Паша, рассуждения о 10% - это «от лукавого».
Ну почему, 10% те же могут быть искажены переписчиками додуманы и выбиваться из общего смысла. Разве это будет значит автоматически ниспровержение остальных 90%?
Нет, не означает, конечно. Но означает только то, что 90%
требуют доказательства того, что они не искажены и не додуманы. Смотрите, светский подход: имеем 100% текста, который требует проверки и доказательства. Религиозный подход: имеем 100% текста, который не требует проверки и доказательства, так как априори истинный (исходит из постулата, что текст передан богом). Теперь вы говорите, что, допустим, 10% текста искажены. Тогда постулат о полной истинности автоматически теряет силу, и вам приходится проверять и доказывать каждую строчку. Иначе получается абсурд.
Что, к примеру, делает адвентист Витя. Он как раз на позиции, когда любую неудобную ему фразу он: а) истолковывает в ином смысле («оптимистически здесь правильнее понимать не обобрал, а спас…») или б) объявляет ошибкой («на самом деле Ездра и Моисей ошиблись, хотя это и не говорится…») или в) вообще додумывает сверх текста.
В таком случае исследование Библии становится бессмысленным, так как из текста с таким подходом можно выстроить абсолютно любые выводы.
Понятно что будет некая путаница, но относиться как к второканонической книге по-моему вполне можно.
Дело совершенно не в степени каноничности, а в принципе получения информации.
И что будет в данном случае док-вом? Надо смотреть на достоверность рукописи и историю текста, изменялся ли он. Все равно определенная часть на доверии. Если мы знаем что это писал Тацит и так считалось в веках, значит придется довериться этому. А критически анализировать логичность, стиль автора, мог ли он вообще так написать-тоже сложно безошибочно. Просто кто больше понимает в вопросе, тот будет и лучше разбираться.
Вот именно, что проверка достоверности сведений (критический анализ источника) – это как раз принцип, принятый и применяемый в светской историографии. Есть ли в этой методике место доверию? Да, есть, но с одной существенной оговоркой. Иногда исследователь просто не может установить достоверность. В этом случае его позиция должна быть примерно такая: невозможно доказать ни правдивость, ни ложность, но сведение вызывает доверие, так как… Такая позиция, во-первых, обязывает не делать выводов (предположений) второго порядка. Во-вторых, это сигнал для других исследователей – вот доказанные сведения, а вот сведения просто для информации.
Возвращаясь к нашему вопросу о каноне. Если бы вы с самого начала сказали: канон достоверно принят не позднее II века, однако есть предположение, что был и в I веке, – я бы даже не стал спорить. В историографии встречается огромная масса «предположений», и отношение к ним соответствующее.