оторопевшего Жюль Верна: писатель должен страдать, должен писать только тогда, когда он кричит от боли, с его сердца должна быть содрана живьем кожа и т.д.  (это уже привет современной "околоправославной" русской литературе).
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Православие или смех!

Оффлайн Владимир Владимирович

  • Модератор
  • Оратор форума
  • *********
  • Сообщений: 14 053
  • Репутация: +172/-39
Re: Седьмой вопрос верующим
« Ответ #7 : 03 Июль, 2012, 14:26:31 pm »
Цитата: "дарго магомед"
Я вроде человек жизнерадостный и оптимистичный, но мой бог никак не получается такой же...
Или это называется пофигизмом?
А вот это как раз очень странно :mrgreen:
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Православие или смех!

Оффлайн дарго магомед

  • Заслуженный Афтар
  • ******
  • Сообщений: 6 351
  • Репутация: +0/-4
Re: Седьмой вопрос верующим
« Ответ #8 : 03 Июль, 2012, 17:44:11 pm »
Может потому, что я не поклоняюсь богу?
А душа именно такая...

Оффлайн ant_man

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 222
  • Репутация: +0/-0
Re: Седьмой вопрос верующим
« Ответ #9 : 03 Июль, 2012, 18:38:22 pm »
Цитата: "Владимир Владимирович"
И формулируется кратко:
Главное в краткости не переусердствовать, ибо предел краткости - нулевое сообщение.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »