Автор Тема: Наука и религия (совместимость - несовместимость)  (Прочитано 70987 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Нижегородов

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 83
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #120 : 16 Сентябрь, 2005, 08:02:19 am »
Цитата: "Вопрошающий"
Зачем он упомянул при этом излишнюю сущность "бог" не ясно.

Да, вы совершенно правы - Бог имеет сущность (Ин. 3:13).
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Нижегородов »

Оффлайн Anonymous

  • Оратор форума
  • ********
  • Сообщений: 13 672
  • Репутация: +1/-4
(Нет темы)
« Ответ #121 : 16 Сентябрь, 2005, 08:54:49 am »
Цитата: "Нижегородов"
Есть научные данные, подтверждающие факт того, что "случайным развитием природных катастроф" не управлял Бог?

А есть научные данные, подтверждающие, что чайник закипел от того, что вода нагрелась до парообразования, а вовсе не от того, что Глокая Куздра на Седьмом небе сказала "вуглускр"?  :lol:

Да святится имя Глокой Куздры!   8)  Аминь... блин... в смысле "вуглускр" !
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Anonymous »

Оффлайн Anonymous

  • Оратор форума
  • ********
  • Сообщений: 13 672
  • Репутация: +1/-4
(Нет темы)
« Ответ #122 : 16 Сентябрь, 2005, 09:07:42 am »
Цитата: "Нижегородов"
Да, вы совершенно правы - Бог имеет сущность (Ин. 3:13).

А еще в Боге, и только в нем, сущность и существование совпадают. Мы тоже теологию изучали...  8)
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Anonymous »

Оффлайн Теллурин

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 19
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #123 : 16 Сентябрь, 2005, 17:12:31 pm »
Цитата: "Нижегородов"
Есть научные данные, подтверждающие факт того, что "случайным развитием природных катастроф" не управлял Бог?

То есть Вы где-то верите, что бог теперь управляет миром с помощью датчика случайных чисел – генерит события как  карта или кость ляжет. Когда сотворил Мир собственными ручками, а потом обленился, перешел к азартным играм. Да на кой тогда ляд такой управляющий нужен? Как его отличить то от случайного шума или реликтового фона? Никак!  И вообще заметьте, Эйнштейн же уже давно сказал  –
Цитировать
Бог не играет в кости


Всемогущему Яхве  для того, чтобы слыть всеведующим надо было бы находиться одновременно во всех уголках Вселенной и в т.ч. в головах всех субъектов Земли. Тогда он должен знать, что в него кое-кто не верит и немедленно должен был бы вправить таким людям мозги (поскольку того требует  Библия,  угрожая кровавой расправой), однако он ничего такого не делает и не спешит доказать своё существование. Неразрешимое противоречие не может быть объяснено злым умыслом – ведь бог должен быть всеблагим! Вывод простой  – или бога нет, или он не всемогущ, что то же самое. Тем более это справедливо, если речь идёт о мультиверсе вселенных. Так что из невозможности всемогущества христианского бога вытакает то, что бога нет.  

====================================
А верить надо не в Человека, а в его Разум.
« Последнее редактирование: 20 Сентябрь, 2005, 14:38:16 pm от Теллурин »

Оффлайн Теллурин

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 19
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #124 : 18 Сентябрь, 2005, 10:52:48 am »
Возвращаясь к теме совместимости науки и религии. Интересные мысли на сей счёт были высказаны в своё время великим писателем-фантастом  Гербертом Уэллсом.  Он сегодня опять популярен в массах в связи с экранизацией его романов, в т.ч. «Война миров». У Бертрана Рассела, конечно, есть более капитальная работа - книга «Религия и Наука» (http://vivovoco.nns.ru/VV/PAPERS/ECCE/RSL/RSL_6.HTM). Но Г.Уэллс подходит к проблеме, как и положено писателю, с оригинальных позиций и более эмоционален в своих оценках.

Цитата: "Герберт Уэллс"
Конфликт из-за неточных названий "религия" и "наука" объясняется весьма просто.  Духовенство,  которое  в  прошлом  направляло  и   контролировало поведение людей, считало  необходимым  иметь  мифологию  для  истолкования морального конфликта человечества, и с этой мифологией оно тесно связывало свой моральный кодекс. А все  объяснения  оно  основывало  на  догадках  и только на догадках,  совсем  как  первобытные  люди.  Оно  создало  миф  о сотворении мира и указало точную его дату, сочинило историю о рае, грехе и падении и на  этой  основе  построило  обширную,  сложную  систему  своего влияния на человечество, сделав веру в эту мифологию сутью религии  я  при этом  отбросив  многие  важные  стороны  религиозной  жизни.   Большинство религиозных  конфликтов,  войн  и  гонений  было   связано   с   вопросами определения смысла слов. Вспомним, сколько  крови  пролилось  из-за  слова filioque [филиокве (лат.) "и от сына" - католическое добавление к "символу веры", было утверждено на Толедском церковном соборе 589 года; оно явилось причиной   борьбы   и   постоянных   раздоров   между    католической    и греко-византийской  церквами;  споры  ведутся  богословами  до  сих  пор]. Атаназианская вера - это фантастический набор немыслимых определений.
С развитием натурфилософии древняя надуманная мифология стала  вызывать сомнение. Люди начали постигать новую историю _жизни во  времени_,  и  это понимание  угрожало  духовенству,  его   авторитету,   догмам,   церковным церемониям, его власти над судьбами людей. Священники не могли допустить и мысли, что религиозная  жизнь  возможна  без  их  лелеемой  мифологии,  и, естественно, делали все, что  было  в  их  силах,  чтобы  убедить  добрых, простодушных, веривших им людей в том,  что  новая  наука  означает  конец религии вообще. Не надо ее слушать, не надо изучать.

Что с точностью до несущественных деталей мы наблюдаем и ныне. Церковники весьма успешно лезут у нас в управление и воспитание со своими методами и нравоучениями, буквально на каждом перекрестке продолжают строить всё новые и новые храмы, благославляют верующих на шествия по дорогам с мощами и иконами, перекрывая движение транспорта, звонят в колокола и не дают людям спать и т.д. Распоясались и управы на них нет никакой. Похоже, что сегодня у нас  дело обстоит хуже, чем в Англии во времена Уэллса…

Цитата: "Герберт Уэллс"
Между тем расширение познаний о великом прошлом  и  неизбывная  вера  в возможности человечества вовсе не означают  конец  религии,  а  скорее  ее перерождение. Но как мешает нам эта непродуманная, опрометчиво  выраженная мысль!  Как  жестоко  мы  расплачиваемся  за  небрежное,  безответственное заявление. В мире, жаждущем единой религии,  способной  объединить  нас  с нашими собратьями, мы все еще отказываемся признать  эту  жажду  и  терпим мертвые религии, такие же мертвые и  несостоятельные,  как  те  языки,  за которые они цепляются. Подобно тому,  как  финансовые  и  собственнические интересы,  отжившие  обычаи  мертвого  прошлого   борются   против   явной необходимости охранять мировые ресурсы, подобно тому, как правительства  с их  узкими  государственными  границами  ведут  отчаянную  борьбу   против всеобщего федерального мира, так и могучие религиозные  организации  -  те самые люди, которые в душе сказали себе "бога нет", а публично  отстаивают монополию  на  его  имя,  -  используют   любое   смятение   умов,   чтобы препятствовать развитию солидарности науки и  религии,  солидарности,  так необходимой сейчас миру.

Солидарность науки возможно лишь с честными организациями и людьми. По поводу языка. Г.Уэллс был убеждённым сторонником создания единого международного языка общения на базе английского. Эсперанто не подходит так как придётся начинать просто с нуля. С английским будет гораздо быстрее. Однако он считал, что для подобной миссии английский язык нуждается в значительном реформировании, подготовке и постоянном развитии через комитет. Ему, в частности, Бернард Шоу сказал, что для алфавита международного языка требуется 41 буква. Видимо кое-какие буквы можно было бы взять и из кириллицы.

В заключении
Цитата: "Герберт Уэллс"
Кое-кто из вас скажет: "Мечты. Несбыточные мечты!"
Возможно, так оно и есть. Очень может быть, что несбыточные. Но, говорю я вам, если вы не разделите эти мечты, если в течение  оставшегося  у  нас короткого времени не сделаете все возможное, чтобы их претворять в  жизнь, то вместо сна наяву на вас обрушатся новые кошмары,  на  вас  и  на  ваших близких, на всех, кто вам дорог.
Не знаю, что испытывает тот,  кто  принадлежит  к  виду,  не  сумевшему приспособиться. Свои семьдесят пять лет я прожил в эпоху прогресса,  но  я могу представить себе, как горько будут расплачиваться наши  дети  и  дети ваших детей, вся молодая  поросль,  -  расплачиваться  позором,  нуждой  и лишениями;  могу  представить  себе  их  жизнь,   уродливую,   нездоровую, звероподобную, пока Природа, не спеша и не медля, как это ей  свойственно, не сметет их с лица земли.

Конечно, по вопросу взаимопонимания между людьми теперь мало что изменилось. Мир по прежнему  в целом ведёт нездоровую мышиную возню со спичками на пороховой бочке. К войнам добавились терроризм и дополнительные социальные угрозы. Мозги людей не справляются с анализом политических ситуаций, принимают неадекватные решения, лезут напролом и толкают управляющий аппарат в болото. Природа и возможности организма «венца творения» остаются на уровне каменного века, в то время как жизнь с каждым годом продолжает усложняться. Уэллс считал, что дело можно исправить научным воспитанием людей на протяжении нескольких поколений. Он ещё не знал, что расчёт на поколения в  условиях экспоненциального роста сингулярных технологий (био-, нано-, инфо-, теле-) неприменим – у нас просто нет времени на раскачку. Тираны, секты или машины обязательно выйдут из под контроля. К счастью появилась возможность чисто техническим путём решить проблему согласования развития всего человечества  – путём симбиоза человека с  машинной в составе глобальной телекоммуникационной сети. Все прочие пути ведут к неизбежной гибели цивилизации или её стагнации, что равносильно ожиданию гибели.

Далее
Цитата: "Герберт Уэллс"
Я  мог  бы  на  этом  закончить.  Это  эффектный  конец,  эффектный   с литературной точки зрения; но он не совсем  оправдан.  Таков  естественный ход вещей. Я полагаю, что мы по-прежнему идем к краху, к вымиранию, но  мы должны  заниматься  обсуждением   не   хода   вещей,   а   чего-то   более определенного,  и  тут  нам  придется  столкнуться  с  двумя   труднейшими проблемами - количественными  определениями,  определениями  временными  и пока еще едва заметным процессом развития массовой  психологии.  Возможно, что мы вступаем  в  промежуточную  фазу  умственной  усталости  и  в  фазу лицемерных, двуличных религиозных войн. Когда я говорю: религиозные войны,  я, разумеется, имею в  виду  крестовые  походы  и  грабительские  войны, которые ведутся во имя мертвых религий,  еще  обременяющих  нашу  планету. Мертвая религия - все равно, что дохлая кошка: чем она больше окостенела и протухла, тем она лучшее  метательное  оружие.  Вызываемые  этими  войнами беспорядки и волнения могут то здесь, то там создать разумным, настойчивым людям условия для претворения в жизнь этой извечной  задачи  -  разработки структуры  мирового  порядка  и  мирового  общественного  мнения.  Это  не оправдание, чтобы  медлить,  но  это  убеждает  нас  в  том,  что  надежды необходимо сочетать с решимостью выполнить задачу,  которую  ставит  перед нами Пришелец из Будущего.


Касательно дохлых кошек Г.Уэллс, конечно, метко подметил, но что печально - так это то, что спустя 65 лет после написания статьи эти самые кошки до сих пор пухнут со страшной силой. Не видоизменяются, а пухнут. Может быть каждая религия может ожить,  в смысле перестав быть догматической и закостенелой? Произошла бы катастрофа.  Но тогда, чтобы избавить людей от дальнейших конфликтов на религиозной почве,  было бы лучше, наверное, если бы на Земле образовалась лишь одна объёдинённая религия. Однако потом и она, как и все религиозные выдумки, за порогом автоэволюции людей и машин должна неизбежно разделить участь прочих художественных произведений – занять своё достойное место в разделе мифов и легенд. Полный текст статьи Г.Уэллса  «НАУКА И МИРОВОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ» можно найти по адресу  http://lib.ru/INOFANT/UELS/articls2.txt
 или в издании "Собрание сочинений в 15-ти томах. Том 15".  М., "Правда", 1964 (Б-ка "Огонек").
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Теллурин »

Оффлайн Вопрошающий

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 922
  • Репутация: +13/-0
(Нет темы)
« Ответ #125 : 19 Сентябрь, 2005, 10:23:58 am »
Нижегородов
Цитировать
Да, вы совершенно правы - Бог имеет сущность (Ин. 3:13).

Я и говорю - излишней сущности приписывают излишнее существавание
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Вопрошающий »
Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений (Рене Декарт)