назовём такое "основание", единое для всего многообразия реальности - "первоэлементом"....
Дался Вам этот "первоэлемент". Что это, вообще, такое? Как единое может быть элементом, даже если он -перво?
и - да...пока не написали новые учебники, рекомендованные для ВУЗов - я предпочитаю придерживаться того, что там написано...
И это говорит StrongBeer, ниспровергатель словарей.
Хорошо, давайте вернёмся к А.Г. Спиркину.
"С точки зрения диалектики, материя есть объективная
реальность —
причина, основа, содержание и носитель (субстанция)
всего многообразия мира."
Т.е., Спиркин, в отличии от Ленина, не просто констатирует, что материя это объективная реальность, это и так ясно, но и объясняет ЧТО ЭТО, возвращая таким образом её первоначальное понимание.
Отсюда же вытекает и материальное единство мира:
"Принцип материального единства мира означает не
эмпирическое сходство или тождество конкретных систем, элементов
и конкретных свойств и закономерностей, а
общность материи
как субстанции, как носителя многообразных свойств и отношений."...
"В каждом единичном заключается общее как его сущность."
А.Г. Спиркин/ФИЛОСОФИЯ/Издание второе/Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений/Москва/ГАРДАРИКИ/2006
в реальности, есть совокупность признаков - как первичный материал, база для анализа...а никаких первоэлементов при этом - нет...
Про первоэлементы не знаю, может есть, а может и нет, это к вопросу о материи отношения не имеет. Если первоэлемент есть, то с точки зрения объективной реальноти он такая же вещь, как и все другие непервоэлементы. Причём тут материя (субстанция)?
А вот может ли существовать совокупность признаков сама-по-себе, без носителя - это вопрос! Но этот вопрос имеет сторонников и в среде диалектических материалистов (атрибутивная концепция Бранский, В. В. Ильин и др.), хотя на мой взгляд это уже объективный идеализм чистой воды.
Склеено 18 Июль, 2018, 11:01:29 am
если гром и молния - это не от колесницы бога, то глупо было бы придерживаться этой модели и искать какую-то первопричинную колесницу бога...
Верно. Если мир не основан на какой-то там материи, то глупо было бы переносить это понятие на объективную реальность, стоило бы просто забыть о нём, как о не подтвердившейся гипотезе, типа эфира.
Склеено 18 Июль, 2018, 12:45:31 pm
электропроводный минерал...."содержание" тут что?...то, что он минерал, или то, что минерал электропроводный?...это вопрос ко всем любителям искать во всем "содержание", "суть", "основу" или "первопричину", состоящую из "первоэлемента"....короче - вопрос метафизикам...
А А.Г. Спиркин оказался не так плох как я думал.
"Сущность вещей — нечто лежащее за пределами непосредственных
восприятий. Понятие сущности близко, но не тождественно
понятиям общего, целого, содержания, внутреннего."
О метафизике:
"Этимологически здесь все достаточно просто: мета (греч.) —
«сверх», «над». Таким образом, все, что сверх физической реальности,
относится к реальности метафизической. А это может быть
не только, например, духовная, но и биологическая, и социальная
реальность — они ведь сверхфизичны. Но под метафизикой понималась
особая сверхчувственная реальность, пребывающая за пределами
опыта, эксперимента, наблюдения, причем как прямого, так и косвенного. Однако эксперименту, наблюдению, опыту человека
и человечества доступна пока еще крайне малая доля сущего.
Все «остальное» находится в области, запредельной для человеческой
чувственности. Размышления об этом и есть метафизика.
Путаница возникла, когда под метафизикой стали понимать
метод, противоположный диалектике, хотя предмет последней не
только чувственная, но и сверхчувственная реальность. И в этом
отношении она ничем не отличается от метафизики. Вообще, метафизическая
реальность — это достопочтенная реальность, которая
достойна глубокого изучения: все, что доступно эксперименту,
— это пока крайне маленький островок реальности."