Автор Тема: Религиозность в старой России.  (Прочитано 11047 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Rufus

  • Moderator
  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 810
  • Репутация: +243/-183
Религиозность в старой России.
« : 22 Июль, 2016, 14:59:12 pm »
Многие авторы сообщают о поверхностной религиозности русского народа в дореволюционной России, употребляя термин "обрядоверие".
Цитировать
Обрядове́рие — форма религиозного сознания, при котором внешняя, обрядовая сторона богослужения самоценна, она ставится выше (или полностью заменяет) внутренние личные взаимоотношения человека с Богом. Обрядовер считает, что главное значение для его спасения имеет неукоснительное исполнение обрядовых действий, но при этом знание и переживание их духовного смысла не представляется для него значимым.  Википедия
Вот примеры:
Цитировать
А.С. Афанасьев-Чужбинский. Собр. соч., т.8, Спб., 1893. Поездка в Южную Россию. Очерки Днестра.
На допросе один убийца сознался, что зарезал 19 душ, но когда спросили его - соблюдает ли он посты, он обиделся и сказал: "Помилуйте! да разве же я не христианин?"

Бондаренко В. Очерки Кирсановского уезда, Тамбовской губ.  - Этнографическое обозрение, 1890, №№ 6-7
Были случаи, когда в постный день совершались большие преступления, но в то же время "оскоромиться" страшились. Один мужик, убивший в дороге прохожего с целью грабежа, несмотря на голод, не решился съесть находившихся в котомке у убитого лепешек, и когда его спросили о причине, он ответил: "Да ведь лепешки-то были скоромныя, аль я нехристь – буду есть их в пятницу?"



Цитировать
Н. Астырев. На таёжных прогалинах. Очерки из жизни населения Восточной Сибири. М., 1891.
...не потому, что они держатся господствующей веры сознательно, считая её выше всех прочих;  а потому, что не даёт себе труда серьёзно думать о вопросах веры и не придает важного значения всем этим вопросам идейного и мистического характера. Нередко можно встретить хороших, степенных домохозяев, которые по 10-20 лет подряд ни разу не были в церкви, хотя бы она помещалась в том же селе: это не сектанты и не атеисты, это просто индифферентисты, которым церковь не нужна и которые, тем не менее в Бога веруют (по-своему, конечно) и даже призывают Его имя в важных случаях.
Бывает, что в случае какого-либо несчастья - болезни или пропажи и тп - призывается сначала служить молебны священник, а затем, когда беда не проходит, является на сцену шаман.
Беседа с жителями одной группы селений, в 70-80 верстах от жилья священника: "К нам батюшка в год 2 раза наезжает. Как приедет, так сразу всех ребят и окрестит, которые народились: иные к тому времени уже сидеть умеют... И покойников сразу же отпоёт, которые похоронены без него. А к венцу идут - у иной молодой уже ребеночек на руках играет... Ничего не поделаешь - далеко живем!"
Такое холодное отношение и в деле ежегодной исповеди, т.е. говения: здесь исполняют эту обязанность чрезвычайно неохотно, даже в таких селениях, которые имеют свою собственную церковь и свой причт. Священники жалуются властям и прилагают земскому собранию списки нерадивых. 
По общим отзывам лиц, знающих быт крестьян, да и по собственным моим наблюдениям оказывается, что посты здесь соблюдаются очень небрежно: среды и пятницы помнят почти одни старухи; самые благочестивые крестьяне начинают поститься Филипповками не с 15 ноября, а не ранее, как с Николы, т.е. с 6 декабря; Петровки совсем не в почете; в Успенский пост едят молоко. Вообще, оскоромиться, особенно в дороге, не считается грехом.
Церкви посещаются редко, в самые лишь большие праздники; всенощное служение в субботние дни и обедни в воскресные совершаются при полном почти отсутствии богомольцев, особенно в таких храмах, которые выстроены не в больших селениях.
С самим учением христианским сибиряк весьма мало знаком; молитв он почти не знает; злых духов почитает и умилостивляет их, наравне с бурятами, щепотками табаку или лоскутками материй, которые бросает и вешает на дерево при проезде мимо "шаманского места";


Цитировать
С.С. Хоружий. Колючий клад: византийское наследие в его обоюдоострой актуальности. http://synergia-isa.ru/wp-content/uploads/2013/01/hor_bisant_heritage.pdf
...Что же до обрядоверия и сакрализации быта, то они сложили колоритную стихию народной жизни, которая умиляла бытописателей, а для многих ученых служила доказательством глубочайшей православности русского народа. Но эта стихия провалилась на историческом экзамене. За считанные годы — моментально, по историческим меркам! — Русь Православная стала СССРом, где православные были малозаметными гонимыми маргиналами, а миллионы прежних обрядоверцев обрели советское сознание, нередко и присоединяясь к гонителям. Свойства обрядоверческого сознания это неплохо позволяют.
百花齐放,百家争鸣 . Пусть расцветают сто цветов, Пусть соперничают сто школ!

Оффлайн mrAVA

  • НРЕ
  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 4 098
  • Репутация: +234/-454
  • НГЕ
Re: Религиозность в старой России.
« Ответ #1 : 22 Июль, 2016, 17:46:28 pm »
Многие авторы сообщают о поверхностной религиозности русского народа в дореволюционной России, употребляя термин "обрядоверие".
Ещё народ РИ обвиняли в двоеверии, когда челы и свечку ставили богу, и молочка домовому.
Твоя религия ничего МНЕ не запрещает. Она запрещает ТЕБЕ. Уясни это.

Оффлайн Rufus

  • Moderator
  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 810
  • Репутация: +243/-183
Re: Религиозность в старой России.
« Ответ #2 : 22 Июль, 2016, 18:01:34 pm »
Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы "Этнографического бюро" князя В.Н. Тенишева. т.1. Костромская и Тверская губернии.  Спб., 2004
Цитировать
Тверская губ. Зубцовский у.
Крестьяне, и особенно мужчины, редко ходят в церковь. Многие из них не бывают больше одного раза в год (для причастия или в Пасху), а некоторые не бывают ни одного раза. Причин этого много: и дальность расстояния от церкви, и горячее время полевых работ, часто - неудобство путей сообщения, но главная причина - индифферентизм в деле веры, развившийся под непрестанным воздействием раскольников всевозможных толков и поведения духовенства. Женщины, особенно девушки, посещают церковь чаще мужчин. Но и здесь можно заметить скорее не религиозные побуждения. Идя в церковь, народ приодевается в лучшие одежды...
Жертвуют крестьяне в церковь очень мало и редко...
Кроме молитвы в церкви очень немногие молятся дома. Причина этого заключается в том, что почти никто не знает никаких молитв за исключением... Тем не менее почитание святых икон очень развито.
Отношения между крестьянами и духовенством самые скверные. Народ совершенно не уважает своих духовных наставников, да, правду говоря, и уважать не за что. Для подтверждения сказанного достаточно указать на то, что один священник в прошлом году епархиальным начальством лишен был места и низведен в псаломщики; назначенный же на его место по части поклонения Бахусу пошел, кажется, дальше предшественника, и дело уже дошло до того, что некоторые крестьяне думают , не принимать ли его в следующий праздник. Диакон? Не говоря уже о том, что он сильно пьет, на нем еще тяготеет подозрение в убийстве псаломщика, на место которого он поступил. Естественно, что о каких-нибудь хороших отношениях и уважении не м.б. и речи, тем более, что раскольники постоянно говорят православным об этом.
Но оскорбления священнослужителей случаются осень редко и по большей части людьми пьяными, не помнящими, что они делают. Народ, при всем своем скептицизме по отношению к духовенству, сильно осуждает это.
Говеют и причащаются крестьяне не ежегодно; некоторые не причащаются ни разу за 3-5 лет и более.
« Последнее редактирование: 29 Июль, 2016, 04:59:53 am от Rufus »
百花齐放,百家争鸣 . Пусть расцветают сто цветов, Пусть соперничают сто школ!

Оффлайн Rufus

  • Moderator
  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 810
  • Репутация: +243/-183
Обычаи монахов
« Ответ #3 : 29 Июль, 2016, 04:55:06 am »
А вот эпизод из монастырских обыкновений:
Цитировать
А.С. Афанасьев-Чужбинский. Собр. соч., т.8, Спб., 1893. Поездка в Южную Россию. Очерки Днестра.
В монашеском же смысле глагол "трудиться" имеет совершенно другое значение, и первый раз я с ним познакомился на берегах Дона. Есть в Воронежской губ., городишко Коротояк, известный обильным ловом стерлядей. В 7 верстах от него, в живописных горах, стоит небольшой Дивногорский монастырь.  Во всем том краю нельзя найти подобного красивого местоположения. Игумен посоветовал нам выйти за сад и полюбоваться каменными скалами (в краю это большая редкость), для чего поручил одному монаху быть нашим путеводителем. Я заметил на одном утесе неправильные углубления, сделанные каким-нибудь острым орудием, и меня заняла мысль о цели этой непонятной и неоконченной работы. Я обратился к монаху с вопросом.
- Это уже давно, лет 20 назад, трудилась братия, ответил он.
- Для какой же надобности?
- Из усердия, ответил монах, смотря на меня с недоумением.
- Хотели вырубить пещеру вероятно?
- Нет, просто трудились. Мы тоже трудимся. Разве вы не знаете?
- Извините, даже не понимаю.
- Возьмешь топор и дуешь в стену - и этак трудишься часа 2-3, пока изопреешь, так что волосы сделаются мокры.
- Но с какой же целью?
- Из усердия.
И это было не больше 15 лет тому назад, да и теперь еще встречается в разных местностях империи. Изнурение тела, конечно очень важно человеку, который желает отрешиться от всего земного и не имеет настолько силы воли, чтобы заглушить в себе все человеческие стремления; но в таком случае все-таки можно делать что-нибудь полезное хоть ближним, хоть копать огороды, рубить дрова итп. Но копать безо всякой цели в скале "из усердия" - то же,  что и толочь воду. Последнее, впрочем, было одним из наказаний в монастырском уголовном кодексе; не знаю, теперь употребляется ли эта форма.
百花齐放,百家争鸣 . Пусть расцветают сто цветов, Пусть соперничают сто школ!

Оффлайн Ми-6

  • Почётный Афтар
  • *******
  • Сообщений: 8 414
  • Репутация: +431/-378
Re: Религиозность в старой России.
« Ответ #4 : 29 Июль, 2016, 05:45:28 am »
А.С.Новиков-Прибой "Цусима":
Цитировать
(Книга первая — СПУСКАЕМСЯ К ЮЖНЫМ ШИРОТАМ)

Каждый праздник   служили  на корабле обедню. Для этого
все сходились в  жилой палубе,  где устраивалась походная
церковь с  иконостасом, с  алтарем, с  подсвечниками. И на
этот раз с утра, после подъема флага, вахтенный начальник
распорядился:
- Команде на богослужение! Засвистали  дудки капралов, и
по всем   палубам, повторяя  на разные лады распоряжение
вахтенного  начальника,  понеслись   повелительные  слова
фельдфебелей  и  дежурных.  Для  матросов  самым нудным
делом было - это стоять в церкви. Они начали шарахаться в
разные   стороны,   прятаться  по  закоулкам  и  отделениям,
словно в  щели тараканы, когда  их  внезапно осветят огнем.
А унтеры гнали их с криком и шумом, с зуботычинами и
самой отъявленной  бранью
- в Христа, в богородицу, в  алтарь,  в  крест  воздвиженский.
 Офицеры  это слышали и  ничего  не  возражали.  Получалось
что-то  бессмысленное,  такое издевательство над религией,
хуже которого не придумает ни один безбожник.   
Наконец, половину команды кое-как согнали в  церковь.
Начальство  стояло впереди, возглавляемое командиром и
старшим офицером. Началась обедня.

В церкви было жарко. Я слушал обедню и думал: кому и для
чего нужна эта комедия? Офицеры,  как образованные люди,
не верили во всю эту чепуху. Мне известно было,  что  они
сами в кают-компании издевались над священником. А теперь
они  стояли  чинно перед алтарем и крестились только для
того, чтобы показать пример команде.    Не могли и мы верить
в то, что будто бы через  этого  грязного,  вшивого, протухшего
и глупого человека, наряженного в блестящую ризу, сходит  на
нас божья благодать. Нас загнали  в  церковь  насильно,  с
битьем,  с  матерной руганью, как загоняют  в  хлев  непослушный
скот.  А  если  уж  нужно  было заморочить голову команде и
поддержать  среди  нее  дух  религиозности,  то неужели высшая
власть не могла придумать что-нибудь поумнее?
   Обедня кончилась. Матросы гурьбой поднимались на верхнюю
палубу.  Церковь быстро опустела. Вечером те же матросы,
собравшись на баке, будут с удовольствием  слушать самые
грязные анекдоты о попах, попадьях и поповых дочках.

(Книга первая — МЫСЛИ НА ПАСХУ)

«С кормы показался старший боцман кондуктор Саем, старый,
ретивый службист. Очевидно, он слышал последнюю часть
разговора. Закричал:
 — Ах, нехристи бессмысленные! Там служба идет, а они, скоты,
тут зубоскалят! Марш в церковь, так вашу... Он хлестко выругался,
осыпав скверными словами все святое.  Рядовые матросы
исчезли, а унтеры остались на срезе, не обращая внимания
на брань боцмана.»

Склеено 29 Июль, 2016, 05:57:42 am
Вот ещё:
Цитировать
(Книга вторая - ЧТО ВИДЕЛ СИГНАЛЬЩИК С «НАВАРИНА»)

«Раздался второй минный взрыв с правого борта, на середине
корабля. Через пробоину могучим напором хлынула внутрь судна
вода, мешая свой рев с криками людей, и забурлила по палубам,
попадая в кочегарку, пороховые погреба и другие отделения.
Электрическое освещение выключилось. В непроглядном мраке
метались матросы и офицеры, сталкивались друг с другом и
разбивали головы. Многие, блуждая между переборками, не знали,
где найти выход. Некоторые проваливались в люки и ломали себе
кости. Нельзя было сделать и нескольких шагов, чтобы не попасть
в какую-нибудь западню. Вопли отчаяния, подавляя разум, неслись
из нижних и верхних помещений и со всех сторон. Казалось, кричал
от боли сам корабль.
Седов, чувствуя сухость и горечь в горле, несколько раз падал,
прежде чем добрался до выхода. Первый трап он пробежал быстро,
а на втором столпилось столько людей, что невозможно было
протискаться вперед. Каждый, напрягая последние силы старался
выбежать на верхнюю палубу скорее других.  Толкаемые инстинктом
самосохранения, все лезли друг на друга, давя и сбивая под ноги
слабых, и бились, словно рыба в мотне невода, притоненного к берегу.
— О дьяволы, выходите! - кричали задние на передних, нажимая на
них до боли в ребрах, били их по головам кулакам.
— Дайте дорогу! Меня пропустите! Я — офицер! — бешено приказывал
кто-то, задыхаясь от навалившихся на него тел, но его никто не слушал.

Седов не мог пробиться к выходу. Казалось, что ему уже не спастись.
Неожиданно дерзкая мысль мелькнула в его сознании. Он отступил
шага два назад, сделал большой прыжок и, вскочив на плечи товарищей,
начал быстро подниматься наверх, хватаясь за их головы. На верхних
ступенях трапа его задержали чьи-то руки. Посыпались удары по лицу и
бокам, кто-то больно впился зубами в ногу. Собрав последние силы, он
рванулся вперед с таким порывом, что заставил передние ряды
раздвинуться и сразу оказался на свободе.
 Седов, обвязав вокруг себя пробочный матрац, стоял на мостике рядом
с рулевым Михайловым, готовый в любой момент броситься в море.
Знобящая дрожь пробегала по спине от выкриков, доносившихся с
верхней палубы, куда изо всех люков поднимались люди и устремлялись
в поиски спасательных средств. Раздирали койки, весла, доски,
деревянные крышки от ящиков, анкерки. Опоздавшие вырывали эти
предметы у других. На баке за спасательный круг ухватились сразу
несколько человек, и каждый втянул его к себе.
— Я первый захватил его! — кричал один.
— Врешь, подлец, я первый! — хрипел другой.
Началась драка. Несколько тел, вцепившись друг в друга, рухнули на
палубу и покатились к правому борту. То же происходило и в других
местах судна.»
« Последнее редактирование: 29 Июль, 2016, 05:57:42 am от Ми-6 »

Оффлайн Rufus

  • Moderator
  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 810
  • Репутация: +243/-183
Re: Религиозность в старой России.
« Ответ #5 : 29 Июль, 2016, 16:44:15 pm »
Что-то я не понял, а как вторая цитата относится к теме?  8)
百花齐放,百家争鸣 . Пусть расцветают сто цветов, Пусть соперничают сто школ!

Оффлайн Ми-6

  • Почётный Афтар
  • *******
  • Сообщений: 8 414
  • Репутация: +431/-378
Re: Религиозность в старой России.
« Ответ #6 : 29 Июль, 2016, 18:09:48 pm »
А вторая цитата о том, как настоящие верующие спасали свои жизни. Т.е. вера верой, но своя бренная оболочка дороже. ;D

Оффлайн Rufus

  • Moderator
  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 810
  • Репутация: +243/-183
Re: Религиозность в старой России.
« Ответ #7 : 30 Июль, 2016, 17:21:08 pm »
Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Матералы "Этнографического бюро" князя В.Н. Тенишева. т.1. Костромская и Тверская губернии.  Спб., 2004
Цитировать
Костромская губ. Ветлужский у.
231. Бывают случаи летаргии, но только редко. Это не мудрено, что таких людей хоронят живых, в нашей местности народ не понимает и не может различить истинной от мнимой смерти. Рассказывают, в летаргическом сне привезли одну такую женщину после родов и поставили в церковь в ночи. Ночью женщина пробудилась и видит, что лежит она в гробу, содвинула верхнюю доску, которая со стуком раздалось по церкви гул. Сторожа услышали стук, отворили церковь, видят, подле гроба стоит на коленях женщина, молится Богу. Сторожа замкнули церковь, дали знать отцу Никифору, он не замедлил явиться в церковь. Женщина упала священнику в ноги и просит его отпустить её в свой дом. Священник, не говоря ни слова, приказывает сторожу убить мнимоумершую церковными ключами. Сторож Симеон на др. день пошел домой, в дороге заболел ногами, у коего ноги скорчило. Симеон не мог стерпеть своей болезни, стал рассказывать про себя, как заставил его отец Никифор убить мнимоумершую, послал за священником, чтобы его напутствовать. Но не дождался священника, одночасно помер. Отец Никифор тоже не больше после сторожа 5 дней тоже скончался. Я спрашивал попов: "Дак чего вы не отпускаете мнимоумерших домой?" Они мне ответили: "Старые суеверы".
Вот почему не отпускают покойника с погоста. Если отпустить, весь причт помрет. В трех приходах таких лиц всех убили так же, как и эту женщину.
стр. 92.
百花齐放,百家争鸣 . Пусть расцветают сто цветов, Пусть соперничают сто школ!

Оффлайн Rufus

  • Moderator
  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 810
  • Репутация: +243/-183
Re: Религиозность в старой России.
« Ответ #8 : 30 Октябрь, 2016, 16:40:37 pm »
Читаю сейчас книгу
З.В. Зосимовский. Есть ли у русских религия? Спб., 1911.
Пишет человек верующий, и свои выводы он делает с большим огорчением.
Вот выдержки.

Русские очень любят оскорблять духовенство: оно и невежественно, и жадно до денег, и пьянствует, и бездельничает. (Приводит анекдот конца Японской войны: Знаете на каких условиях японцы согласны на мир? Они отказываются от контрибуции и вознаграждения землею, а требуют лишь, чтобы им представили 5 попов не пьяниц).
С возмущением рассказывает об обычае плевать при встрече с попом, кидать ему ломаные булавки и гвозди. При Владимире русские еще не плевали на духовенство, а лишь возвращались назад если встречали монаха или монахиню, в чем их в своих проповедях обличал св. Феодосий.
Приводит много случаев оскорблений духовенства, втч действием. Свящ. М. Левитов в своей брошюре "Народ и духовенство" пищет: "Попасть в вагон, набитый подвыпившими рабочими или рекрутами, для нашего брата истинное несчастье. Почти неизбежно становишься мишенью насмешек и пьяного остроумия."
Русский готов относиться подобострастно к каждому богатому или знатному, но "попа" или "поповича" он всегда презирает. Они не благородны по его мнению. И на офицерских обедах их сажали всегда за отдельный стол, чтобы не компрометировать "благородное" офицерство.
Некоторые стыдятся своего происхождения из духовного звания. Священники по их достоинству считаются русскими лишь немного выше легковых извозчиков, почтальонов и младших дворников.
Убедить русского, что он имеет совершенно превратное понятие о русском духовенстве, вряд ли возможно. У него уж сама душа устроена так, что все русское духовное ей претит.
Вообще я по отзывам о русском духовенстве научился узнавать, с русским ли я говорю или нет.
В Европе же у священников обеспеченность, легкий труд, всеобщее уважение.

У Петра любви к церкви не было. В насмешку над нею он учредил "Всешутейший и всепьянейший собор", во главе которого поставил пьяницу Никиту Зотова с титулом патриарха Иренбургского, Яузского и всего Кокуя; членам этой шутовской компании были розданы имена эклесиархов, дьяконов итд.; сам Петр принял на себя должность протодьякона.
На Рождество в Москве Петр и его компания поехали в церкви, вскрыли там ризницы и облачась в священные одеяния, а кому их не хватило, то в рогожи, и поехали пьяными по испуганным жителям "славить Христа".

Желания слушать духовенство у народа нет. Иоанн Кронштадтский был личностью всемирно известной. Проповеди его действовали на сердца, слушатели умилялись и плакали, а выйдя из церкви становились такими же, какими были до входа в неё. На улучшение народных нравов эти проповеди не возымели ни малейшего влияния. На память от них остались только иоанниты, которые свою деятельность начали с того, что отрезав от подрясников и ряс покойного проповедника рукава, стали продавать их по 200 р за штуку, а разрезав самые вещи на вершковые квадраты, продавали каждый по 50 коп. Вот и все.
Или вот еще образчик действия проповеди: был у меня знакомый англичанин г. Гердт, имевший в Новгородской губернии маленькую ферму, стоявшую около церкви. Раз в воскресенье после обедни и проповеди о любви к ближнему, выходил из церкви народ, и в этот же момент на ферме вспыхнул пожар. Народ бросился в неё и все разграбил, даже до последнего куска хлеба.

Об "уважении" особенно женщин к Иоанну Кронштадтскому:
Из ст. Меньшикова в "Новом времени": "Машка бойкая" заявила о. Иоанну Кронштадтскому, что если он не будет поддерживать её ежемесячно дачею денег, то она будет блудницею. О. Иоанн, не желая брать греха на душу, выдавал ей деньги. Она всюду преследовала его, хотя он всячески старался избавиться от неё.
Из ст. в "Биржевых новостях" о толпе женщин, сопровождавших его в путешествии на пароходе: На обратном пути, когда остановились в Архангельске, о. Иоанн не выдержал и послал записку шкиперу объявить всем своим спутницам, за искл. М.Е. и баронессы Т., что он дает им денег на путь по железной дороге, а пароход просит оставить.
Грянул бой. Более отвратительного зрелища я и представить себе не мог. Где смиренные елейные лица? Где вся любовь и почитание к о. Иоанну?
Больше всех неистовствовала Аксинья. Она визжала, кричала, топала ногами, ругалась.
- Я ему покажу, я покажу; я ему скандал на весь Архангельск устрою.
- Кому это? - недоумеваю я.
- Известно кому, батюшке; будет он помнить Аксинью.
- Позвольте, но ведь вы-то батюшку любите?
- Ну как же, конечно люблю.
- Но как же вы не понимаете, что ему нужен отдых, а с вами всеми ему отдохнуть немыслимо. Ведь вы ему покоя не даете. Докажите же, что вы его действительно любите и дайте ему хоть последние две недели отдохнуть наедине.
- Хорошо тебе говорить; а ты подумай только, как меня в Кронштадте встретят. ведь засмеют. Скажут - высадили. Нет, не сойду ни за что. А если высадят, то такой устрою скандал, что небу будет жарко, а Веркину мать на улицу выгоню.
И кончилось тем, что все-таки все остались на пароходе "захватным порядком". Засели по своим углам и объявили, что если их только тронут, то они поднимут визг на весь Архангельск.
И вот о. Иоанн опять в этом милом обществе. Пока он молится или углублен в Евангелие, спутницы пронизывают его взглядами на расстоянии. Но стоит только ему взять в руки Библию, как его сейчас же плотной массой окружают; послушать охота. И он читает вслух, стиснутый со всех сторон своими назойливыми спутницами...

Происходит у русских такое отвращение к монастырям от их вообще презрения к религии, что можно подтвердить сравнением количества монахов и монастырей в России с таковым во Франции и Испании. До изгнания правительством Франции конгрегаций в одном только Париже монахов было больше, чем во всей России; что же касается до Испании, то монастырей в ней (роскошно обставленных) теперь в 4,5 раза больше. Отсюда видно, что в русском народе склонности к монашеству почти нет...

Автор приводит письмо госпожи NN о монастырях, помещенное в №32 Гражданина" за 1910г.
"Я человек религиозный, приехала в В. чтобы помолиться в НН монастыре. Но что увидела!
...происходит в буквальном смысле разврат, пьянство, и целые дни толстые жирные монахи ходят, ничего не делая, с тупыми животными инстинктами... Ведь сколько уходит непроизводительно народных денег на содержание этих дармоедов. Они до того дошли, что не стесняются во время службы , за спиной архиерея, в хороших одеяниях, полупьяные, смеются, разговаривают  со сторожами, делают большие поклоны и тотчас же прнимаются за болтовню, за смех. Стоят на клиросах, поют и смеются. Как только окончится служба, сейчас рассылают букеты цветов дамам, остановившимся в гостинице. Благочинный не стесняется богомольцев, в той же гостинице живет его любовница.
Выйдешь в монастырский  сквер, и увидишь пьяных, оголтелых  монахов. Пойдешь  городу, опять встретишь полупьяных монахов. Пойдешь в монастырь молиться,..
Я больше здесь оставаться не могу. Боюсь только расстрою себе нервы и пожалуй потеряю веру в Бога"

В "Русских ведомостях" автор заметки "Шамардонский монастырь" пишет вообще о монастырях следующее: Я читал много описаний монастырского житья, сам посетил несколько мужских монастырей, и если бы верующий и алчущий тишины и душевного успокоения человек спросил бы меня, куда идти, я бы ответил ему: только не в монастырь.

Далее стр 82 рассказывает, как слушал и скучал в Казан. соборе. Потом на нескольких стр. говорит о бессмысленности и непонятности церковной службы, её "многоглагольствовании", осужденном Христом, затянутости.

У русских нет религии; у тех немногих, у которых она есть, именно старообрядцев, нравы совсем иные, христианские. Во всей же русской массе, повторяю, её нет и прежде никогда не было. Бывает иногда на неё мода, вроде той, о которой я говорил - строить церкви. Но это только мода, а не искреннее влечение русской души покаяться, исправиться и быть хоть сколько нибудь послушной велениям Христа.
Она, эта мода на религию, завелась было в 1908г. в виде интереса к нравственным и религиозным вопросам... но это к сожалению не оправдалось, и русские студенты и курсистки, по случаю кончины гр. Л.Толстого, показали, что это "новое направление" было не более как модой и притом очень кратковременной.

В "Семейной хронике" Аксакова М.М. Куралесов выстроил в своем имении церковь и снабдил её великолепной утварью, и это не мешало ему пьянствовать и драть, для своего удовольствия, своих крестьян "кошками" до смерти.

Покойный генерал К. мне рассказывал про родственника своей жены, помещика, пьяницы, картежника и кощуна О-ва. Когда он выигрывал, он кричал лакею: "Эй, Ванька, зажги у Николки лампадку", т.е. у образа св. Ник. Чуд.; а когда проигрывал, то кричал: "Эй, Ванька, оберни Николку задом вперед", т.е. перевесить образ ликом к стене.

Там, где я учился в годы отрочества, многие кадеты,  кощунствуя над словами "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу", произносили такую фразу: "слава овсу и сену и свиному уху".

...О первом из приведенных мнений, где русский называется "Богоносцем" распространяться нет надобности; оно было приведено лишь в качестве курьеза и свидетельства того, до какой колоссальной степени возможна ложь у русских.
В силу этого второе мнение о том, что русские - атеисты (хорошие исключения конечно в стороне), должно считаться более подходящим к действительности.

Очень характерным примером русской якобы религиозности может служить бывший в Москве 17 ноября 1910 г. случай в часовне Чудотворной Иверской Божией Матери; подошел к иконе мужик, поцеловал её и затем, выхватив из кармана нож, перерезал им себе горло. Он, в русском смысле, был очень верующий, но в то же время он презирал заповеди Божии и таковую "не убий" нарушил на себе самом, осквернив заодно и святое место, в которое для самоубийства явился он. В христианском смысле слова это был не верующий, а - кощун.

И вот подведя итог... о русских, выйдет, что они не атеисты, т.к. веруют в Бога, но на одну их часть - совершенно к нему равнодушные, и на другую - презирающие Его, т.е. кощуны, что в общем показывает, что никакой религии у них нет.
« Последнее редактирование: 30 Октябрь, 2016, 16:46:50 pm от Rufus »
百花齐放,百家争鸣 . Пусть расцветают сто цветов, Пусть соперничают сто школ!

Оффлайн Kochegar

  • с потонувшего парохода
  • Почётный Афтар
  • *******
  • Сообщений: 7 278
  • Репутация: +384/-487
  • верующий в русалок
Re: Религиозность в старой России.
« Ответ #9 : 31 Октябрь, 2016, 16:29:32 pm »
Очень интересная книга:

http://www.library6.com/3596/item/720367
Почему на церквях и на церковных облачениях кресты? Только потому что Христа распяли а не повесили