Автор Тема: Извечный вопрос о свободе...  (Прочитано 52028 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Коля

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 291
  • Репутация: +0/-1
(Нет темы)
« Ответ #20 : 28 Август, 2005, 18:13:50 pm »
Цитата: "Радикальный субъект"
Что касается азартных игр с государством (или с таким частным лицом как сейчас) - я бы не захотел. Тем не менее, приходится, ибо игра стоит свечь. Хуже того, у меня последняя свечка осталась, горит как может.
Что-то я перестаю Вас понимать. Вы в азартные игры играете на последние без сдачи? Не понял и про "без особой привязанности к предмету разговора". Это про ислам, что ли? Так я его немножко знаю, всё-таки. И кроме знаменитых "суфиев" есть множество других сект с эзотерическими книгами, в которых тоже разные умствования.

БАНАЛЬНОЕ РАССУЖДЕНИЕ НА ТЕМУ СВОБОДЫ
(Дм. Пригов).

Только вымоешь посуду,
Глядь — уж новая лежит.
Уж какая тут свобода?
Тут до старости б дожить.
Правда, можно и не мыть,
Да вот тут приходят разные,
Говорят: посуда грязная —
Где уж тут свободе быть?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Коля »
Люди, которые думают, что они всё знают, так раздражают нас — тех, кто действительно знает всё!

Оффлайн Плюмбэкс

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 83
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #21 : 29 Август, 2005, 05:03:08 am »
А я вообще не понимаю - и никогда не понимал - почему люди связывают понятие свободы с понятием случайности.
     Это же совсем разные вещи.
     Случайность - это, грубо говоря, непредсказуемость. Отсутствие чёткой однозначной связи между состоянием объекта в прошлом и состоянием объекта в будущем. При условии, что объект изолирован.
     Свобода - это совпадение действий субъекта с его желаниями. При этом тот факт, что желания субъекта могут быть предопределены, не имеет никакого значения. Субъект всё равно свободен, если делает то, что хочет.
     Здесь же у вас - какая-то нелепая путаница понятий. И не только у вас - повсюду.
     Почему-то возвели принцип неопределённости на пьедестал, утверждая, что якобы в нём заключается свобода воли. Какая свобода воли? Он просто делает наше поведение чуть менее предсказуемым, размывая часть причинно-следственных связей, только и всего.
     Если непредсказуемость для вас - синоним Свободы, то назовите её эталоном электрон.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Плюмбэкс »
[size=75]Плюмбэкс, "Времена Зари"[/size]

Оффлайн Nail Lowe

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 822
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #22 : 29 Август, 2005, 08:17:49 am »
Цитата: "Плюмбэкс"
А я вообще не понимаю - и никогда не понимал - почему люди связывают понятие свободы с понятием случайности.
     Это же совсем разные вещи.
     Случайность - это, грубо говоря, непредсказуемость. Отсутствие чёткой однозначной связи между состоянием объекта в прошлом и состоянием объекта в будущем. При условии, что объект изолирован.
     Свобода - это совпадение действий субъекта с его желаниями. При этом тот факт, что желания субъекта могут быть предопределены, не имеет никакого значения. Субъект всё равно свободен, если делает то, что хочет.
     Здесь же у вас - какая-то нелепая путаница понятий. И не только у вас - повсюду.
     Почему-то возвели принцип неопределённости на пьедестал, утверждая, что якобы в нём заключается свобода воли. Какая свобода воли? Он просто делает наше поведение чуть менее предсказуемым, размывая часть причинно-следственных связей, только и всего.
     Если непредсказуемость для вас - синоним Свободы, то назовите её эталоном электрон.
Почему связываю(т) понятие свободы с понятием случайности… Чтобы избежать пресловутой путаницы понятий, я предпочитаю все-таки говорить о свободе выбора. Так вот что такое свободный выбор – это выбор из некоторого спектра возможностей, ничем не детерминированный извне, да и вообще – ничем не детерминированный. Иначе говоря, для внешнего наблюдателя это – случайный выбор, который нельзя было пресказать заранее даже зная наперед почти все (почти, потому что знать всё по-любому невозможно) о субъекте выбора. Получается, что свобода выбора – это свойство субъекта действовать относительно независимо от внешних (и даже от внутренних) обстоятельств, а для стороннего наблюдателя- «почтивсезнайки» такое действие будет именно случайным. Отсюда и следует, что свобода выбора напрямую связана со случайностью, хоть это действительно совершенно разные вещи.
Хорошо, что Вы оговорились о том, что объект (субъект волеизъявления, как я понимаю) изолирован. Автономность воли – необходимое условие ее свободы.
Насчет желаний, мне кажется, тут Вы не правы. Хорошо, пусть свобода – это совпадение действий субъекта с его желаниями. Но как же у Вас получается игнорировать вопрос о предопределении самих желаний? Ведь если желания предопределены, то получается, что субъект волеизъявления – лишь раб своих желаний? Скажем, некоторые наркоманы: все их действия в перерывах между опьянением и следующим введением наркотика направлены на поиск этого наркотика. Наркоман этого действительно хочет. И он делает то, что хочет. Но мне не кажется, что он свободен. То есть свобода в некотором смысле может и есть, но отнюдь не свобода воли :-).
Поэтому-то тезис «Свобода – осознаная необходимость» и актуален, потому что истинная свобода воли – это способность поступать не так, как комфортней, приятней, выгодней и т.п. Ну например, друг сознательно кладет жизнь за своего друга, чтобы тот выжил (беру этот пример, потмоу что тут родственных связей нет, биология тут не при чем, по кр. мере, на первый взгляд). Этот человек поступает в ущерб себе, но свободно, осознавая, что это сделать необходимо, чтобы друг выжил. В данном случае для стороннего наблюдателя выбор человека будет непредсказуемым и вообще, маловероятным.
Электрон я не могу назвать свободным – у него нет воли (как психического феномена). Я, кстати, считаю, что копенгагенская интерпретация квантовой механики может и должна критиковаться. Помните, Эйнштейн отстаивал противоположную точку зрения: "Бог не играет со Вселенной в кости"?
Цитата: "Радикальный субъект"
Вы же современный человек, как Вы можете судить категориями XIX-го века? Нет никакого спора, я всего лишь пытался прояснить то, что Всеведение не подразумевает узурпации свободных воль. Если, как Вы говорите, частицы (по сути хаотичные - спорим?), тем не менее подчиняются какому-то закону (статистике), то почему свободные (по сути хаотичные - спорим?) воли не могут тоже в свою очередь подчиняться какому-то закону? А Абсолют этот закон знает (ибо Всеведущ), да и сам его установил (ибо Всемогущ).
Не знаю, о каких категориях Вы говорите, но если Вы пытались «прояснить то, что Всеведение не подразумевает узурпации свободных воль», то Вам это не удалось. Узурпация – это незаконый захват, присвоение чего-либо [Ожегов-Шведова]. Не понимаю, как это понятие относится к теме.
А вот насчет частиц… Хорошо, даже если и так. Давайте сравним с частицами. Но в таком случае закон этот известен даже нам – это волновая функция и соотношение неопределенностей. И что, Вы хотите сказать, что Абсолюту известна волновая функция и соотношение неопределенностей, что он сам их установил? Пусть так, но даже в этом случае Абсолют не может знать одновременно координату и импульс или энергию и время. И в чем же тут всеведение проявляется? Получается, что своим всемогуществом бог ограничивает свое всеведение.
Предвижу, что Вы можете возразить: бог знает некоторый универсальный закон. Тут есть следующие возражения.
1. Почему, вообще говоря, Вы считаете, что это закон  непременно динамический? Из того постулата, что бог всесведущ? Очень много допущений. Не подойдет.
2. Более… фундаментальное, я бы сказал возражение. Вы наверняка знаете, что в 30-х годах прошлого века была доказана теорема Геделя. Великое на мой взгляд, событие в философии науки, которое мало с чем можно сравнить по значимости. Так вот не стоит забывать, что научное познание в принципе не может упереться во всеобщий универсальный конечный закон – таково свойство самого рационального познания (нельзя построить полную формальную теорию, в которой были бы доказуемы все истинные теоремы арифметики). И если Вы говорите о законах движения материи – о научных законах, – то Вы должны понимать, что все это законы рационального (!) познания. Кто где-нибудь когда-нибудь слышал об иррациональных законах? И если Вы говорите, что бог устанавливает некий универсальный закон движения материи, ведомый только ему одному, то он (бог) действует в данном случае как сугубо рациональное существо. Но тут Вы впадаете в прямое противоречие с теоремой Геделя, потому что никакого предельно общего закона быть не может в принципе. Следовательно, даже для бога мир непознаваем до конца. Нет Абсолютной Истины (заглавные буквы – ирония по поводу пафоса верующих, которые любят летать высоко). И если бог что-то и устанавливает, то это что-то – соотношение неопределенностей, волновая функция, теорема Геделя – говорит только в пользу фундаментальной стохастичности мира, преодолеть которую не может никто, в том числе и бог.
Цитировать
Это уже попахивает дымом. Я постараюсь свериться со средневековыми теоретиками, чтобы ответить на именно этот непростой и каверзный вопрос.
Это еще что! В подобных дискуссиях еще и не тем иногда попахивает. Хорошо, что мы с Вами люди цивилизованные и не разбрасываем как бегемоты свой помет :-D А ведь многие недалеко от бегемотов ушли :-). Но не на этом форуме, естественно.
Да, а Вы сверьтесь, сверьтесь. Только в оригинале желательно, если Вы настолько круто разбираетесь в средневековых теоретиках.
Цитировать
Аналогично. Но это всё вопросы логические, а разум слеп: мы с вами знаем и многие логические вопросы - о реальном мире, - и они парадоксальны. Иногда парадоксы решаются, иногда нет, но реальность остаётся такой, какова она есть, независимо от нашей логики.
На каком-то Вы языке говорите, право… Причем тут аналогично? Что тут аналогично чему? Ну да ладно, не в том дело. То, что разум слеп – это Вы погорячились. Есть даже термин такой – умозрение :-). Не знаю, как Вам, а мне парадоксальные логические вопросы о реальном мире не известны. Если Вы о парадоксах Зенона или Рассела, так это вопросы о парадоксах мышления, а не о реальном мире.
Но Вы правы в том, что реальность тождественна себе, независимо от логики. Но так уж получилось, что логика (как показывает общественно-историческая практика, по Марксу) совершенно адекватно отражает эту самую реальность. Ведь что такое логика – это правила мышления, адекватного реальности. Как эти правила сложились, позволяют ли они делать правильные умозаключения и если да – почему? Очень просто. Человек (весь человек – и его тело, и его сознание) – продукт естественых законов, эволюции. Логика формируется под давлением среды обитания. И поскольку человек существует в материальных условиях и имеет дело с законами материального мира, постольку исторически выработанные правила его мышления вполне соответствуют реальности.
Цитата: "Радикальный субъект"
Продолжение. Нельзя не спросить: что конкретно Вы подразумеваете под творчеством? И каким образом понятие творчества (вещь вполне себе иррациональная) соотносится с детерминизмом? Давайте, попробуйте лишить меня свободы творчества - в нём  я хочу быть свободным, насколько могу.
ОК, давайте я пробовать лишать Вас свободы творчества не буду. Для творческого человека – а Вы, насколько я могу судить, человек творческий – это самое страшное из всего, что может произойти. Я ведь не изверг какой…
Что конкретно я подразумеваю под творчеством? «Творчество – это создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей». Это по Ожегову. А я понимаю творчество как некую деятельность, направленную на содание чего-то нового – широкая трактовка творчества. Можно еще шире: это приведение материи в некий порядок в соответствии с замыслом автора. Этакое философское определение творчества. С этой точки зрения, любую волевую человеческую дейтельность можно считать творчеством.
И я не понимаю, почему Вы спросили про детерминизм. Я нигде не утверждал, что детерминизм как-то соотносится со свободой творчества. Если Вы имеете в виду наш разговор с Люшей, так там речь о другом шла. Первоначально Люша сказала, что любая свобода иллюзорна и является формой рабства, и только в творчестве человек может быть полностью свободен. Я возразил на это следующим образом. Ладно, в мыслях человек гораздо свободнее, чем в реальности. Но одного замысла для того, чтобы возник результат творчества не достаточно, должно быть что-то еще. Это что-то – вполне конкретные действия с материей (будь то электромагнитные волны, воздух, камень, краска и т.д.). И поскольку для того, чтобы что-то творить, Вы вынуждены иметь дело с материальным миром, постольку Вы даже в творчестве ограничены законами движения материи. Что бы Вы ни делали, Вы не можете делать это, нарушая начала термодинамики.
Про детерминизм же я вообще не упоминал. А Ваш вызов «Давайте, попробуйте лишить меня свободы творчества - в нём  я хочу быть свободным, насколько могу» легко можно реализовать. Вы же занимаетесь (если занимаетесь) не «творчеством вообще», а творчеством вполне конкретного образца. Ну, скажем, Вы программист, пишете программу. Чем не творческая работа? И ограничить Вас в Вашем светлом порыве очень легко – забрать у Вас компьютер :-). И даже если у Вас в голове эта программа будет написана и будет работать, это творчеством не будет.
« Последнее редактирование: 29 Август, 2005, 10:49:03 am от Nail Lowe »
Ибо сказано, die Religion ist das Opium des Volkes.

Оффлайн Плюмбэкс

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 83
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #23 : 29 Август, 2005, 10:10:44 am »
То есть поведение наркомана вы свободным не считаете? Почему? Из-за его предсказуемости? Но ведь как раз связь свободы с непредсказуемостью вы и собирались доказать. Доказать, а не использовать в качестве предпосылки.
     Или, исходя из цитирования вами Маркса, вы считаете свободным разумное поведение? Но чем разумнее человек, тем меньше элемент случайности в его действиях. Да - для внешнего наблюдателя его поступки становятся менее предсказуемыми. Но о внешнем наблюдателе говорить нет смысла, поскольку в каждом отдельном случае всё зависит от его информированности.
     Пример с человеком, жертвующим жизнью ради своего друга, также ничего не доказывает - поскольку элемент случайности мал. Здесь может присутствовать разве что иллюзорная случайность с точки зрения пресловутого "внешнего наблюдателя" - и то если предположить, что этот "наблюдатель" ничего не знает об отношениях тех двоих...

     Добавлю, что лично мне более свободным кажется детерминизм, чем принцип неопределённости.
     Мне нравится принимать решения, логически просчитывая их.
     И не нравится думать, что из-за самовольного квантового скачка какого-нибудь иона в моём мозгу я могу совершить случайный нелепый поступок...
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Плюмбэкс »
[size=75]Плюмбэкс, "Времена Зари"[/size]

Оффлайн Коля

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 291
  • Репутация: +0/-1
(Нет темы)
« Ответ #24 : 29 Август, 2005, 10:31:40 am »
Цитата: "Плюмбэкс"
И не нравится думать, что из-за самовольного квантового скачка какого-нибудь иона в моём мозгу я могу совершить случайный нелепый поступок...
Ну, от одного иона, и даже десяти тысяч, ещё ничего не случится. В сети скорректируется. А вот если повлиять на статистику движения ионов при помощи алкоголя, например, то...
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Коля »
Люди, которые думают, что они всё знают, так раздражают нас — тех, кто действительно знает всё!

Оффлайн Nail Lowe

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 822
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #25 : 29 Август, 2005, 11:11:49 am »
Цитата: "Плюмбэкс"
То есть поведение наркомана вы свободным не считаете? Почему? Из-за его предсказуемости? Но ведь как раз связь свободы с непредсказуемостью вы и собирались доказать. Доказать, а не использовать в качестве предпосылки.
Да, я не считаю поведение наркомана свободным. Почему? Потому что его действия подчинены некоторой программе, нарушить которую он не может. Можно сравнить его действия с действиями человека под гипнозом – никакой свободы. Воля отсутствует.
Второе. Разве я брал на себя ответственность доказывать что-либо? Тут обсуждение просто. Получится доказать (даже самому себе, потому что для меня самого это актуальная тема) – очень хорошо. В противном случае просто узнаю, что думают по этому поводу другие люди. Может быть, я даже мнение свое поменяю :-).
Цитата: "Плюмбэкс"
Или, исходя из цитирования вами Маркса, вы считаете свободным разумное поведение? Но чем разумнее человек, тем меньше элемент случайности в его действиях. Да - для внешнего наблюдателя его поступки становятся менее предсказуемыми. Но о внешнем наблюдателе говорить нет смысла, поскольку в каждом отдельном случае всё зависит от его информированности.
Я бы не стал утверждать связь между «разумностью» и «предсказуемостью». Я уже сказал, что я имел в виду. Человек, действующий не на основе внешних каких-то принуждающих обстоятельств – действует по меньшей мере более свободно, чем тот, кто им подчиняется. Важно понимать, что свободный человек просто не зависит от этих обстоятельств, а не действует наперекор им. Нигилист так же несвободен, как и фаталист. А вот принимать решения на основе логического анализа и просчета – это блие к свободе, на самом деле, тут я с Вами согласен. Потому что рациональное действие не ориентируется на то, что надо чему-то подчиниться или, напротив, воспротивиться. Оно самоценно, поэтмоу более свободно.
Насчет примера с друзьями, я имел в виду, что этот жертвующий поступает так не по биологическому (инстинктивному) принуждению. И не для того, чтобы насолить кому-то, апросто потому, что так ему хочется. То есть стимулы довольно-таки слабые, а последствия далекоидущие.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Nail Lowe »
Ибо сказано, die Religion ist das Opium des Volkes.

Оффлайн Плюмбэкс

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 83
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #26 : 30 Август, 2005, 03:14:37 am »
Цитата: "Nail Lowe"
Поэтому-то тезис «Свобода – осознаная необходимость» и актуален, потому что истинная свобода воли – это способность поступать не так, как комфортней, приятней, выгодней и т.п. Ну например, друг сознательно кладет жизнь за своего друга, чтобы тот выжил (беру этот пример, потмоу что тут родственных связей нет, биология тут не при чем, по кр. мере, на первый взгляд). Этот человек поступает в ущерб себе, но свободно, осознавая, что это сделать необходимо, чтобы друг выжил. В данном случае для стороннего наблюдателя выбор человека будет непредсказуемым и вообще, маловероятным.
    Почему-то мне кажется, что я уже где-то встречал этот пример... 8) Ага, вот:
     
Цитировать
    Некоторые из полученных мною писем свидетельствуют, что есть немало людей, которым трудно понять, что же такое естественный закон, или нравственный закон, или правила порядочного поведения.
     В этих письмах я, например, читаю: "Не является ли то, что Вы называете моральным законом, просто нашим стадным инстинктом, и не развился ли он так же, как все наши другие инстинкты?"
     Что ж, не отрицаю, мы можем иметь стадный инстинкт; но это совсем не то, что я имею в виду под моральным законом. Мы все знаем, что значит чувствовать в себе побуждения инстинкта - будь то материнская любовь, или половой инстинкт, или чувство голода. Такой инстинкт означает, что вы испытываете сильное желание действовать определенным образом. И конечно, иногда мы испытываем сильное желание помочь другому человеку, и нет сомнений в том, что такое желание возникает в нас благодаря стадному инстинкту. Но почувствовать желание помочь совсем не то же самое, что чувствовать: ты должен помочь, хочешь этого или нет.
     Предположим, вы слышите крик о помощи от человека, находящегося в опасности. Вы, возможно, почувствуете при этом два желания: одно - помочь ему (в силу своего стадного инстинкта) и другое желание - держаться подальше от опасности (в силу инстинкта самосохранения). Однако в дополнение к этим двум импульсам вы обнаружите в себе третий, который говорит вам, что вы должны следовать тому импульсу, который толкает вас помочь, и должны подавить в себе желание убежать. Это побуждение, которое судит между двумя инстинктами, которое решает, какому инстинкту надо следовать, а какой подавишь, само не может быть ни одним из них. Вы могли бы, с таким же основанием сказать, что нотная страница, которая указывает, по какой клавише вам надо ударить в данный момент, сама - одна из клавиш. Нравственный закон говорит нам, какую мелодию нам следует играть; наши инстинкты - только клавиши.
    Это выдержка из книги Клайва Стейплза Льюиса "Просто христианство".
     Но что простительно христианскому писателю, для вас должно быть неудобно.
     Мотивы человека, жертвующего жизнью ради своего друга - не важно по какой причине - в любом случае являются частью его самого и поддаются теоретическому просчёту. Похоже, вы мистифицируете разум, в то время как он не наделён способностью выбирать - и является лишь исполнительным инструментом для врождённых и приобретённых рефлексов.
     Например, различные системы ценностей он может оценивать лишь по признакам их логической противоречивости/непротиворечивости. Если некая не противоречащая сама себе система ценностей кажется вам глупой - то ваш разум здесь ни при чём. Вы вынесли это суждение на основе той системы ценностей, которая была у вас на момент вынесения.
     
Цитата: "Nail Lowe"
Я бы не стал утверждать связь между «разумностью» и «предсказуемостью». Я уже сказал, что я имел в виду. Человек, действующий не на основе внешних каких-то принуждающих обстоятельств – действует по меньшей мере более свободно, чем тот, кто им подчиняется.
    Кажется, я понимаю, что вы хотите сказать. Чем реактивнее поведение человека - тем меньше в нём свободы.
     Тогда самый свободный человек - это аутист из палаты №5. Ибо между его поведением и внешней реальностью нет вообще никакой связи. Что бы ни произошло во внешнем мире - его это нисколько не поколышет. Он будет свободен в мире своих туманных представлений.
     
Цитата: "Nail Lowe"
Важно понимать, что свободный человек просто не зависит от этих обстоятельств, а не действует наперекор им. Нигилист так же несвободен, как и фаталист.
    И зачем вы оскорбили нигилистов? Мало того, что в одной из соседних тем разные демагоги упрямо заявляют, будто бы сатанизм - основанное на противостоянии христианству учение, так ещё и вы допускаете схожую ошибку.
     Нигилизм - это не действие наперекор обстоятельствам. Вы путаете его с нонконформизмом. Хотя и нонконформизм таковым не является - иначе его называли бы антиконформизмом.
     
Цитата: "Nail Lowe"
рациональное действие не ориентируется на то, что надо чему-то подчиниться или, напротив, воспротивиться. Оно самоценно, поэтмоу более свободно.
    Оно "более свободно" не потому, что с точки зрения какого-то там внешнего наблюдателя кажется "менее предсказуемым". И не из-за отсутствия связи с импульсами внешней среды - это, опять же, свойственно аутистам. Кстати, мода на самокопание обычно появляется в эпохи социальных катаклизмов.
     Рациональное поведение более свободно, потому что лучше позволяет добиваться свободы, только и всего.
     
Цитата: "Nail Lowe"
Насчет примера с друзьями, я имел в виду, что этот жертвующий поступает так не по биологическому (инстинктивному) принуждению. И не для того, чтобы насолить кому-то, апросто потому, что так ему хочется. То есть стимулы довольно-таки слабые, а последствия далекоидущие.

     С вашего позволения я приведу первый военный закон Мэрфи: "Если это глупо, но работает, - значит, это не глупо".
     Если человек пожертвовал жизнью ради друга - значит, стимул был вовсе не слабый.
     И это свободный поступок не из-за противодействия инстинктам - а просто потому, что человек поступил так, как хотел.
     И потому что внешняя среда ему в этом не помешала.
     Конечно, можно поспорить о том, хотел ли он вообще погибать. Но в пределах заданной вами ситуации его самопожертвование было свободным поступком.
     Внутренняя же среда - это сам человек. Рассуждения о том, что мы-де рабы инстинктов (обычно исходящие от атеистов) или что мы-де рабы логического мышления (обычно исходящие от верующих) - не более чем софизмы.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Плюмбэкс »
[size=75]Плюмбэкс, "Времена Зари"[/size]

Оффлайн Nail Lowe

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 822
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #27 : 31 Август, 2005, 15:18:11 pm »
Цитата: "Плюмбэкс"
Мотивы человека, жертвующего жизнью ради своего друга - не важно по какой причине - в любом случае являются частью его самого и поддаются теоретическому просчёту. Похоже, вы мистифицируете разум, в то время как он не наделён способностью выбирать - и является лишь исполнительным инструментом для врождённых и приобретённых рефлексов.
Мотивы этого человека действительно являются его частью и могут быть просчитаны. Но, согласитесь, лишь с некоторой степенью вероятности. Даже самый преданный друг может (то есть в принципе имеет возможность) оставить своего друга умирать. И при этом его мотивы останутся для нас тайной. На каком основании мы можем исключить такой вариант? Логика – да, все это хорошо, но все же она ничего не сможет нам сказать о том, какой именно путь из всех возможных выберет тот или иной человек в одинаковых условиях.
Я не мистифицирую разум. Я только пытаюсь выяснить, возможна ли вообще свобода воли для человека и если да – то почему и как она возможна. Признаю – в этом нет тайны, – что лично я бы предпочел, чтобы СВ все-таки была возможна, потому что в противном случае человек (общество) лишается единственного механизма контролировать свои же действия – ни этика, ни право, ни нравственность не могут быть обоснованы, ибо человек без Св не несет ответственности за сови поступки. Проблема вменяемости слишком остра, чтобы отказываться от СВ.
По-Вашему получается, что человек как волевой субъект– слуга рефлексов, одни из которых – продукт биологической эволюции, а другие – социализации. То есть за любой поступок индивида сам он ответственности не несет, а несет ее либо природа, либо само общество. Для меня неприемлема такая позиция, поэтому я и хочу обосновать свою веру в СВ (а я в нее верю).
А вот, что я еще подумал. Ведь СВ – если она существует – является, кроме всего прочего, еще и двигателем прогресса. В противном случае для того, чтобы объяснить историческое развитие со всеми его неоднозначностями, нам бы пришлось придумывать некий универсальный закон. Более того, динамический закон. Но это так – вопрос побочный. Просто мысль проскочила.
Цитата: "Nail Lowe"
И зачем вы оскорбили нигилистов? Мало того, что в одной из соседних тем разные демагоги упрямо заявляют, будто бы сатанизм - основанное на противостоянии христианству учение, так ещё и вы допускаете схожую ошибку.
Нигилизм - это не действие наперекор обстоятельствам. Вы путаете его с нонконформизмом. Хотя и нонконформизм таковым не является - иначе его называли бы антиконформизмом.
НИГИЛИЗМ, а, мн. нет, м. [фр. nihilisme < лат. nihil ничто]. Полное отрицание всего, полный скептицизм.
НОНКОНФОРМИЗМ, а, мн. нет, м. [фр. non-conformisme < nоn не + conformer приспосабливаться]. Отрицание существующего порядка вещей в обществе, социальный протест. [Толковый словарь иностранных слов Л.П.Крысина].
А вот интересно, по-Вашему, сатанизм является самоценным учением и не зависит от христианства?
Цитата: "Плюмбэкс"
Рациональное поведение более свободно, потому что лучше позволяет добиваться свободы, только и всего.
Ничего не понял. Если рациональное действие уже свободно, какой смысл в том, чтобы им добиваться свободы, ведь она уже есть и является атрибутом самого действия? Кажется, порочный круг в дефиниции, либо нарушение тождества понятия "свобода". Может быть, сформулируете как-то иначе?
Цитата: "Плюмбэкс"
И это свободный поступок не из-за противодействия инстинктам - а просто потому, что человек поступил так, как хотел.
Правильно. Это то, что традиционно называется «свобода для». Но вопрос в том, является ли само это его желание свободым, то есть мог ли человек при прочих равных условиях хотеть другого? Обладает ли он «свободой от»? Если да – замечательно, он свободен в своих желаниях. Но если нет – никакого подвига тут нет и это его желание – иллюзия, за которой стоит ряд каузальой детерминации.
Цитата: "Плюмбэкс"
Внутренняя же среда - это сам человек. Рассуждения о том, что мы-де рабы инстинктов (обычно исходящие от атеистов) или что мы-де рабы логического мышления (обычно исходящие от верующих) - не более чем софизмы.
Да. Инстинкты – часть человека. Но они его не исчерпывают. Обсуждается проблема свободы не инстинктов, а свободы от инстинктов, то есть наличие воли. Вопрос о СВ, на который мы перескочили с вопроса о соотношении СВ человека и всеведения божества, заключаетс в том, может ли человек быть источником новых каузальных рядов. Если он не обладает СВ, его действия полностью определюятся некоторой совокупностью параметров и не могут быть свободными.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Nail Lowe »
Ибо сказано, die Religion ist das Opium des Volkes.

Оффлайн xmax

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 146
  • Репутация: +1/-0
(Нет темы)
« Ответ #28 : 01 Сентябрь, 2005, 04:03:14 am »
Цитата: "Nail Lowe"
Я только пытаюсь выяснить, возможна ли вообще свобода воли для человека и если да – то почему и как она возможна. Признаю – в этом нет тайны, – что лично я бы предпочел, чтобы СВ все-таки была возможна, потому что в противном случае человек (общество) лишается единственного механизма контролировать свои же действия – ни этика, ни право, ни нравственность не могут быть обоснованы, ибо человек без Св не несет ответственности за сови поступки.

Чой-то не согласный я.
Я вот считаю СВ иллюзией, если понимать ее как необусловленность человеческих поступков внешними факторами (природа и общество). Почему же в этом случае человек/общество лишается "единственного механизма контролировать свои же действия"?
 ИМХО - как раз наоборот, зависимость человеческого поведения от внешних факторов позволяет обосновать такие замечательные фенечки, как этика, право и нравственность.
 Какая была бы польза от суда (право), если бы наказание не оказывало воздействия на преступников (не обуславливало их поведение)? Если же СВ существует (в том понимании, какое я указывыал выше), то человек волен поступить "как угодно", и, соответственно,  наказание становится бесполезным, как и вся система права вообще.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от xmax »

Оффлайн Nail Lowe

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 822
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #29 : 01 Сентябрь, 2005, 08:15:15 am »
Вы правы в том, что наказание (и его возможность) кореллирует с поведением преступника. Но не более тоого, на самом деле. Наказание может остановить, а может и не остановить человека, совершающего преступление, и таких примеров сколько угодно.
Я же имел в виду следующее. Если действия человека несвободны, от его воли ничего не зависит, он волевым усилием не может изменить фатальный ход событий. Любой поступок любого человека в отсутствие СВ - лишь одно из событий, необходимость которого заложена изначально в самом мире, а человек просто думает, что он за себя решает. И если так - какой смысл в судах, наказании, законе (юридическом, нравственном, этическом)? Такой грандиозный самообман. Как мы можем наказывать человека за то, что предопределено заранее какими-то силами, будь то законы природы, либо бог. Поэтому право без презумпции о СВ теряет основу.
Очевидно, что система наказания-поощрения может корректировать действия человека. Но ведь может и не корректировать. И человек, на мой взгляд, делает, опять же, свободный выбор между возможностью подчиниться закону и возможностью его преступить.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Nail Lowe »
Ибо сказано, die Religion ist das Opium des Volkes.