Научный атеизм > История и религия

Священный вертеп. Из истории Русской церкви.

(1/3) > >>

Roland:
Главный мученик за правое дело.
   
     Митрополит Арсений ( Мацеевич) (1697, Владимир-Волынский —  1772, Ревель) — епископ Православной Российской Церкви, митрополит Ростовский и Ярославский. Лишён сана за противодействие секуляризации монастырских имуществ, умер в заточении. В 2000 году был прославлен в лике святых Русской православной церковью как священномученик.

   Единственный из архиереев, кто открыто выступил против секуляризации церковных владений при Екатерине II. Начиная с 5 марта 1763 года, Арсений подавал в Святейший Синод один протест за другим против отнятия монастырских вотчин и против вмешательства светских лиц в духовные дела, особенно выступал против президента Коллегии Экономии Мусина-Пушкина, называя его «турком». Поскольку главой поместной Русской церкви с учреждением Синода был монарх («крайний судия»), то секуляризация церковных имуществ проходила при полном согласии Святейшего Синода. В Неделю Торжества Православия, до подачи своих прошений в Синод, митрополит Арсений на богослужении к остальным анафемам против еретиков прибавил «анафему, обидчикам церквей и монастырей». Императрица Екатерина узнала о поступках Арсения и назвала его: «лицемером, пронырливым и властолюбивым бешенным вралем».

        Императрицу подержал Святейший Синод: митрополит Новгородский Димитрий (Сеченов), митрополит Московский Тимофей (Щербацкий), архиепископ Санкт-Петербургский Гавриил (Кременецкий), архиепископ Крутицкий Гедеон Кринов, епископ Псковский Амвросий (Зертис-Каменский), епископ Тверской Афанасий Вальковский, архимандрит Новоспаский Мисаил (Чирский). Синод подал доклад императрице о поступках Арсения. Императрица рассмотрела доклад и повелела, чтобы сам Синод митрополита Арсения «судил как своего члена и злонамеренного преступника». В Ростов, в середине марта был прислал обер-офицер, который привез указ Арсению следующего содержания: «14 марта определено ваше преосвященство, чрез нарочно отправленного гвардии обер-офицера привезти в Москву, а при том отъезде ризницы и людей, кроме трех нужнейших вашему преосвященству, с собой не брать, и имеющиеся в кельях вашего преосвященства письма, кроме печатных книг, собрав в одно место, вашею и того обер-офицера печатью запечатав, взять оному обер-офицеру в Москву.» 14 апреля, при приезде в Москву, Арсения держали под крепкою стражею в Симонове монастыре, как преступника. Императрица написала письмо к обер-прокурору Глебову: «Александр Иванович! Нынешнюю ночь привезли враля, которого исповедовать должно; приезжайте ужо ко мне, он здесь во дворце будет». В присутствии Императрицы, Орлова, Глебова и Шишковского, Арсений до того простер свою дерзость в объяснениях, что Императрица зажала себе уши, а ему «закляпили рот.»

      В этот же день 14 апреля на заседании Синода Арсения присудили извергнуть из архиерейского сана, расстричь из монашества, а затем предать суду светскому, согласно которому, за оскорбление её Величества Арсения должны были казнить смертью. Приговор Синода был послан Екатерине. Императрица, как об этом сказано в указе синодском, «по великодушию и милосердию своему природному», соизволила освободить Арсения от суда светского и истязания, а повелела оставить ему один только монашеский чин и сослать его в отдаленный монастырь под присмотр настоятеля. Осужденный призван быль в Синод для объявления ему и для исполнения указа. Арсения извергли из священства и сослали сначала в Ферапонтов монастырь, позже местом ссылки Арсения стал Николо-Корельский монастырь.

       В ссылке продолжал жестко критиковать екатерининскую политику. В частности, он критиковал Екатерину за содержание под стражей бывшего императора Иоанна Антоновича, убитого в заключении в Шлиссельбурге при попытке поручика Василия Мировича организовать его освобождение. Арсений приветствовал поступок Мировича и осуждал решение царицы осудить его на казнь. В 1767 году был расстрижен из монашества в крестьяне и посажен в Ревельскую крепость под именем «некоего мужика» Андрея Враля.

Скончался 28 февраля 1772 год, погребён в Таллине (Ревеле) в Успенском приделе Никольской церкви

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1 ... 8%D1%87%29

Roland:
«Отторгнутые насилием (1596) воссоединены любовию (1839)»

 
 
 Отчёт Третьего Отделения за 1841 год: "Ныне духовенство, имея волю Государя с кротостью пресекать вредные расколы, в исполнении этого дела берет какое-то фанатическое направление и, удаляясь от кроткого обращения, превышает власть свою гонением раскольников и униатов." (Россия под надзором: Отчеты III отделения 1827-1869. – М., 2006. - С. 257)

«Обычными были сцены, когда полицейские власти выбрасывали церковные униатские предметы из храмов, а затем начинали чуть ли не поголовное сечение упорствующих до тех пор, пока последние не подписывали заявлений о своем «согласии» перейти в православие. В наиболее «беспокойных» приходах войска оставались до тех пор, пока прихожане, разоряемые постоями, не изъявляли «добровольного согласия» подчиниться требованиям православных и светских властей» (В. Федоров. Русская Православная церковь и государство. – С. 206-207)

«О каких принципах веротерпимости могла быть речь, когда турки лишь не позволяли звонить в колокола, а мы в Седлецкой губернии силою и обманом обращали в православие униатов и проливали их кровь, когда они не хотели отдавать последнее имущество, описанное за недостаточно поспешное обращение «в лоно вселюбящей матери-церкви»?» (А. Кони. Собрание сочинений. Т. 2. – М.: Юридическая литература, 1966. – С. 77; А. Кони. На жизненном пути. Т. 1. - СПб., 1912. – С. 513)

Характерна короткая речь Александра II 12 июня 1867 г. к крестьянам тех же западных губерний: «Очень рад вас видеть православными. Уверен, что вы перешли в древнюю веру края с убеждением и искренно; знайте, что раз принявшим православие я ни под каким видом не позволю и не допущу возвратиться в католичество. Слышите ли? Повторяю: рад вас видеть православными» (С. Татищев. Император Александр II. – М., 1996. – С. 24-25)

В «Колоколе» Герцен пишет: «из позенской газеты (…) Гродненской губ., Волковысского уезда, деревня Порозово перешла из унии к греческой церкви в то душеспасительное время, когда Николай с благочестивым свирепством всекал униат в православие. Поп им достался какой-то мошенник, притеснявший их и грабивший. Мужики, услышав, что новый государь поладил с католическим духовенством, перешли опять в унию. Поп донёс. Генерал-губернатор Назимов отправил туда отряд солдат, шайку полиции и своего адьютанта Попова. Вооруженная орава эта напала на деревню и без суда и следствия перепорола всех» (Секущее православие // Колокол. Лист 27. – 1858. – 1 ноября.)

«Мы получили на днях некоторые подробности о деле православного разбоя в Гродненской губернии, о котором мы писали в прошлом листе. Итак, эта ужасная история справедлива, и гнусный Семашко [Иосиф Семашко - митрополит Литовский и Виленский, член Секретного комитета по униатским делам, активный участник присоединения униатов к православию] высек себе новый памятник на спине беззащитных жертв. Со стороны гражданского начальства истязанием заведовал окружной Новицкий. Этот полицейский апостол сек людей до тех пор, пока мучимый соглашался принять причастие от православного попа. Один четырнадцатилетний мальчик после двухсот розг отказался от такого общения со Христом. Его снова начали сечь, и только тогда, уступая страшной боли, он согласился. Православная церковь восторжествовала! «Всё дело скрыто», - прибавляет корреспондент» (Смесь // Колокол. Лист 28. – 1858. – 15 ноября)

«При воссоединении допущено было много ошибок. Не посчитались с народной душой. Вмешалась администрация: губернаторы, полиция... стали народ загонять в православие. Многие приходы переходили фиктивно; появились так называемые "упорствующие" - лишь на бумаге православные люди, а по существу те же униаты. В условиях фиктивного воссоединения с Православной Церковью они лишь дичали, тянулись к католическому зарубежью, а с местными православными духовными властями ладили путем хитрых уловок». «До 100000 "православных" в душе оставались униатами... Официально уния была упразднена в 1875 году государственным законом, но веру в душах закон упразднить не мог» (Путь моей жизни: Воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского). – М., 1994. – С. 91)

Были приходы, где до 90 процентов населения бойкотировало православные церкви и, не имея своих, униатских, оставалось без церкви. Этих непримиримых называли "упорствующими". Они были подлинной язвой на теле Холмщины. Беду эту я сознавал и очень скорбел. А что предпринять? Как эту язву лечить? Свободы вероисповедания в России тогда еще не было, уния была упразднена 28 лет тому назад, а время ничего не изменило, конфликт не разрешался, православие по всей линии не торжествовало. Наоборот, чем дальше, тем все чаще и чаще поступали прошения об отпуске в лоно католичества. Наша канцелярия была завалена подобными прошениями. Правила, которыми надо было руководствоваться при их рассмотрении, были формальные: кто были предки? Если они были католики, разрешить просителю вернуться в католичество можно; если униаты - нельзя. Прочитаю, бывало, прошение и не знаю, что ответить на основании формальных вопросов: ходил дед в костел - не ходил? а где отец бывал на богослужениях? и т.д. Мучительно-тягостно было это бюрократическое дознание, решавшее судьбу верующей души... А тут еще вскрылось, что консисторские чиновники за отпуск в католичество брали взятки. Это уж окончательно запутывало дело." (Там же)

Rufus:
В этом есть некая философская идея.
Униаты (сиречь католики восточного обряда) - это как бы предатели православия, некогда  пошедшие на поводу у поляков, желающих оторвать "своих" русских от общего этноса.
Но почему же они так сопротивлялись "воссоединению"? Ведь практически на смерть шли (при СССР)

Или вот еще более показательный пример: Арунг Палака, предатель индонезийского народа, способствовавший покорению Макассара голландцами, и во главе своих бугов воевавший в первых рядах голландских захватчиков индонезийских княжеств, является национальным героем бугов, реально много сделавшим для экспансии своего этноса.
И, кстати,  в Гоа та же ситуация

Аун Сан в Бирме, Сукарно в Индонезии, Субхас Чандра Бос в Индии - та же Бандера.
Особенно рекомендую прочесть в Википедии про Боса.

Roland:

--- Цитата: "Rufus" ---Униаты (сиречь католики восточного обряда) - это как бы предатели православия, некогда  пошедшие на поводу у поляков, желающих оторвать "своих" русских от общего этноса.
--- Конец цитаты ---

 Тут более важен религиозный контекст. В прошлом тысячелетии экспансия католиков намного превышала экспансию православных. Не сложилось такого явления, как православные западного обряда, латиноправославные, хотя прецедент есть - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0 ... 0%B8%D0%B8

 А католики это придумали ещё  в    1274 году (Лионский собор).
 

--- Цитата: "Rufus" ---Но почему же они так сопротивлялись "воссоединению"? Ведь практически на смерть шли (при СССР)

--- Конец цитаты ---

 Потому же, почему и сопротивлялись соединению в 1596. Ведь религия претендует на полный контроль за душой человека. Если им 2,5 века униатские попы вбивали в голову, что католическая вера - правильная, а все остальные в аду, то логично, что они туда по своей воле переходить не хотели.

Алeкс:

--- Цитата: "Roland" ---
--- Цитата: "Rufus" ---Но почему же они так сопротивлялись "воссоединению"? Ведь практически на смерть шли (при СССР)
--- Конец цитаты ---
Потому же, почему и сопротивлялись соединению в 1596. Ведь религия претендует на полный контроль за душой человека. Если им 2,5 века униатские попы вбивали в голову, что католическая вера - правильная, а все остальные в аду, то логично, что они туда по своей воле переходить не хотели.
--- Конец цитаты ---
Кагбэ европейские католики безо фсяких мистических проблем переходили в протестанство, английские - не моргнув глазом, ан масс послали папу на йух. Им католические попы ничего не вбивали в голову?

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии