2. ТриклинийВ исторических деревнях Галилеи не было никаких "триклиниев - столовых - обеденных залов". Видите ли, скажем, тамада, он и на природе будет тамадой, и в квартире, тогда как архитриклинос своим названием привязан не столько к самому пиршеству, сколько к специальному залу (помещению "триклинон"), предназначенном в нашем случае для пиршеств, который для проведения свадьбы должен быть достаточно большого размера. Такие большие помещения имелись только у очень зажиточных, или наделённых властью, людей.
У греков было в ходу другое слово, которое куда больше соответствует рус. синод. переводу "распорядитель пира" -
συμποσί-αρχος ὁ председатель пира, распорядитель попойки
(упоминается Ксенофонтом 444-354 гг. до н. э.)Для сравнения:
συμ-πόσιον τόпопойка, пиршество, пир Pind., Her., Xen., Plat. etc.;
собир. участники пирушки, пирующие Plut.;
пиршественный зал, столовая Luc.;
группа сотрапезников...
τρί-κλῑνον τόВейсман: обеденный стол с тремя ложами для шести человек; столовая;
Дворецкий: столовая с тремя застольными ложами Polyb.
(204-122 гг. до н. э.), Plut.
Даже сравнительно небольшие помещения-
триклинии были в ходу лишь у
богачей. Тогда как залы, которыми заведовали, приставленные к ним начальники(
) - такое возможно лишь для дворцов, где цари. Не случайно христиане толкуют наличие в этом рассказе архитриклина ... лишь расположением стол..ов в форме литеры
П, без акцентации мысли на самом помещении. При этом архитриклинос уравнивается по смыслу с симпосиархом.
По-вашему, такое объяснение "архитриклинос" в этом рассказе более логично, чем то, которое преподнёс к вашему рассмотрению я?
Если в отношении слова
συμποσί-αρχος не возникает понятия ни залы для пиршества, ни даже столовой, так как речь здесь идёт, всего-навсего, о авторитетном в любой компании заводиле, управляющем ходом мероприятия, и следящим за качеством вина, без привязки должности этого "заводилы" к плану "столов" и строениям, то в отношении
архитриклиноса, - где на первое место выдвинута мысль о
нечто: а) в
триклинии, б) примыкающем к "обеденному столу" с трёх сторон, и в) этого
нечто начальнике, - оный уже не выглядит просто тамадой-заводилой. Как, впрочем, из-за сюжетной линии о
отсутствии вина и месте события (в историческом плане - деревня) последнего не представляется возможным увязать ни с должностью при дворе, ни даже с тамадой на свадьбе у богача.