Авторские блоги > Rufus

Теодицея

(1/1)

Rufus:

Киран Сетия. Жизнь жестче. Как философия помогает не отчаиваться в трудные времена. 2024.

Проблема теодицеи носит не только интеллектуальный (ни один из аргументов не работает) но и этический характер. Неправильно оправдывать собственные или чужие страдания, чтобы заглушить таким образом жалость или протест. Такова мораль самой знаменитой из всех теодицей. В Книге Иова ангел-обвинитель (Сатана) призывает Бога испытать «человека совершенно честного» — убить его сыновей и дочерей, уничтожить имущество, покрыть кожу злыми язвами «от подошвы ноги его и по самое темя его». Все, что ему останется, — черепок, чтобы соскабливать с себя гной, сидя в пепле. Друзья Иова настаивают, что он заслужил свою судьбу — в наказание за какой-то неведомый тяжкий грех. Тем временем Иов настаивает на своей невиновности. Хотя книга заканчивается тем, что можно счесть искуплением — Бог возвращает Иову вдвое больше имущества, чем у него было, — «четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысячу пар волов и тысячу ослиц», дает ему семерых новых сыновей и трех дочерей, — теодицея не работает. Представить себе, чтобы «дубликаты» cмогли искупить потерю первых детей Иова, — это издевательство.
Из Книги Иова мы должны вынести не то, что добродетель в конце концов вознаграждается, а то, что друзья Иова были неправы, оправдывая его страдания, и что именно Иов сказал правду: мы не заслуживаем того, чтобы страдать так, как страдаем.

Книга рекомендуется к прочтению, хотя она не про атеизм.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

Перейти к полной версии