Религия: анализ, критика, выводы > Критика ислама

Многоженство

(1/3) > >>

Rufus:
Европейские мужчины привыкли завидовать восточным пашам, имеющим многочисленные гаремы. Но вот свидетельство конца 19 века об отношении самих турок к этому явлению.

Новейшие, молодые турки зло смеются над старым гаремом. Полигамия! Бесполезная
нелепость старины!.. Каждый из них живет только с одной турчанкой или ни с одной,
восхищаясь великими успехами европейской цивилизации, наиболее совершенным
образом удовлетворяющей человеческим нуждам. А когда они почувствуют потребность
в разнообразии, то идут за мосты в Перу и там находят для себя гаремы на час, -
гаремы румынок, итальянок, австриячек и евреек.
...
Современные турки, путешествовавшие по Европе и приспособляющиеся к нашим
обычаям, имеют по одной жене и улыбаются, если им говорят о гареме. Они знают,
что такое полигамия и жалеют турок старого типа, сторонников традиции, которые,
повинуясь обычаям, имеют по несколько жен.
Лишь паша старого покроя, обладающий неистощимым терпением и чувствующий
склонность к сплетням и пустякам, подобно женщине, может всю жизнь выносить
близость женской толпы гарема.
Если он сделает одной из своих жен подарок, хотя бы очень дорогой, другие жены
имеют право на такой же и могут требовать его по суду. Если какая-нибудь жена
поссорится со своими товарками и заявит, что больше не может жить в гареме,
турецкий закон обязывает мужа построить особый дом, совершенно одинаковый с
первым, вполне удовлетворяющий вкусам супруги. И бывали многолетние тяжбы:
истицы никак не могли удовлетвориться, посетив новые жилища: то требовали они,
чтоб в нем было столько же окон, что и в прежнем, то ставили на вид, что в нем
меньше ламп, что мебель обита не тем же шелком, что ковры не прежнего качества и
так до бесконечности спорила капризная истерия, усугубленная женским
соперничеством.
Прибавьте к этому кучу детей, накопляющуюся через несколько лет в богатом гареме,
где жен и одалисок десятка два...
Я знал одного старого пашу, восторженного поклонника традиций: у него триста
сорок два сына и дочери. Это добродетельный человек, занимающийся богословскими
вопросами, враг плотских грехов, презирающий европейцев, низших существ,
ежечасно помышляющих о женщине. Несмотря на его многочисленное потомство, я не
предполагаю в нем сладострастия. В жизни гарема ничего не пропадает даром, и
хотя правила добродетели нарушаются редко, все получают должное, по числу
сотрудников; почтенный отец, в итоге, не знает ни своих детей, ни их имен, хотя
все живут под одной кровлей.
Полигамия - роскошь людей с положением и доступна для немногих богачей. Дети
обходятся еще дороже женщин: им нужно приготовить места. Каждый султан может сам
создать себе большую часть губернаторов, генералов и чиновников империи, а
остальные посты заполняют своей производительной силой приближенные вельможи.
Императорский гарем и гаремы важнейших пашей - инкубаторы высоких чиновников, не
оставляющих мест для менее родовитых турок. Недаром престол в Турции передается
от брата к брату, а не от отца к сыну, как в европейских монархиях. Если бы
право престолонаследия основывалось на последней системе, Турция была бы очагом
вечных гражданских войн: сотни претендентов на трон состязались бы между собою,
свирепствуя, как братья от различных матерей.
В. Бласко-Ибаньес, Восток. М., 1912.

Rufus:
Вот что пишет один русский востоковед XIXв.:
--- Цитировать ---"В Иране редкая аристократическая фамилия держится более 100 лет. Причина вымирания знатных родов - в многоженстве: из-за множества детей сильно дробится состояние. А известно, как часто с бедностью соединен вопрос о продолжительности аристократического рода. К тому же, люди знатного происхождения с большими претензиями и малыми средствами весьма бывают склонны к расточительству (и полит. авантюрам). ...Примерно 120 внуков знатного персидского вельможи начинают судиться, режут и отравляют друг друга; третье поколение уже настолько многочисленно, что вовсе теряется в массе, и знатность рода исчезает."
--- Конец цитаты ---
Об этом следует задуматься современной "элите" мусульманских республик РФ, стремящейся  подражать средневековым баям.

Многоженство вызывало проблемы при передаче престола в мусульманских государствах. Много принцев  - масса претендентов; поэтому в Турции закон дозволял наследнику, вступившему на престол, убивать своих братьев во избежание смуты.
ЗАКОН ФАТИХА
 Закон Мехмеда II Фатиха, принятый им в 1478г.,  гласил: «Ради блага государства (букв. «ради порядка мира») один из моих сыновей, которому Аллах даст султанство, может законным образом умертвить своих братьев. Большинство улемов считает это допустимым». Потомки Мехмеда II порой прибегали к этому дозволению. Селим I, недаром прозванный Грозным, в борьбе за власть истребил не только родных братьев и племянников, но был заподозрен и в отравлении собственного отца.
Ахмед I ввёл в практику заточение братьев правящих султанов в один из дворцовых павильонов, в "Кафес" ("Клетка"), что, однако, не является отменой закона Фатиха, а лишь дополняет к нему право выбора - смерть или клетка на пожизненное заточение. В этой "клетке" принц проводил всю жизнь, изолированный от всего мира, и, если его мать не позаботится об уственном здоровье сына, он постепенно превращался в едяще-пьюще-трахающийся овощ. Как, например, все же ставший султаном Ибрахим.
Мурад III  приказал задушить 5 своих младших братьев, но, как пишут, не из жестокости, а на основании данного закона. Сам же султан был очень благочестив и даже склонен к аскетизму; писал назидательные сочинения.
Султан Мурад IV в 1640 году оставшийся без наследников, из страха конкуренции попытался убить своего родного брата (до того он убил двоих сводных). Однако его мать Кёсем, располагавшая на тот момент огромной властью, помешала этому, поскольку в противном бы случае, правление Османской династии прекратилось бы, а османы правили империей 341 год.
Закон Фатиха действовал до до конца Османской империи. Последний раз он использовался в 1808 году, когда султан Махмуд II, занявший трон, убил своего брата султана Мустафу IV.

Rufus:
Предложена новая теория возникновения моногамии
 
Согласно новой гипотезе, инфекции, передающиеся половым путем, сыграли важную роль в переходе человечества от полигамии к моногамии.

Как оказалось, в небольших общинах, где у одного мужчины было несколько жен, вспышки инфекций, передаваемых половым путем, должны были быстро затухать.

Все изменилось, когда численность общин возросла. Вместо того, чтобы быстро исчезать, такие болезни, как хламидиоз и гонорея, становились в полигамных сообществах эпидемическими. В результате численность населения падала, и теперь в выигрыше оказывались моногамные сообщества, где у мужчины не было большого числа партнеров.


Подробности
https://polit.ru/news/2016/04/13/ps_monogamy/

Born:
Большого количества партнёрш у мужчин палео и мезолита и быть не могло. Жили клановыми группами не более тридцати человек. Большую группу уже было трудно прокормить и поэтому кланы делились и молодняк придя в силу уходил и создавал свой клан. Запрет на инцест был понят у сапиенсов довольно рано. Считают, что около сорока тысяч лет назад. У неандертальцев и архантропов его не было, что сказывалось на популяциях. К этому прибавляются и факторы каннибаллизма. Кто этим чрезмерно увлекался - дохли  от болезни куру или аналогичных. Хорошо известно, что сифилис - болезнь позднего неолитаи скученности и ужасающей антисанитарии неолитических поселений. Большое сомнение у меня и в том. что у классических неолитиков типа Аркаима или предшумерских культур Малой Азии также было распостранено многожёнство. Нет его и у ранних шумеров. У современных неолитиков Андаманских островов. Новой Гвинеи. Новой Зеландии оно было в очень ограниченных масштабах (специально залез в "Народоведение" Ратцеля. Полагаю. что классическое многожёнство - не так ранняя история. Ранняя бронза вероятно. Когда жратвы уже хватало на прокорм многочисленных семейств. И.конечно, только у более-менее состоятельных личностей. Например. хорошо известно, что у египтян Древнего царства многожёнство было, но у большинства населения было моногамия. Есть подобные свидетельства и для Додинастического периода.

Eleanor R:
Ну а как у наших меньших эволюционно приматов, шимпанзе, к примеру?
Альфа-самец, который и внешне отличается от своих бета-самцов, окучивает свое женское стадо.
Этот природный эволюционный инстинкт никуда не делся. Если альфа-самец обеспечен материально, то он может просто позволить себе иметь несколько женщин, далее семей, а если не очень обеспеченный, но все-таки альфа-самец, то никогда не упустит момент. А если самцу это просто не нужно, т.к. он просто генетически бета -самец.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии